Структура легенды

Как можно судить по уже рассмотренным текстам, они представляют собой небольшие “повести”, структура которых довольно неустойчива, свободна. Она меняется в зависимости от той задачи, которую решает легенда. Так, если основная цель публикации — сообщение, например, о некоем необычном явлении, событии, то форма ее бывает подобна структуре информационной заметки (текст строится как ответ на вопросы, “что?”, “где?”, “когда?” и пр.). Нередко характер текста легенды предстает описанием некоего действия, поступка, отдельные “составляющие” которых объединяются причинно-следственными связями.

Иногда легенда обретает форму сказки (главным образом волшебной). В этом случае ее сюжет обретает характер сказочного повествования. При этом легенда нередко начинается словами: “Давно это было…”, “Когда-то, в давние времена…”, “Дело было в старину…” и т.д. Поскольку драматургия сказки всегда включает в себя завязку, кульминацию и развязку, то и структура легенды в данном случае также подчиняется указанному закону повествования.

20 Памфлет: объект, цель, методы. Специфика предмета. Сатирический метод в памфлете. Отличия памфлета от художественно-публицистического жанра фельетона.

ПАМФЛЕТ

В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю»[2][9]. Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося французского ученого, философа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), английского писателя Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными»). В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д.И. Писарева. Его известный памфлет «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А.М. Горький («Город желтого дьявола»), Л.М. Леонов («Тень Барбароссы»), Я.А. Галан («На службе у сатаны»), М.А. Стуруа («Болезнь легионеров») и ряд других мастеров сатирического слова. Памфлет на страницах сегодняшней российской прессы, так же как и фельетон, – явление достаточно редкое. Практически не встречается памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением «холодной войны», существовавшей ранее между СССР и «лагерем капитализма». Памфлеты на внутренние темы (наподобие тех, с которыми иногда выступает известная своей непримиримой враждой к коммунистам В. Новодворская) носят в основном политический характер. И все же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован журналистикой, как он был востребован ею на протяжении многих веков.

В какой-то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.

Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно-публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием. К таким методам исследователи данного жанра[3][10] относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.

Признаки памфлета — выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащее в своей основе инвективу. Важной особенностью этого жанра является его принципиальная полемичность.

Полемическое противостояние различных точек зрения -жанроформирующий признак памфлета. Диалектическое понимание истины предполагает относительность добытого знания на каждом этапе, отказ от устаревших представлений и нахождение взамен им новых истин.

Полемические тенденции могут находить свое выражение в тексте в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает ее критике, основываясь на высказываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, утверждая ее в полемике, диалоге с собеседником.

Наиболее существенными признаками, характеризующими памфлет как жанр, являются синтез сатирических художественных и публицистических образных средств; Памфлетный текст, как и всякая идеологическая конструкция, создает новую реальность. Но он не может создать полностью адекватную картину мира. Памфлетный текст — это всегда суждение, сделанное на основе оценки, это отбор фактов, выбор образов, изобразительных, риторических средств и т.д.

Особенность жанра памфлета заключается в негативном, обличительном отображении реальности. Памфлетисты избирают объектом своего гневного, испепеляющего смеха общественные явления, события, факты, политических и государственных деятелей, социальные и политические системы.

Обличение в памфлете может быть как открытым (прямым), так и завуалированным, или косвенным (непрямым). В зависимости от типа обличения — прямое и непрямое — различают и модификации памфлета.

Обличение проявляется открыто, когда автор по ходу повествования при помощи таких приемов, как саркастические отступления, едкие, гневные ремарки, высказывает свое отношение к политику, событию, социальному явлению. Открытое обличение имеет целью сатирическое заострение и обобщение.

Памфлет, насыщенный грубой, бранной лексикой, легко трансформируется в инвективу, причем не только из фрагмента, но и из всего текста в целом трудно понять, о чем идет речь — настолько эмоции вытесняют смысл.

Непрямое обличение требует от автора текста создания масок, за которыми он бы прятался. Они появляются в тех модификациях памфлета, в которых автор создает художественные образы.

Для сатирического отображения памфлетист широко использует в своем творчестве аллегорию, буффонаду, гиперболу, гротеск, иносказание, пародию, сарказм и другие средства создания социально-комического.

Памфлету с непрямым обличением свойственно парадоксальное развитие сатирической мысли. Автор должен увидеть парадокс в жизни и показать его. Достижению этой цели подчинены все сатирико-публицистические средства и сюжетно-композиционная структура текста.

Образы используются памфлетистами в полемических целях, поэтому связь с прототипами открытая, смысл образа — в его политической оценке. В тех памфлетах, где действие развивается стремительно, реже встречаются описания (интерьеры, пейзажи), в повествовании сокращаются эпизоды, отсутствуют портреты персонажей.

Присутствие автора в тексте памфлета всегда подразумевается, хотя может не выражаться открыто. Приемы выражения авторского присутствия в тексте памфлета самые разнообразные. Например, автор призывает читателей в единомышленники.

Масштабность критики в памфлете очевидна: памфлет — критика не нравов, а социальных явлений. Это злободневное сатирическое произведение, смысл которого в конкретном социально-политическом обличении, направленном на полную дискредитацию объекта критики.

Цель памфлета — вызвать у читателя негодование, порой ненависть. Он особенно востребован во время войны, в том числе информационной.

Для жанровых модификаций памфлета характерными являются следующие признаки: повышенная экспрессивность, обличительная направленность, злободневность, тенденциозность, средства комического — сарказм, ирония.

Разрушительница легенд ! Выпуск от 06.02 ! Weekly Money ! Система переворотов структуры !

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector