Сущность, этапы, функции и методы прогнозирования

Прогнозирование, как любая хозяйственная деятельность, осуществляется на основе упорядоченных правил и концентрируется на решении целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства. Прогнозные исследования необходимы, чтобы убедиться, насколько реальны и благоприятны для предприятия поставленные им цели.

Прогнозирование — это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем, на основе которых определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах.

Процесс прогнозирования имеет ряд этапов:

начальный этап — определение социально-экономического заказа со стороны общества на выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса на эту продукцию;

научно-техническое прогнозирование, которое определяет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозируемого объекта;

экономическое прогнозирование, задачами являются:

предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие;

определение нижних и верхних границ получаемых результатов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам;

оценка максимально возможного количества ресурсов, выделение которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др.

Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:

вероятность достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого в прогнозе направления;

капитальные вложения, необходимые на программу в целом и на каждом этапе прогнозного периода;

затраты труда (в человеко-часах) в каждом отдельном отрезке прогнозного периода с выделением затрат по категориям профессий;

текущие издержки производства на каждом этапе прогнозного периода с выделением издержек на различных стадиях жизненного цикла изделий;

прибыль предприятия, получаемая в результате достижения поставленной цели.

Практическая задача прогнозирования, как одного из элементов хозяйственного управления, заключается в определении реальности и целесообразности намеченной стратегии. Поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование — это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, а прогнозирование – формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. План и прогноз — это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления организацией. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различия.

Директивный характер планирования предполагает его адресность, а прогнозирование может не соответствовать сложившейся организационной и экономической структуре предприятия и не иметь конкретного административного адреса. Природа планирования направлена на преодоление вероятностного характера развития экономики. Процесс разработки плана носит вариантный характер, но утвержденный план является выработанным директивным вариантом развития, подлежащим практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является альтернативным (вариантным), причем не только как метод разработки, но и как конечный результат.

Основной функцией прогноза является обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз — это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий.

К функциям прогнозирования также относятся:

количественный и качественный анализ тенденций;

вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей;

оценка возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции.

Прогноз является основой для разработки стратегического плана и организации управления предприятием. Поэтому он охватывает:

анализ развития отрасли прогнозируемого направления производства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения;

основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;

наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции;

ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в ней на рынках;

ожидаемую стоимость разработки и производства этой продукции и ее рыночную цену;

мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции;

потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изменения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда;

выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;

оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.

В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: генетический (исследовательский) и целевой (нормативный).

Генетическое прогнозирование заключается в выявлении экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозированиенаправлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему.

Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия.

По срокам различают прогнозы:

оперативные — со сроком до 3 — 6 месяцев от начала отсчета прогноза;

краткосрочные — до одного года;

среднесрочные — до 2 — 3 лет;

долгосрочные — на период до 10 — 20 лет и более.

Как правило, чем больше период, на который составляется прогноз, тем значительней в будущем может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых.

Все методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный прогнозоснован на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью. Активный(или целевой)основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

Наиболее известными и распространенными методами прогнозирования являются:

экспертные оценки, основу которых составляют упорядоченные мнения высококвалифицированных специалистов-экспертов;

экстраполяция или статистические методы, основанные на обработке ретроспективных данных об объекте прогнозирования и распространения прошлых тенденций на будущее;

методы моделирования, т. е. конструирование структурной, физической или математической модели, адекватно отображающей наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования и их взаимосвязи с внешними факторами.

Экспертные методыпрогнозирования разделяются на:

методы индивидуальной экспертной оценки и оценки типа интервью;

методы комиссии (коллективного обсуждения), в том числе «мозговой атаки»;

методы коллективной экспертной оценки — экспертизы.

Экспертные методы в настоящее время являются наиболее распространенными вследствие их относительной простоты и мобильности. На их основе составляется подавляющее большинство прогнозов.

Методы экстраполяциисводятся к обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлое время и распространению обнаруженной в прошлом тенденции на будущее.

Методы моделирования являются наиболее сложным способом прогнозирования, и состоят из разнообразных подходов к прогнозированию сложных процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться с экстраполяционными и с экспертными методами.

Прогнозы разрабатываются не только в целом по предприятию, но и по отдельным объектам: цехам, филиалам, отдельным изделиям и технологиям. При этом методы могут быть различными. Часто применяются методы сценария — деловой игры, когда с помощью имитационных моделей рассматриваются возможные перспективы развития сложных явлений с многочисленными взаимосвязями с целью формирования общего взгляда на совокупность проблем и процессов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Надежность прогнозирования в значительной степени определяется полнотой и достоверностью используемой информации, которую предприятие должно накапливать и систематизировать в банке данных.

Прогнозирование, особенно долгосрочное, является обязательной составной частью определения целей предприятия, разработки стратегии и тактики его деятельности, планирования, особенно долгосрочного, подготовки целевых функциональных программ освоения рынков, инвестиций, инноваций.

Прогнозирование не дает конкретных рекомендаций, а лишь определяет возможные пути достижения поставленных целей. Однако квалифицированно составленный прогноз предостерегает предприятие от выбора неэффективного способа достижения этих целей.

5. Планирование – средство стратегического управления

Сущность стратегического управления заключается в выборе стратегической цели предприятия и формировании и распределении внутри предприятия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ориентированных на достижение стратегической цели и эффективное реагирование на текущие изменения и новые внешние тенденции.

Предприятие может иметь не одну, а несколько стратегических целей. Например:

освоение производства принципиально новой, не имеющей прямых аналогов продукции;

установление на определенных рынках монополии на продажу выпускаемой им продукции;

расширение специализации предприятия и рынков сбыта до безопасного уровня, чтобы ему не угрожал кризис сбыта в какой-либо одной области производства.

Главным ориентиром для всех компонентов стратегического управления является соотношение «предприятие – среда — ситуация».

Стратегическое управление включает два различающихся, но взаимно дополняющих друг друга процесса — формулирование стратегии и реализацию стратегии.

Формулирование стратегии – является непосредственным процессом стратегического регулирования, который включает в себя:

оценку потенциальных шансов достижения цели;

возможные альтернативы целей;

оценку действия внутренних и внешних факторов, связанных с достижением цели;

выбор и окончательную формулировку цели, т. е. принятие стратегии.

Реализация стратегии, в отличие от ее формулирования, включает в себя ряд организационно-административных, интегрирующих, координирующих и контрольных действий, в результате которых предприятие постепенно модифицирует свою структуру, ресурсы и конечную цель, ориентируясь на образцы будущего поведения, намеченные стратегией.

Таким образом, стратегическое управлениевключает в себя: стратегическое планирование, текущие задания, которые непосредственно связаны с реализацией стратегии и выступают в качестве управляющего и корректирующего элемента между стратегическим планированием и контролем исполнения плана, и стратегический контроль.

6. Бизнес-план: принципы и техника составления, структура

Методы прогнозирования

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector