Формы научного познания. научный факт, научная проблема, идея, гипотеза, теория.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это исторически сложившиеся компоненты научного знания, различающиеся функциями отражения и способом действительности в общей совокупности науки. К ним относятся: факт, неприятность, закон, (а также эмпирический закон), догадка, теория, принцип и т.д. Любая форма научного познания характеризуется своеобразными для нее параметрами научности.

1) ФАКТ употребляется в 3-х значениях: 1) фрагменты действительности, относящиеся или к объективной действительности, или к субъективной действительности; 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (факт как синоним истины). 3) предложение, фиксирующее знание, полученное на протяжении экспериментов и наблюдений. Во втором и третьем значении выступает как фундамент факт – и научный базис, науки.

Различают:

а) научный факт – форма научного знания, в которой фиксируется некое конкретное знание о событии, явлении, объекте. Событие образовывает объективную базу факта. Субъективной его стороной есть деятельность ученого по фиксации, описанию событий. Научный факт обязан удовлетворять следующим требованиям: 1) отнесенность к определенной предметной области науки; 2) содержательное описание обстоятельств и процедуры фиксации события; 3) усредненность измерений и результатов наблюдений; 4) воспроизводимость в научной деятельности вторых исследователей; 5) соотнесенность с некоей совокупностью, совокупностью родственных либо схожих фактов.

б) ЭМПИРИЧЕСКИЙ ФАКТ – это полученное в следствии экспериментальных изучений (опыта) обоснованное научное высказывание об определенных явлениях действительности.

теории и Соотношение факта — фактуализм и теоретизм. Первая утверждает автономность фактов по отношению к теории, подчеркивая независимость формулировки фактов от теоретических построений. В соответствии с второй, факты всецело зависят от теории, в зависимости от выбора теоретической позиции, факты смогут изменяться.

Однако, связь между теории и факта выражается в том, что теория формирует базу факта (т.к. она выделяет изучаемый объект действительности, задает язык, на котором описывается факт, детерминирует средства и методы экспериментальных изучений). Иначе, полученный из опыта факт определяется самой материальной действительностью – либо факт подтверждает теорию, либо опровергает ее.

В литературе распространены и подходы суммирующие в себе как фактуализм, так и теоретизм и признающие одновременно теоретическую нагруженность фактов и их независимый по отношению к теории темперамент.

2) Научная неприятность – это обстановка, в то время, когда возникла реальная необходимость теоретического объяснения фактов, значительный вопрос довольно конкретного предмета научного изучения.

Научная неприятность появляется при следующих условиях:

а) в то время, когда наука имеет факты, но имеется задача их теоретического объяснения;

б) в то время, когда теория уже существует, но появляются новые факты, необъяснимые в ее рамках.

Стадии развития знания: а) постановка неприятности, б) замысел ее ответ, в) само решение проблемы.

Итог постановки неприятности – это мысль либо догадка, а итог решения проблемы – это теория.

Мысль – абстрактная предположение о сущности происходящих явлений, которая есть исходным началом для построения теорий и систематизации знаний. Идею направляться отличать от эмпирических понятий, каковые отражают лишь явления в абстрактном виде, а логический механизм формирования идеи содержится в сравнении, обобщении и абстрагировании как моментов категориального синтеза. Мысль отражает сущность объекта и исходя из этого делается конкретно-теоретическим знанием тогда, в то время, когда преобразовывается в теорию. Потому, что из идеи возможно вывести теорию, она представляет собой теоретическое знание, которое еще не стало теорией. Главное назначение идеи – свести все многообразие эмпирических знаний к их теоретическому единству. Первым шагом на пути превращения идеи из абстрактного знания в конкретно-теоретическое есть догадка.

3) ДОГАДКА – это обоснованное предложение, выдвигаемое с целью причин и выяснения закономерностей исследуемых знаний, это высказанное в вероятностной, предположительной форме объяснение изучаемых процессов.

Ее характеристики: принципиальная проверяемость и большая простота. Она проходит три этапа: 1) построение (накопление, обобщение и анализ фактов, выдвижение предложений для их объяснения), 2) проверка (дедуктивное выведение следствий из фактов), 3) подтверждение (практическая проверка взятых выводов). Выдвинутая догадка обязана согласовываться с ранее взятыми знаниями, опираться на эмпирически установленные факты, растолковывать их и предвещать новые. Из догадок выводятся следствия, каковые проверяются экспериментально. В случае если догадка подтверждается, она обретает статус теории.

В научной практике термин догадка употребляется в следующих смыслах:

а) в узком – как обозначение, предположение о закономерном порядке, отношениях объекта и существенных связях;

б) в широком смысле – как совокупность догадок, одни из которых являются исходными посылками вероятностного характера (догадка в узком смысле), а другие являются дедуктивное развертывание этих посылок;

в) предположение о существовании отдельного события либо явления.

4) Теория. Время от времени теорией именуют умственную деятельность ученого, его взоры, время от времени теорией именуют догадку. Мы же под теорией будем осознавать совокупность объективных знаний.

Теория – это качественная форма научного знания, существующая как совокупность логически взаимосвязанных предложений, отражающих закономерные, неспециализированные и нужные внутренние связи определенной предметной области, т.е. это подлинное знание, изложенное в виде совокупности.

Структура теории:

— гносеологическая структура: главные особые понятия, законы и принципы, идеи, язык, математический аппарат, логические средства.

— логическая структура — в соответствии с логической структурой различают следующие виды теорий: 1) аксиоматические теории (исходные предложения принимаются без доказательств, а все остальные дедуктивно выводятся из них); 2) генетические теории (показывают пути получения исходных предложений, каковые развиваются в индукции); 3) гипотетико-дедуктивные теории (из гипотетически выдвигаемого неспециализированного положения дедуктивно выдвигаются все другие предложения).

А 1.12 Что такое эмпирическое знание? — Философия науки для аспирантов


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: