Чувства и познавательные процессы

Источником эмоций являются разнообразные объекты действительности, с которыми человек входит в соприкосновение в ходе деятельности и своей жизни. Ясно, но, что каждый объект может стать источником эмоций только в том случае, если человек либо конкретно воспримет его, либо определит о нём каким-либо вторым путём. Дабы пережить некое отношение к объекту, необходимо так или иначе познать его. Исходя из этого эмоции переживаются неизменно в связи с теми либо вторыми познавательными процессами: ощущениями, восприятиями, образами памяти либо воображения, мыслями и т. д.

Время от времени источником эмоции являются те свойства предметов (либо те процессы в отечественном теле), каковые мы сейчас чувствуем. Цвета, звуки, запахи и т. п. смогут сами по себе вызывать в нас те либо другие эмоции. Такое чувство, конкретно связанное с ощущением, именуется чувственным, либо эмоциональным, тоном ощущения.

Кое-какие виды ощущений постоянно имеют чувственный тон. Таковы, в первую очередь, болевые ощущения. Под словом «боль» мы обыкновенно разумеем не только самые ощущения (колющие, режущие, рвущие, жгучие, тянущие и т. п.), но да и то неприятное либо кроме того мучительное чувство, которое с ними связано. Неизменно связаны с чувственным тоном и органические ощущения. Ощущения жажды, голода, аппетита, сытости, тошноты и т. д. постоянно бывают либо неприятными либо приятными.

В случае если и не всегда, то в основном имеют чувственный тон обонятельные ощущения. Как мы уже знаем, большая часть людей редко пользуются обонятельными ощущениями для практических целей; в большинстве случаев нам не приходится выяснять либо различать вещи по запаху. Но запахи практически в любое время имеют эмоциональную окраску, вызывают приятное либо неприятное чувство и исходя из этого оказывают заметное влияние на самочувствие человека.

Чувственный тон ощущения в сильной мере зависит от потребностей, каковые испытывает человек сейчас. Запах пищи приятен для голодного и равнодушен либо кроме того неприятен для сытого. Мороженое приятно в жаркий сутки и совсем не очень приятно на холоде.

В других случаях эмоции зависят не от самых чувствуемых особенностей объектов, а от того значения, которое эти объекты имеют для нас в данной обстановке, от того, о чём эти объекты говорят нам. Одинаковый звук, к примеру, может приводить к самым разнообразным чувствам в зависимости от того, какое он имеет значение. Звук артиллерийских выстрелов приводил к чувству тревожного напряжения, в то время, когда он сказал о налёте вражеских самолётов, и он же приводил к чувству гордого ликования, в то время, когда это был звук салюта, которым столица отчизны приветствовала доблестные армии Советской Армии.

В некоторых случаях отдельные объекты покупают для человека весьма устойчивую эмоциональную окраску в силу воспоминаний, каковые с этим объектом связаны. В этих обстоятельствах ярко выступает значение механизма временных связей; какой-либо предмет, связанный в прошлом с данным эмоцией, может снова вызывать его. Так, множество нейтральных явлений и свойств предметов становятся возбудителями эмоции по неспециализированному механизму условного рефлекса. В случае если в отечественной прошедшей жизни какой-нибудь запах, цвет либо звук был связан с весёлым либо тяжёлым событием, то сообщение эта может оказаться такой прочной, что самый тот запах, цвет либо звук потом неизменно как бы окрашивается весёлым либо тяжёлым эмоцией. Этим довольно часто разъясняется, из-за чего человек особенно обожает либо не обожает какой-нибудь запах либо цвет.

Время от времени, наконец, появляющиеся в нас эмоции не связаны, прямо с тем, что мы сейчас чувствуем и принимаем, а полностью относятся к тому, о чём мы считаем, что вспоминаем и мним.

Так, эмоциональную окраску смогут иметь не только восприятия и ощущения, вместе с тем представления и мысли. Каждый познавательный процесс может вызывать те либо другие эмоции.

Философы древности Аристотель и Платон высказали одну превосходную идея: начало философии имеется удивление. Это значит, что активная, творческая работа мышления начинается тогда, в то время, когда человек не просто столкнётся с чем-то непонятным, рождающим вопрос, но в то время, когда он «удивится», т. е. эмоционально загорится этим вопросом, в то время, когда непонятное позовёт в нём чувство удивления. Идея эта подчёркивает роль в ходе познания интеллектуальных эмоций, т. е. эмоций, конкретно связанных с мыслительными процессами.

Эмоции


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: