Тема 6.теория познания

Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Характер и направленность этой деятельности определяется потребностями и интересами человека. Поскольку деятельность человека – сознательная, направленная на реализацию выработанных идей, на преобразование действительности и его самого, то познание помогает ему ориентироваться в мире, оно возникает как необходимая сторона его жизнедеятельности.

В ходе становления человека освоение действительности основывалось первоначально на обыденном опыте, затем по мере расширения и углубления сферы воздействия на окружающий мир познавательное отношение становится особой стороной его жизнедеятельности, возникает потребность во всё большем количестве и многообразии знаний для обеспечения своего существования.

В философии исследованием познания занимается особый раздел – гносеология. Главная задача гносеологии: открыть законы познания с тем, чтобы можно было ими воспользоваться, зная сущность процесса познания. Гносеология или теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность – повседневная или специализированная, профессиональная. Основная проблема гносеологии, «познаваем ли мир?», осмысливается, исходя из следующих вопросов: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Можно ли раскрыть сущность предметов и т. д.

В истории философии две основные позиции: агностическая и познавательно – реалистическая. Особенность агностицизма заключается в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем, их закономерностей. Ещё Протагор (ок.490 – ок.420 г.г. до н.э.) замечал, что «Человек есть мера всех вещей». Поскольку разным людям свойственны разные знания и разные оценки одних и тех явлений. Поэтому не возможно достоверное, т.е. общезначимое знание существа окружающих явлений. Основатель античного скептицизмаПиррон (ок.365 – 275 г.г. до н.э.) считал достоверными чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то это утверждение будет истинным), заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к сущности – его основе. Всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Это акцент был усилен агностицизмом в новоевропейской философии уже на базе достижений науки. Например, английский философ Д.Юм, основываясь на том, что следствие отличается от причины, говорил о невозможности выявления последней. Следовательно, по его мнению, доказательство наличия причинно-следственных связей невозможно, есть только одна причинность – наша привычка ожидания одного явления в связи с другим, за пределы психических связей мы проникнуть не можем, схватывая лишь немногие поверхностные качества объектов. Сущность вещей для нас недосягаема.

Родоначальник немецкой классической философии И.Кант не отрицал существование вне сознания реальных «вещей самих по себе», но считал их в принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека, вещи вызывают в нём множество разнообразных ощущений, которые оказываются упорядоченными посредством априорных (до опытных) форм живого созерцания, а затем с помощью категорий рассудка. Познаём мы лишь мир явлений, «вещь -в- себе» для познания неуловима.

На рубеже XIX – XX в.в. сложилась ещё одна разновидность агностицизма – конвенционализм. Возросшая теоретизация науки, усиление роли научных понятий и теорий в качестве средств познания расширили возможность конвенций (соглашений) в научном сообществе и создали представление о независимости теории от объекта. Суть конвенционализма как концепции в том, что научные теории и понятия представляются в качестве результата соглашения между учёными, а не отражением объективного мира.

Познавательно – реалистическое направление в гносеологии, не отбрасывая всех сложностей процесса познания, положительно решает вопрос о возможности познания сущности вещей, хотя сам процесс и природа познания понимались неоднозначно. Так, в философии нового времени сформировались сенсуализм и рационализм. Обычно выделяют две стороны познания: чувственную и рациональную. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного направления.

Сторонники сенсуализмапризнавали решающую роль чувств в познании. Основная формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сама по себе эта формула не вызывает особого возражения, так как наше мышление оперирует материалом, полученным из органов чувств. Но радикальный сенсуализм принижает роль разума, сводя её к простому суммированию чувственных данных. Это приводит как не пониманию специфики чувственного и рационального познания, так и к не пониманию диалектики соотношения между ними. Виднейшим представителем сенсуализма Дж.Локком (XVII в.) была предпринята попытка, вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания. По Локку человек рождается с сознанием, подобным чистой доске (tabula rasa). По мере воздействия внешней среды на сознание (органы чувств) на этой доске появляются знаки, которые складываются и вычитываются мышлением.

Слабые стороны сенсуализма были подвергнуты критике со стороны рационализма (Б.Спиноза, Р.Декарт и др.). Рационализм, наоборот, отводил решающую роль в познании разуму и впадал в другую крайность, утверждая, что разум помимо чувств способен давать знание о действительности. Для объяснения этой способности рационализм чаще всего обращался к теории «врождённых идей», которая утверждала, что человеку врождено некоторое знание, и дело разума раскрыть его. Так же использовалось обращение к «рациональной интуиции», «предустановленной гармонии».

Однако в реальном процессе индивидуального познания чувственное и рациональное выступают как взаимосвязанные стороны познания: чувственное познание направляется и стимулируется рациональным, а рациональные понятия всегда оперируют чувственным материалом.

Чувственное познание состоит в непосредственной, конкретной координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием. Оно имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение выступает субъективным идеальным образом предмета, т.к. преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. В ощущении фиксируется единичное свойство предмета (боль, холод, жар и т.п.), но вместе с тем через связь субъекта с предметом отражается объективная система отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

Восприятие – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Ощущения отдельно друг от друга не существуют. Они представлены как целостное образное отражение того или иного предмета или явления.

Более сложная форма чувственного восприятия – представление. Это – целостный образ предмета, сохраненный в нашей памяти и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам в ощущениях.

Чувственное познание всегда эмоционально окрашено. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе оценку (плохое,хорошее, интересное, красивое и т.п.).

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами. Значительная часть его чувственного опыта включает образы, которые взяты из описаний, сделанных другими людьми. В этом проявляется исключительная роль языка с его возможностью передавать информацию

Рациональное познание осуществляется у человека в виде процессов мышления. Мышление – это процессуальная сторона человеческого сознания, состоящая в опосредованной, отвлечённой, обобщённой, знаковой координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием. Оно представлено в трёх формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие – форма мышления, в которой объект мышления задан в его общих и существенных признаках. Понятия в сокращенной форме аккумулируют и используют итоги многовекового практического опыта человечества. Помимо понятий, которые фиксируют объективные существенные свойства вещей, есть понятия, запечатлевающие отношения между вещами, например, цвет – оттенок. Такие понятия фиксируют общие отношения вещей и явлений. Эти отношения являются идеальными обобщенными объектами познания.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются отношения между объектами и их признаками посредством утверждения или отрицания: «этот стол – зеленый».

Умозаключение – процесс мышления, в котором из одних суждений выводятся другие. Например, на основании суждений:

Всеметаллы – электропроводны

Железо – металл

выводится умозаключение: Железо – электропроводно.

Важное место в процессе познания занимает интуиция. Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто меняются коренным образом, что было невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными, большую роль в этом играют воображение и интуиция. Человек как бы предчувствует, что это и есть правильное решение через «озарение», «наитие». Но интуиция – это не область инстинктов или автоматизма поступков. Существенная черта интуиции – непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) называют такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция как новое знание в момент выдвижения не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.

Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Другие черты интуиции: внезапность и неосознанность. Открытие происходит всегда неожиданно, случайно. Интуитивное «видение» совершается без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остаётся и сам результат. Особое значение имеет эвристическая (творческая) интуиция, которая отличается от стандартизированной тем, что всегда рождает новое – знание, образ.

Познавательная деятельность как особый вид духовной деятельности включена в общую структуру общественной деятельности, поэтому она не отделена от других видов, в том числе и от материальной деятельности, а органически с ними взаимосвязана. Также не следует рассматривать ее как сугубо индивидуальную, осуществляемую лишь отдельным человеком. Познание субъекта всегда обусловлено и знаниями, полученными от предшествующих поколений, и уровнем познания современной ему культуры. Поэтому познавательная деятельность носит, прежде всего, общественный, коллективный характер.

Современная гносеология строится с учетом всех этих обстоятельств, опираясь, главным образом, на деятельностную концепцию познания, основы которой разработал ещё К.Маркс. Эта концепция внесла ряд новых положений:

Предшествующие теории исследовали познание лишь как индивидуальную деятельность, что и порождало агностицизм, т.к. субъект исходит лишь из собственного опыта. Деятельностная же концепция подчеркивает общественный характер познания, что позволяет говорить о коллективном субъекте и объяснить происхождение истинного знания. Познавая, человек выступает как коллективное существо, имея в запасе уже достигнутый уровень в познании, обусловленный культурным развитием в целом.

Кроме того, они не исследовали активную роль субъекта в познавательном отношении, чаще всего сводили познание к простому отражению вещественного в сознании: внешний мир воздействует на сознание, формируя в нём образы без какой-либо активности самого человека. В этом отношении велика заслуга И. Канта, который впервые глубоко осознавая активную роль субъекта, разрабатывал эту проблему. Однако Кант ограничил деятельность субъекта рамками его индивидуального опыта и, более того, возможности познания свел лишь к познанию данных чувственных ощущений, объявив непознаваемыми сами вещи. Деятельностная концепция рассматривает познание как целостный культурный феномен, в котором материальное и идеальное, субъект и объект диалектически взаимообуславливают и взаимоопределяют друг друга. Познающий же человек не сводится лишь к элементам духовной деятельности, а берется как материальное, предметное существо, способное в силу этой своей духовности активно воздействовать на окружающий мир, изменяя его.

В этой связи Маркс ввел понятие практики. Практика – это целенаправленная общественная материальная деятельность людей по преобразованию действительности. Это понятие имеет принципиальное значение, т.к. направлено против созерцательности, наоборот, подчеркивает активную преобразовательную роль субъекта. Именно через практику (коллективную деятельность) можно доказать истинность суждений.

Прежние концепции познания рассматривали познание как изолированную деятельность. Основная идея деятельностной концепции в том, что познание как вид духовной деятельности, хотя и имеет относительную самостоятельность, но его структура, содержание, методы определяются всей системой человеческой деятельности, поэтому оно носит исторический характер. Развитие познания не проходит в одной плоскости – простого количественного накопления знания. Присутствует и другая плоскость его развития: качественно изменяются формы материальной деятельности и соответственно изменяются формы познания. Именно через деятельностную культуру субъект сам активно формирует структуру своего познания и даже содержание своего знания.

В свою очередь способы познания, формы знания, степень понимания обуславливают и структурируют практику, передавая через неё человеческий лик и самой природе, объективному миру. Из всего многообразия связей окружающего мира человек через свои цели выбирает какую –то определённую связь, тем самым цель формирует структуру познания и в определённом смысле содержание знания. Можно сказать, что каждый акт деятельности представляет собой целостный феномен, где явления материального и духовного порядка слиты в единую систему.

Представим человеческую деятельность как единую систему (ибо таковой она и является), чисто условно разделим ее на две основные сферы: материальную и духовную. Схема показывает, что знания – продукт познавательного взаимодействия субъекта и объекта как вида духовной деятельности являются отражением не самого по себе предмета или вещи, а отражают взаимодействие объекта и субъекта материальной деятельности. Иначе говоря, зависят от ее характера, уровня развития. Скажем, представления об устройстве природы актуальны и сейчас, но всем известно, на сколько они изменились исторически. В данном случае объект исследования един и для современного человека, и для человека новоевропейской культуры, но существенно различен уровень развития производства. Современное производство способно дать более совершенные средства исследования, соответственно на их основе развивается познание и новые знания.

С другой стороны, полученные знания способствуют созданию новой техники и новой технологии, которые меняют характер связи субъекта и объекта уже материальной деятельности, а вместе сними и объект – пророду. Этот «круговой» процесс взаимодействия – бесконечен.

Как видно, процесс познания, как и любая деятельность складывается из взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект познания – это категория, обозначающая человека не до и не после, а в самом процессе его активной познавательной деятельности, обеспечивающей переход от незнания к знанию, от него – новому знанию. Субъект может выступать в качестве отдельного человека, а также в качестве коллектива.

Объект познания – это категория для обозначения такой объективной реальности, которая дана не до и не после процесса познания, а непосредственно в нем.

Взаимодействие субъекта и объекта в познании носит сложный характер взаимозависимости. Одновременно происходит объективирование субъекта и субъективирование объекта. Это означает, что в процессе познания объект воздействует на субъект,меняет его, выступая источником нового знания. Субъект в свою очередь через цели и интересы оказывает влияние на объект.

Жёсткое разграничение субъекта и объекта познания невозможно, оно носит относительный характер и, кроме того, меняется в различных системах деятельности, в разных культурах. Но эту относительность нельзя смешивать с агностицизмом. Агностицизм предполагает существование у объекта каких – то независимых абсолютных свойств при одновременной невозможности их познания. Он жёстко разводит объективность внешнего мира и субъективность знания, подчёркивая исключительность последнего. Деятельностная же концепция сводит их вместе и делает соотносительными в деятельности.

Итак, познание – это высшая форма регулятивной деятельности человека (субъекта), связанная:

– с созданием им идеально – знаковых систем, регулирующих взаимодействие S и О;

– с осознанием направленности субъекта к внешнему миру (через интересы, цели);

– с переходом к сознательному управлению конструирования субъекта и объекта познания.

Понятие знания. В процессе познавательной деятельности вырабатываются знания. Что обозначается понятием «знание»? Чаще всего принималась отражательная концепция знания – знание понималось как отражение. Но в какой форме оно существует? Часть философов отождествляет знание с идеальными формами отражения: представлениями, понятиями, суждениями и т.п. – «Знание – это система форм идеального». Другая позиция отождествляет знание со знаковой системой – «Знание есть знаковая система». Часто эти трактовки объединяются.

Главный недостаток этих определений в том, что в понятиях отсутствует соотнесённость субъекта и объекта, отсюда проявляется тяготение к созерцательной позиции, к представлению о независимости знания от субъекта. Это неявным образом совпадает с позициями Платона и особенно Гегеля. Знание в этом случае понимается как нечто внесённое в субъект информационным путём, а носителем знания выступает знаковая система, значимая сама по себе для любого субъекта в любой культуре.

Более плодотворен подход к пониманию знания, если исходить из деятельностного отношения субъекта и объекта. Реальный мир – это не мир, существующий помимо человека, это мир человеческой культуры, складывающийся из различных структур взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому знание отражает не столько сам внешний объект, а скорее внешнюю структуру взаимодействия субъекта с объектом, о чем уже говорилось в предыдущем параграфе.

Следовательно, содержание знания определяется не только исключительно объектом или субъектом, а сложным характером их взаимосвязи.

Во-первых, понятно, что содержание знания зависит от объекта (точнее, от объекта в его связи с субъектом: для обычного наблюдателя небесное тело – это одно, а для астронома – другое). Те или иные свойства объекта, отражаясь в сознании человека фиксируются знанием.

Во-вторых, – от качеств и свойств самого субъекта. Субъекты познания различны по уровню развития, по познавательным интересам, являются представителями различных культур со своими знаниевыми традициями. Поэтому, например, геоцетрическая система уступила место гелиоцентричекой.

В-третьих, содержание знания определяется и порядком, направленностью взаимосвязи субъекта и объекта в познавательном отношении. Познавательное отношение всегда направленно: оно зависит от цели субъекта. Из всего многообразия связей объекта субъект всегда выбирает те, которые ео интересуют данный момент, и использует соответствующие средства и методы познания. Можно просто наблюдать за ходом какого-либо процесса, а можно экспериментально менять условия и получать уже более глубокие знания о нем.

Важно понять, что знание – это не знаковая система сама по себе, а идеальная сторона соотношения субъекта и объекта, связанная с системой деятельности. Причём, знание является таковым, когда в отличие от животного человек отделяет его от своей жизнедеятельности, т.е. осознаёт, отличает свою автономность. Знаковые модели и идеальные конструкции могут рассматриваться субъектом в качестве знания только в том случае, если он их уже включил в своё направленное отношение к объекту и они для него выступают регулятором этого отношения. Если же они не включены в деятельность, то для данного субъекта они не могут служить знанием, поскольку они не понимаемы. Понимать, значит воспроизводить в системе своих действий.

Знание– это идеально – знаковые структуры, сознательно регулирующие человеческую деятельность.

Проявления человеческой деятельности разнообразны, поэтому и разнообразна познавательная деятельность. Отсюда – существует множество типов и видов знания: чувственно-образное и рациональное, обыденное, теоретическое, практическое, мировоззренческое, научное и т.д.

В философии в ряде случаев ещё ставится проблема – «знание – вера», например, религиозная вера, вера в кого-то и чего-то как способ ориентации в мире (как это видно у И.Канта) и т.п. Происхождение веры – сложный вопрос, но в данном случае достаточно лишь отметить, что вера в любом случае выстраивается над каким-либо знанием, поэтому сама является своего рода знанием.

Проблема истины. При характеристике знания возникает проблема его истинности. В гносеологии существует несколько трактовок истины, например:

1. Истина – это соответствие знаний действительности (корреспондентская теория истины).

2. Истина – это свойство самосогласованности знаний (когерентная концепция истины).

3. Истина – это полезность знания, его эффективность (прагматическая концепция).

4. Истина – это соглашение (конвенционалистская концепция).

5. Истина – это опытная подтверждаемость знаний (позитивистская концепция).

Концепция, согласно которой, истина есть соответствие знаний действительности, называется ещё классической, поскольку является древнейшей из всех остальных. Истоки этой концепции восходят к античности – к Платону и Аристотелю. Платон говорил: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжёт». Классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что она наиболее полно соответствовала целям познания, включая и научное познание. Действительно, если взять в качестве критерия истины лишь самосогласованность знаний или соглашение между познающими субъектами, то знания остаются как бы безотносительными к объекту познания. Если же обратиться лишь к «опытной подтверждаемости» и «полезности» знания, то и этого оказывается недостаточно, так как программы позитивизма и прагматизма ориентированы на индивидуальное познание, в котором субъект должен в ходе своего опыта подтвердить истинность того или иного знания. Это непосильная задача, поскольку невозможно все многообразие знания свести к опытной подтверждаемости (чем и были подорваны позиции неопозитивизма).

Но и классическая концепция столкнулась с рядом проблем:

– Какова природа познаваемой реальности – материальная или идеальная?

– Каков характер соответствия мыслей реальности: простое ли это копирование, или сложный процесс отражения реальности?

– Может ли быть в человеческих представлениях такое содержание, которое не зависит от субъекта? Может ли быть истина объективной?

– Возможна ли абсолютная истина, или истина всегда лишь относительна?

Вопрос об объективности истины достаточно сложный, поскольку мы знаем, что содержание знания зависит не только от объекта, но и от субъекта. Объективность истиныпонимается с учётом следующих моментов:

1. Первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как идеальному, в котором материальное представляется.

2. Истина всегда относится к направленному отношению «субъект – объект», из которого объект никогда не может быть элиминирован (изгнан).

3. Субъективные моменты, которые представлены в оценке истинности, составляют не столько личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного субъекта – общества. Эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе и в способах взаимодействия субъекта и объекта.

Вопрос об абсолютности истиныимеет ещё более проблематичный характер. Абсолютная истина понимается как завершённое полное знание. Возможно ли такое? Поскольку истина определяется через культуру общества, в зависимости от типов и способов деятельности, которые всегда существуют в определённой конкретно – исторической форме, постольку истина всегда относительна, т.к. существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется знание. Поэтому абсолютность истины возникает лишь в системах жёсткого закрепления за результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены, например, в математике, формальной логике. Употребление абсолютных истин по отношению к внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению чётких условий закрепления способов получения и применения этих истин. Способ применения должен находиться всегда в соответствии со способом получения знания. Почему же мы так часто склонны приписывать значения абсолютной истины тем или иным знаниям, которые на самом деле таковыми не являются? Ответ прост: когда способы получения знания и способы оценки его на истинность совпадают, то мы характеризуем это знание как истинное. К тому же если не знаем другой альтернативы и не можем выйти за рамки принятого образца познавательной деятельности, то придаём этому знанию значение абсолютной истины.

Из сказанного следует, что истинавсегда конкретна в зависимости от конкретных связей и взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

С истиной связано такое понятие как заблуждение. Заблуждениеесть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Причины заблуждения многообразны. С гносеологической точки зрения оно возможно в силу того, что поиск истины всегда связан с догадками и предположениями: субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, основанные уже на известном. Это не всегда оправдано в получении нового знания. Кроме того, многогранность объектов изучения и их одностороннее изучение приводит к заблуждению. Сами предположения не могут быть истинными или ложными – одни более достоверны, другие – менее. Сам субъект в силу тех или иных причин возводит их в ряд истинных. Роль заблуждений в познании не однозначна, Они уводят в сторону от истины, мешают познанию. Но могут и способствовать созданию проблемных ситуаций, которые способствуют дальнейшему развитию познания. Так, алхимия, оказавшаяся в целом заблуждением, развила ряд идей, оказавшихся истинными.

Одним из феноменов культуры является наука, которая в процессе развертывания научно-технической, информационно-компьютерной революции играет все возрастающую роль в жизни общества. В силу того что технологический прогресс ХХ в., приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на научных достижениях, наука привлекает пристальное внимание ученых, философов, пытающихся переосмыслить генезис, сущность, социальные функции научного знания.

В современный период философская доктрина науки разрабатывается в связи с проблемой научной рациональности. Понятие рациональности в истории философской мысли трактуется как производное от «рацио» (разум), т.е. способности человеческого интеллекта воспроизводить окружающую реальность (как объективную – природное и социальное бытие, так и субъективную – процесс мышления, сознания) в виде логически стройной, обоснованной системы взаимосвязанных понятий, суждений, законов, логических операций и т.д.

Рационально-логическая организация знания выражается в виде различных правил , математических формул, схем, графиков, диаграмм, принципов, рецептов и т.п., что фиксируется в научной и учебной литературе. Различные учебные пособия и справочники содержат многообразную информацию по различным отраслям знаний, пригодную для непосредственного практического использования.

Зачатки науки как формы теоретического отражения окружающего мира зарождаются в эпоху рабовладения в странах Древнего Востока и оттуда переносятся в античные государства (Древняя Греция, Рим). Возникновение научного знания связано с прогрессирующим разделением труда, с процессом классообразования, высоким уровнем абстрактности мышления, появлением письменности, счета, накоплением опытных знаний о природе и человеке.

Отметим, что наука в странах Древнего Востока имела практически рецептурный характер и представляла собой свод предписаний для практических действий, который не базировался на операциях логического обоснования, строгой теоретической доказуемости, выводимости одних знаний из других.

Элементы научных знаний, появившихся на Востоке, были перенесены в Европу и развиты в Древней Греции и Риме. Античные государства с полным обоснованием можно отнести к родоначальникам современной науки, ибо именно там был осуществлен переход к собственно теоретическому мышлению, основанному на строгой логической доказательности знаний и сопряженному с возникновением математического метода доказательства (Евклид), появлением формальной логики, анализирующей законы правильного мышления (Аристотель), становлением развитого абстрактно-теоретического философского знания (Платон, Демокрит, Гераклит, Сократ, Аристотель и др.).

Таким образом, в условиях античной цивилизации сформировался теоретический, научный метод мышления, чего, однако, было недостаточно для возникновения подлинной науки, которая основана не только на абстрактно-теоретическом, но и на практически-экспериментальном изучении окружающей реальности. В Древней Греции уже был известен феномен эксперимента (Архимед), однако для античных мыслителей он еще не стал тотальным средством изучения и преобразования природы.

Все необходимые социально-экономические, культурные предпосылки для возникновения подлинной науки сформировались лишь в XVII-XVIII вв. в эпоху становления технической цивилизации, зарождения капитализма, бурного развития промышленности, обусловившего выдвижении науки в качестве приоритетной социальной ценности, способной многократно увеличить мощь человека в процессе технического освоения природы. Возникает естествознание как комплексная, разветвленная система знаний о природе, основанная на идее активного, экспериментального исследования природных объектов, а также на теоретическом обобщении экспериментальных данных. Практически-преобразовательное отношение человека к природе в процессе ее изучения, познания, а также целенаправленного изменения, трансформации становится доминирующим. Данная тенденция получает усилие и развитие в современную эпоху научно-технической революции, развертывающейся на основе превращения науки в непосредственную производительную силу и ее опредмечивания (материализации) в мощной современной технике.

Таким образом, науку можно определить как исторически развивающуюся и складывающуюся на основе общественной практики логически обоснованную, доказательную систему знаний о природе, обществе, мышлении, отражающую объективные, устойчивые, существенные взаимосвязи явлений в абстрактно-логической форме понятий, законов, категорий, теорий.

В отличие от обыденного познания, осуществляемого в процессе непосредственного жизненного опыта индивидов, их повседневной трудовой, бытовой и другой деятельности, научное познание имеет следующие особенности:

— оно связано с особым классом объектов – идеализированными объектами, отсутствующими в повседневной, чувственно-конкретной жизненной практике (понятия, суждения, умозаключения, теоретические модели и др.);

Характеризуется логической обоснованностью, систематичностью и выводимостью одних значений из других;

— имеет специализированный искусственный язык, отличающийся от обычного языка строгость, точностью, определенностью значения каждого слова и символа;

— в науке существуют особые методы получения нового знания;

— в научном познании применяется специальная измерительная, экспериментальная аппаратура;

— имеют место специальные процедуры обоснования истинности знания (экспериментальная проверка теоретических построений, логическая выводимость одних заний из других, истинность которых уже доказана).

Наука представляет собой единый массив знания, расчленяющийся на отдельные отрасли, различающиеся по предмету и методу исследования. Обычно выделяют три больших класса наук: естественные (науки о природе), общественные, или гуманитарные (науки об обществе и человеке) и технические. Помимо этого, вычленяется философия как наука о наиболее общих законах действительности, которую не следует полностью относить только к науке в силу ярко выраженной мировоззренческой направленности философского знания.

Наука представляет собой подвижный, изменчивый феномен; она изменяется, совершенствуется и проходит в своем развитии несколько качественно-своеобразных этапов. В истории науки сменяются следующие типы научной рациональности: классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука (смотреть тему 2, вопрос 5, об эволюции научной картины мира).

Наука играет существенную роль в жизни общества и выполняет многообразные функции:

— гносеологическую (познавательную), заключающуюся в объяснении изучаемых феноменов, в выявлении объективных законов природной и социальной реальности и их отражении в абстрактно-логической форме;

— практически-преобразовательную, обеспечивающую научную разработку и реализацию планов качественного преобразования, технического освоения природы, а также совершенствования экономических, социально-политических, духовных и других аспектов бытия индивидов, т. е. трансформацию природной и социальной среды в соответствии с целями, интересами, потребностями человека;

— прогнозирующую, позволяющую на основе познанных законов осуществить предвидение, сделать научный прогноз относительно дальнейшего функционирования и развития природных и социальных явлений (предсказание тенденций изменения социальной системы, местонахождения полезных ископаемых, функционирования космических объектов, распространения эпидемий и т.д.);

— культурно-мировоззренческую, проявляющуюся в создании теоретической, обобщенной, рациональной картины мира, противостоящей чувственно-образному, религиозно-мифологическому, а также житейско-практическому мировосприятию и базирующейся на данных различных наук (физики, химии, астрономии, биологии, геологии, антропологии, социологии и др.).

Таким образом, наука характеризует степень господства человека над природными и социальными силами, а также меру его активно-преобразующего влияния на природное и социальное бытие.

Таковы в самых общих чертах происхождение, сущность, специфика и функции научного знания.

5.1 Познание как предмет философии — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector