Теория функциональных систем п.к. анохина.

В теории функциональных совокупностей в качестве детерминанты поведения рассматривается не прошлое по отношению к поведению событие — стимул, а будущее – итог .

Функциональная совокупность имеется динамически складывающаяся широкая распределенная совокупность из разнородных физиологических образований, все части которой содействуют получению определенного нужного результата . Как раз опережающее модель и значение результата будущего, создаваемая мозгом, разрешает сказать не о реакции на стимулы из окружающей среды, а о полноценном целеполагании.

Теория функциональных систем п.к. анохина.

рис. 2. Неспециализированная архитектура функциональной совокупности
(ОА – обстановочная афферентация, ПА – пусковая афферентация)

На схеме представлена последовательность действий при реализации одной функциональной совокупности. Сначала происходит афферентный синтез, что аккумулирует сигналы из окружающей среды, память и мотивацию субъекта. На базе афферентного синтеза принимается ответ, на базе которого формируется акцептор результата и программа действий действия – прогноз результативности совершаемого действия. По окончании чего конкретно совершается воздействие и снимаются физические параметры результата. Одной из самых серьёзных частей данной архитектуры есть обратная афферентация – обратная сообщение, которая разрешает делать выводы об успешности того либо большое количество действия. Это конкретно разрешает субъекту обучаться, поскольку сравнивая физические параметры взятого результата и предсказанного результата, возможно оценивать результативность целенаправленного поведения. Причем стоит добавить, что на выбор того либо иного действия воздействует довольно много факторов, совокупность которых обрабатывается в ходе афферентного синтеза.

Сотрудничество животных и человека с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность либо поведение.

Функциональные совокупности — динамические, самоорганизующиеся, саморегулирующиеся построения, все составные компоненты которых содружественно объединяются с целью достижения нужных для организма и самой системы в целом — приспособительных результатов.

Выделяют два типа функциональных совокупностей.

1. Функциональные совокупности первого типа снабжают постоянство определенных констант внутренней среды за счет совокупности саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная совокупность поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая совокупность посредством разнообразных механизмов машинально компенсирует появляющиеся сдвиги во внутренней среде.

2. Функциональные совокупности второго типа применяют внешнее звено саморегуляции. Они снабжают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через сообщение с внешним миром, через трансформации поведения. Как раз функциональные совокупности второго типа лежат в базе разных поведенческих актов, разных типов поведения.

Центральная функциональная совокупность, определяющая целенаправленные поведенческие акты разной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий: — афферентный синтез, — принятие ответа, — акцептор результатов действия, — эфферентный синтез, — формирование действия, и, наконец, — оценка результата

АФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. afferens — приносящий), несущий к органу либо в него (напр., афферентная артерия); передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, либо центростремительные, нервные волокна). ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens — выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, либо центробежные, нервные волокна. АКЦЕПТОР (от лат. acceptor — принимающий).

(1.Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза .
Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно обязательно вступает во сотрудничество с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный суть. мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по бессчётным сенсорным каналам. И лишь в следствии синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения.

Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной совокупности в следствии той либо второй витальной, социальной либо совершенной потребности. Специфика мотивационного возбуждения определяется изюминками, типом позвавшей его потребности. Важность мотивационного возбуждения для афферентного синтеза вытекает уже из того, что условный сигнал теряет свойство вызывать ранее выработанное пищедобывательное поведение (к примеру, побежку собаки к кормушке чтобы получить пищу)

Так, на базе сотрудничества мотивационного, механизмов памяти и обстановочного возбуждения формируется так называемая интеграция либо готовность к определенному поведению. Но, дабы она трансформировалась в целенаправленное поведение, нужно действие со стороны пусковых раздражителей.
Пусковая афферентация – последний компонент афферентного синтеза. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия ответа, которая и определяет направленность и тип поведения. Стадия принятия ответа реализуется через особую и крайне важную стадию поведенческого акта – формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и личная память человека и животного в отношении особенностей внешних объектов, талантливых удовлетворить появившуюся потребность, и способов действия, направленных на достижение либо избегание целевого объекта.Часто в этом аппарате запрограммирован целый путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей. Следующая стадия – это само исполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает аккуратных механизмов, и воздействие осуществляется.
Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и методы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о параметрах и результатах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Как раз результаты сравнения определяют последующее построение поведения, или оно корректируется, или оно заканчивается как при успехи конечного результата.
Следовательно, в случае если сигнализация о совершенном действии всецело соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. И животное успокаивается. При, в то время, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и появляется их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В следствии этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое ответ, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит , пока результаты поведения не начнут соответствовать особенностям нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности.
Так, в концепции функциональной совокупности наиболее важным главным этапом, определяющим развитие поведения, есть выделение цели поведения. Она представлена аппаратом акцептора результатов действия, что содержит два типа образов, регулирующих поведение, — способы и сами цели их успехи. Выделение цели связывается с операцией принятия ответа как последнего этапа афферентного синтеза.
Целенаправленное поведение – поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, — побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой владеют и представления о тех хороших чувствах, каковые в следствии личного прошлого опыта связаны в памяти человека и животного с получением будущего хорошего подкрепления либо награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Хорошие чувства фиксируются в памяти и потом появляются всегда как необычное представление о будущем результате при происхождении соответствующей потребности. Так, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие чувства выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные чувства, появляющиеся в следствии оценок отдельных этапов либо поведения в целом, побуждают субъект функционировать или в прошлом направлении, или поменять поведение, его тактику, методы достижения цели.

В соответствии с теории функциональной совокупности, не смотря на то, что поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть выяснено как последовательность либо цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особенной структуры, включающей в качестве необходимого элемента программирование, которое делает функцию опережающего отражения действительности. Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения.

Так, в рассмотренной структуре поведенческого акта четко представлены главные чёрта поведения: его активная роль и целенаправленность субъекта в ходе построения поведения.

Юрий Александров — Теория функциональных совокупностей. Курс: Системная психофизиология

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector