Структура познавательного процесса

В структуре любого вида познавательной деятельности человека можно обнаружить два типа познавательных процедур, связанных с функционированием различных аспектов человеческого сознания: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это непосредственное отображение внешних сторон и свойств объектов с помощью органов чувств. Его еще называют живым созерцанием. Оно дает знание о явлениях объективного мира, о внешних свойствах и связях предметов. Такое знание конкретно, индивидуально и зависит от познавательной ситуации. Чувственное познание осуществляется в определенных формах. Рассмотрим их.

Ощущение – это отражение в форме идеального образа отдельных свойств предмета при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.

Ощущение является исходным пунктом познания. Оно возникает в процессе биологической эволюции и полностью формируется с развитием нервной системы. Механизм ощущения заключается в том, что энергия из внешней среды воздействует на окончания нервных волокон (рецепторы) и преобразуется в биосигналы (нервные импульсы). Закодированная таким образом информация передается в проекционные зоны коры головного мозга, где совершается ее анализ и синтез, что и обеспечивает возникновение ощущений. Весь этот механизм И.П. Павлов назвал анализатором данного вида чувствительности.

Человек ощущает не все воздействия среды. У него нет анализаторов на электромагнитное поле, рентгеновские лучи, радиоволны. У человека есть слуховые, зрительные, тактильные и другие пороги чувствительности, что защищает его от избытка информации. Некоторые сигналы, не достигая коры больших полушарий, влияют на подсознание, порождая эмоции, поддерживая постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). Стремясь расширить возможности получения информации через ощущения, человек «наращивает» органы чувств и изобретает различные приборы – бинокль, телескоп, радар. У анализаторных систем есть и индивидуальные особенности. Человек, лишенный одного из органов чувств, тренирует другие.

Итак, ощущение выступает идеальным субъективным образом отражаемого свойства объекта. Образ же всегда вторичен по отношению к предметам окружающего мира, поэтому возможны ошибки органов чувств. Но адекватность, т.е. соответствие нашего ощущения реальности, проверяется практикой.

Восприятие – чувственный образ предмета как цельной совокупности свойств, который формируется при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.

Восприятие основано на ощущениях и ранее приобретенном опыте и выступает результатом синтеза ощущений и сравнения возникающего при этом образа с имеющимися данными жизненного опыта, зафиксированными в памяти. Животные обладают более развитыми органами чувств, но у человека богаче опыт: «орел видит дальше, но человек замечает в вещах больше» (Ф. Энгельс). Восприятие связано с узнаванием, поэтому иногда достаточно контура или фрагмента предмета, чтобы в восприятии возник его образ.

Восприятие может быть непроизвольным и целенаправленным, активным. Непроизвольное восприятие возникает под влиянием текущих событий без осознаваемых волевых усилий. Активное восприятие связано с осознанием его цели и требует развития внимания, наблюдательности, тренировки памяти.

Ошибки восприятия связаны с субъективными факторами: каждый человек видит и подчеркивает в вещах то, что кажется существенным только ему. Большую роль играет богатство жизненного опыта, круг интересов, образ и уровень жизни человека, его эмоциональное состояние. Так же, как и ощущение, восприятие связано с порогами чувствительности. Искажения восприятия корректируются деятельностью, а их адекватность предполагает активное познавательное отношение субъекта.

Восприятие дает целостный, но схематичный образ предмета. Предмет богаче образа. Упрощение определено скоростью обработки информации в нервной системе. Скорость эта должна быть большей, чем скорость изменения самой вещи, что является условием опережающего отражения и моделирования изменений предметов. Итак, восприятие – это такой целостный образ, который фиксирует инвариантные признаки во множестве изменений предмета. Этот образ в целом адекватен предмету.

Представление – чувственный образ предмета как цельной совокупности свойств, который возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств, на основе ранее осуществлявшихся воздействий.

Представление – это высшая форма чувственного познания, оно основано на воспроизведении в сознании сохранившихся в памяти ощущений и восприятий. В представлении фиксируются не все свойства, которые были в восприятии, а наиболее характерные. Представление обобщает, схематизирует и упрощает мир, но выделяет главные признаки. Полученный в представлении образ является особым заместителем предмета, поскольку в нем важную роль играют не только свойства самого предмета, но и разнообразные ориентации самого субъекта.

Представления есть и у животных. Но у животных они обеспечивают приспособление к среде, а у человека – практическую деятельность. Представления у человека складываются под влиянием реального жизненного опыта, знаний, воображения, фантазии, т.е. формируются целенаправленно, ассоциативно или репродуктивно.

Анализ, синтез, осмысление и обобщение накопленной на чувственном уровне информации происходит в процессе логического мышления, доступного лишь человеку.

Рациональное познание направлено на раскрытие внутренних, сущностных связей действительности, посредством которых объясняются явления окружающего мира. Рациональное познание называют еще абстрактным мышлением. Оно призвано раскрыть, объяснить и предсказать законы функционирования и развития объективной реальности. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма абстрактного мышления для отражения и фиксации в языке наиболее общих и существенных признаков определенного класса объектов. Совокупность понятий, относящихся к конкретной области мышления, называется категориальным или понятийным аппаратом. Философские понятия предельной степени общности называются категориями.

Суждение – форма абстрактного мышления, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета и его связи с другими предметами. Суждение отражает отношение человека к содержанию высказываемой мысли. Оно связано с процессом выбора из двух или нескольких положений единственного. Если суждение фиксирует отдельный признак предмета, то оно называется единичным, если признак класса – особенным, если закономерность – всеобщим. Поэтому суждением является и закон. Окончательного, точного и глубокого знания суждение не дает. Для полноты знаний необходима связь суждений, результатом которой является умозаключение.

Умозаключение – форма абстрактного мышления, связывающая в единый ряд посылок и следствий мысли различного содержания. На этом уровне человек логическим путем формирует новые знания об объекте. Эти знания не даны непосредственному наблюдению, поэтому умозаключения не только фиксируют проявление свойств и закономерностей объективного мира, но и отражают процесс мышления. По своей структуре умозаключения состоят из трех суждений, два из которых называются посылками, а третье – выводом. Как и суждения, умозаключения бывают единичными, особенными и всеобщими.

Формы абстрактного мышления, а также его методы, принципы и законы изучаются специальной философской наукой – логикой.

Чувственное и рациональное познание диалектически связаны между собой.

33 Познавательные процессы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector