Техника и наука: к истории вопроса

Техника как мы с вами в прошлый раз отмечали, возникает раньше, чем наука. В свою очередь возникновение науки отнюдь не предполагает ее активного взаимодействия с техникой. Более того, возникновение науки становится возможным за счет отделения теоретического познания от практической деятельности людей. Интересы теоретического познания Древней Греции были не связаны с практикой. Исследователи осознанно дистанцировались от практики. Они уходили из сферы непосредственного влияния практической установки сознания в плоскость теоретического мироотношения, которое в этом процессе как раз и формировалось.

Техника находится в структуре практического мироотношения, она проявляется на основе технического мироотношения как подвида практического мироотношения. Таким образом, она лежит в иной системе координат, нежели наука как таковая, которая именно за счет этой разведенности систем координат начинает развиваться. Первые научно-исследовательские программы становятся возможными за счет того, что они на практику не ориентированы вообще, будь то математическая, атомистическая, гуманитарная программа или другие. Они отделяются от практики. Именно это делает возможным возникновение науки как самостоятельного феномена.

Таким образом, на первых этапах развития науки техника с нею никак не связана. Техника продолжает свою линию развития, а наука идет своим путем. И это продолжается вплоть до эпохи Нового времени, до научной революции 17 века, когда ситуация постепенно начинает меняться. Средневековье тоже не сопрягает между собой науку и технику. В этом отношении весьма любопытен следующий факт. Большинство изобретений, которые будут использоваться в 17-18 веках, было придумано в эпоху Средневековья или еще раньше. Но в ту пору подобные изобретения использовались не систематически и уж тем более не были «поставлены на поток».

Однако когда техника начинает взаимодействовать с наукой, она получает совершенно иной темп развития, появляются источники энергии, которые позволяют совершенно иначе использовать те технические изобретения, которые уже были до этого. Расширяются масштабы использования и возможности применения техники в жизни общества. Формируется рычаг, при помощи которого возникает возможность сдвинуть с места огромную массу средневековой культуры подобно тому валуну, который стоял на вершине холма и был недвижим, кто бы к нему не примерялся, до тех пор, пока простое техническое решение (рычаг) ни позволило сдвинуть его с места, опрокинув всей массой в пропасть. И теперь он катится по наклонной со все увеличивающимся ускорением, и никто не в силах его остановить. Так и научное развитие. Чем дальше, тем быстрее темпы его развития, сильнее влияние на развитие общества технологий, человеческой жизнедеятельности.

Рубеж 16-17 веков – качественный переход к этапу взаимодействия науки и техники. Переход к ситуации проникновения науки в практические сферы жизни общества, получения наукой доступа к техническому мироотношению и технике как способу, форме реализации этого мироотношения в жизни людей. Техника начинает развиваться, но еще до середины 19 века темпы будут достаточно умеренными. Лишь там мы зафиксируем феномен, который исторически характеризуют как научно-техническую революцию. Что, в свою очередь, является истоком рождения т.н. техногенного общества или техногенной цивилизации. Это уже переход от 19 к 20 веку и здесь опять виток развития, усиление динамики, появление т.н. технического познания как самостоятельного раздела в структуре научного знания, технических наук. И новое ускорение, которое опять же упирается в нарастание темпов лишь к концу 20 века, когда мы входим в общество информационное. Научно-техническая революция переходит здесь в фазу информационных преобразований, когда опять наблюдается новое ускорение и новое качественное изменение, и новые требования ко всему что здесь происходит.

Техника и техническое познание

Начиная с конца XIX века техническое знание стало обосабливаться в еще одну область науки – техническую. Вопросы, связанные с сущностью техники и предметом технических наук, выделились в особую сферу исследований. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу в первую очередь реализуется в технике и технологиях. Какие же особенности присущи технике, техническому знанию?

В отличие от науки как познания объективного, объективных свойств и законов бытия техника есть конструирование возможного (как такого бытия, которое желаемо, является практической целью человека). Здесь техника и технологии предстают в качестве артефакта, то есть искусственного образования, конструкции прежде всего не как противоположности естественному, а как результат творческого акта. В этом техника и техническое творчество подобны различным видам искусства, как, например, гончарное искусство, или строительное и т.п. Поэтому уже в античности технику именовали art как искусство возможного, а не science как познание действительного. Однако техника как искусство существенно отличается от других видов искусства тем, что воплощается в бытии не в одних только символических формах языка культуры, то есть как исключительно ценностная форма сознания, воплощенная в языке искусства (живопись, музыка, литература), но и в форме природного бытия, пусть измененного, как говорят – искусственного, но природного; это способ истолкования человеком веществ и сил, свойств природы; иная, человеком преобразованная и созданная форма ее бытия. По этой причине именно наука, объективное научное теоретическое знание стало сегодня основанием техники.

Выделяют три основных этапа в соотношении техники и науки. Первый, продолжавшийся вплоть до Нового времени, характеризуется их полным безразличием по отношению друг к другу. Встреча произошла, как отмечают в литературе, в период строительства в Европе готических соборов: представители архитектурного искусства впервые не смогли удовлетвориться имеющимися навыками и умениями, прибегли к помощи ученых (математиков и механиков). С возникновением экспериментального естествознания начался второй этап, когда технические достижения становились причиной новых научных открытий. Так, строительство океанских судов и разработка навигационных приборов привели к появлению науки – географии, телескоп Галилея превратил астрологию в астрономию, первые оптические приборы вызвали к жизни оптику, а затем (Левенгук) и биологию, и т.д., вплоть до конца ХIХ века (Фарадей, Максвелл теорию электромагнитных явлений создавали после получения экспериментальных результатов). Правда, уже к концу ХIХ века высказано было много сомнений относительно приоритета технического, эмпирического начала в самой науке. Дж. К. Максвелл в «Трактате об электричестве и магнетизме» пишет: «Следовало бы также изучать Фарадея для воспитания научного духа на той борьбе противоречий, которая возникает между новыми фактами, излагаемыми Фарадеем, и идеями, рождающимися в его собственном мозгу». Начало ХХ века решительно изменяет ситуацию. А. Эйнштейн утверждал, что наука не может вырасти на основе только опыта и что при построении науки необходимо прибегать к свободно создаваемым понятиям, пригодность которых a posteriori можно проверить опытным путем. Эти обстоятельства ускользали от предыдущих поколений ученых, которым казалось, что теорию можно построить чисто индуктивно, не прибегая к свободному творческому созданию понятий. Чем примитивнее состояние науки, тем легче исследователю сохранять иллюзию по поводу того, что он является эмпириком. Согласно А. Эйнштейну, человеческий разум должен свободно строить формы, прежде чем подтвердилось бы их реальное существование. С этого времени и до наших дней наука в форме теоретико-математического естествознания опережает технику, техника становится приложением научных исследований, а сам процесс культурного развития получает название научно-технического. При этом согласно Г. Вейлю, математика рассматривает отношения в гипотетически-дедуктивном плане, не связывая себя никакой конкретной материальной интерпретацией. Это третий этап в соотношении науки и техники. Правда, некоторые авторы относят его ко второй половине прошлого, ХХ века, полагая, что первая его половина характеризовалась относительным равновесием между техническими достижениями и научными открытиями, выделяя тем самым четвертый, промежуточный этап. Мы ограничимся выделением трех охарактеризованных выше этапов. На втором, в том числе в ХIХ веке, технику трактовали как усиление возможностей органов человека, человеческого тела, и в духе этой логики рассуждений о компьютерной технике после 1948 года говорят как об усилении возможностей мозга. Идеалом этого периода и его стандартом является механика и массовое машинное производство, а эволюция технического знания мыслится кумулятивистски, как его постепенное накопление. Напротив, на третьем этапе техника предстает как производная от науки, как воплощение научных знаний, без привязки к человеку и его органам. Сегодня технические изобретения и открытия представляют собой принципиально новые способы комбинирования и использования сил природы, а не простое усиление физических или интеллектуальных способностей человека. Это связано с созданием принципиально новых, не существующих на Земле в естественном состоянии материалов, систем и процессов: распада ядер и атомных станций, химических технологий, а в последние полстолетия – открытия Уотсоном и Криком двойной спирали ДНК в 1953 году, создание Винером кибернетики в 1948 году. Сегодня, в начале ХХI века, на очереди новые биотехнологии с выращиванием человеческих органов, а не их усилением; с созданием трансмутационного сельского хозяйства и даже перспективой синтеза искусственных продуктов питания; новых IT-технологий с принципиально иными, чем сейчас, возможностями.

Как отмечает современный немецкий ученый-эколог В. Хесле, техника доказывает превосходство человека над природой, ибо основана на способности видеть вещи не такими, каковы они в природном контексте, и тем самым делать их пригодными для своих целей. И в то же время, стимулируя быстрое нарастание экстенсивных потребностей, она, освобождая человека от власти природы, одновременно вновь привязывает его к природе, создавая нужду в определенном техническом опосредованном способе удовлетворения самих потребностей. В результате техника умом и руками человека сама себя расширенно воспроизводит и становится по природе безграничной.

Теперь у нас есть достаточные основания сказать о специфике технического знания, технических наук. Вначале (до середины ХIХ века) технознание складывалось как прикладной раздел естествознания (оптики, теории электричества и т.п.). Разрабатывались имитационные модели, блок-схемы, призванные установить связи между природными процессами и элементами технических устройств. В центре внимания находилась изобретательская деятельность, проектирование, разработка и расчеты достаточно однородных и простых технических систем. С конца ХIХ и до середины ХХ веков техническое знание обретало самостоятельность, образовались технические науки со своими теориями (идеальными объектами, принципами, законами). Примером могут служить теоретические основы электротехники, сопротивление материалов, теория металлургических процессов. Разработка и расчет процессов и конструкций проводится здесь на собственной основе. В последние 60 лет наблюдается интенсивное развитие системно-интегрированных, междисциплинарных инженерно-технических проектов, ориентированных на решение комплексных научно-технических задач. Разработаны «сквозные» технические теории с собственным математическим аппаратом (теория информации, ТАР и ТАУ, теория надежности, концепции синтеза систем, кибернетика, системотехника). Разрабатываемые комплексы начинают жить по своей внутренней логике развития. В инженерном конструировании используются знания из различных областей: математики, естественных, гуманитарных и уже имеющихся технических дисциплин. Сформировались собственные методы исследования (например, ТРИЗ), комплексные программы совмещают работу инженеров и логиков, психологов, лингвистов, экономистов, философов.

Техническое знание как раздел научного знания

Существуют определенные предпосылки возникновения технических дисциплин в науке. Для того чтобы их понять, нужно подробнее обсудить вопрос о характере взаимодействия науки и техники. Откуда это взаимодействие возникает? Оно возникает из недр экспериментального естествознания. Именно в экспериментальном естествознании теснейшим образом начинают переплетаться друг с другом наука и техника. Почему? Потому что эксперимент требует изобретений, которые позволят получать новые знания. И первый этап взаимодействия науки и техники здесь именно таков.

Новые изобретения позволяют получать новые знания. Мы изобретаем прибор, при помощи которого видим спектр – спектроскоп, и это позволяет сделать огромные шаги в изучении химических элементов, к которым мы непосредственно доступа не имеем. У режиссера С. Райтбурта есть замечательный фильм «Операция гелий». Поставлен он на основе книги академика Бронштейна «Солнечное вещество». На примере этого фильма очень хорошо видно, как простейшее изобретение позволило сделать принципиально новые открытия в изучении вещества, как дальше эти открытия способствовали открытию гелия, как это в свою очередь способствовало открытию таких состояния вещества, о которых мы даже вообразить не могли, и как все это привязано к конкретным техническим орудиям, конкретным изобретениям.

Это первый этап взаимодействия науки и техники, когда наука идет вслед за изобретениями. Позднее этот процесс будет постепенно выравниваться. Сначала техническое изобретение и научное открытие уравновесят друг друга, то есть технические открытия будут давать возможность новым научным открытиям, а научные открытия с такой же силой будут способствовать техническим изобретениям. Затем мы прийдем к тому, что технические изобретения будут делать под заказ тех или иных научных задач. Так, современная наука сначала формулирует гипотезу, проблему, разрабатывает модель, а потом возникает проблема и ее технически решают, здесь уже фундаментальное знание реализует ту функцию, о которой говорил Бэкон – светоносную. И идет не вслед, а впереди. Хотя все это весьма неоднозначно. Для нас здесь важно, что подобное взаимодействие техники и науки в структуре научного эксперимента становится ростком, из которого потом вырастет ориентация на использование созданных в науке технических изобретений на практике, а следовательно техногенное общество, НТ революция, НТ прогресс.

Итак, современная техническая реальность рождается в ходе развития экспериментальной практики, которая позволяла ученым оправдать ту или иную гипотезу. Начинается этот процесс с таких изобретений, как телескоп Г.Галилея, который использовался для решения определенных задач

Теперь что касается технического знания. Сегодня все научное знание весьма уверенно делят по разделам: социально-гуманитарное, естественнонаучное, точное и техническое знание. Нас прежде всего интересует деление между дисциплинами техническими и естественнонаучными. На первый взгляд, они не так уж сильно и различаются, однако по своим целям, задачам, структуре – техническое знание весьма существенно отличается от знания естественнонаучного. В чем различие?

Традиционно сравнивают цель познания. В естественных науках – это истина. Мы открываем определенные законы природы, наша цель постичь, как устроен мир в тех или иных сферах. Для технического знания, истина – это отнюдь не конечная цель. В качестве ориентира она сохраняется, но, вообще говоря, в рамках технической науки, задача ведь не открыть, как устроено нечто, а получить результат, эффект. То есть она ориентирована прагматически. Техническая наука ориентирована не столько на открытие того или иного закона, осмысление некоторого положения дел, сколько на понимание того, как этот закон применить к решению конкретной технической задачи: создать какой-то более совершенный сплав или усовершенствованную газотурбинную установку. Техническая наука нацелена на практический результат. И по большому счету, если газотурбинная установка не дает сбоев, если сплав эффективно применяется, не важно соответствует ли это техническое решение каким-то представлениям в рамках фундаментальной науки.

Технические науки – не столько фундаментальные, сколько прикладные. Это связано с тем, что объект исследования технической науки несколько иной. Не такой объект, как у естественной науки. Естественные науки изучают природу. Их объект довольно устойчив, изменяем во времени очень медленно, как правило, существует сам по себе. Вот с чем имеет дело естествознание. Техническая наука имеет дело с объектом, который создан человеком. То есть она имеет дело не с естественной, а с искусственной реальностью.

Элементарные открытия. История познания

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector