Социально-культурная сфера как область проектирования

Отраслевой и территориальный срезы культурного бытия составляют социально-

культурную сферу, которая выступает серьёзной и яркой областью

проектной деятельности.

Инфраструктурный уровень понимания культуры предполагает ее видение с

точки зрения комплекса организаций, институтов и учреждений, снабжающих

производство, распространение и сохранение культурных сокровищ, т.е.

комплекса, воображающего материализованную возможность культурной

деятельности, условия и средства создания традиций, норм, сокровищ, идей, их

освоения, хранения, трансляции.

Традиционно данный уровень рассматривался чуть ли не единственным, в особенности в

технологии и методологии региональной культурной политики. Сейчас его

ресурсы во многом исчерпаны — как в силу большого ухудшения материальной

базы культуры (и отсутствия возможностей ее улучшения обозримой перспективе), так

и в связи с новым видением возможностей, функций, и задач инфраструктуры в

контексте целевой ориентации как федеральных, так и региональных культурных

программ.

Культурная инфраструктура представлена конкретной номенклатурой фирм,

организаций и учреждений. Исходя из этого тут вероятны нормативы, подлежащие

планированию и соответствующему проектному обеспечению. Проектные ответы в

сфере развития инфраструктуры смогут включать:

— совершенствование и переориентацию деятельности классических отраслевых

учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики;

— создание институтов типов и новых учреждений, содействующих ответу задач

культурного развития территории (к примеру, проекты центров классической

народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев, национально-

культурных центров и т.п.).

Учитывая, что культурная инфраструктура – это наиболее значимый элемент социально-

культурной среды обитания человека, в качестве параметров определения

нормативов ее развития нужно разглядывать соответствие культурной

инфраструктуры социально-демографической, социально-культурной и

этнокультурной структуре населения; и меру доступности объектов

инфраструктуры главным категориям населения и социальным группам.

Проектные ответы в сфере развития инфраструктуры (как независимые, так и

в рамках культурной программы) смогут включать:

— Создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих

досуговые, воспитательные и трудовые функции;

— поддержка и Инициирование учреждений, содействующих снятию социальной

напряженности (политклубов, культурно-просветительных обществ, национально-

культурных центров и т.п.).

— Создание специальных центров местной культуры – народных музеев,

музеев частных коллекций, домашних библиотек, выставок и др.

— Реставрация нежилого фонда, пригодного для организации культурно-досуговых

учреждений либо их филиалов (среди них и методом привлечения населения к

дооборудованию и достройке территорий и помещений, пригодных для

разного рода культурно-досуговых центров).

Стратегическая цель этих проектных мероприятий – обеспечить настоящий доступ к

культурным сокровищам всем категориям населения и социальным группам,

стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать действительностью

альтернативность социально-культурных программ.

В качестве независимого направления проектной деятельности по отношению к

инфраструктуре возможно разглядывать развитие индустрии досуга, что требует

другого рода проектных соответствующих мероприятий и решений (в частности,

насыщение рынка товарами спортивно-культурного назначения, оптимизирующими

личный и домашний досуг; строительство аттракционов, детских

площадок, игротек, спортивных и культурных центров; создание условий для

качественной организации культурного досуга на разных уровнях: квартира –

жилой дом – двор – район – район – город, что в итоге даст каждому

обитателю возможность широкого выбора форм, содержания и видов проведения

свободного времени в зависимости от заинтересованностей, физического состояния,

материальных возможностей и т.д.).

На всех уровнях проектирования развития культурной инфраструктуры главной

целью тут есть создание условий, стимулирующих культурную деятельность

индивидов, групп населения и социальных категорий, приведение культурной

инфраструктуры в нормативное и функционально-содержательное соответствие тем

новым задачам, каковые появляются сейчас в связи с самые острыми

социальными и личностными проблемами. От способности учреждений культуры и

досуга хотя бы частично решить эти неприятности зависит социальное самочувствие

человека, его «оседлость». Развитие инфраструктуры в этом случае выступает

в качестве средства и условия совершенствования социально-культурной жизни.

Для решения сугубо прикладных задач социально-культурного проектирования мы

вводим еще один уровень — территориальный, при котором

конкретный регион (территория) рассматривается как многоуровневая среда

развития и существования культуры и в один момент как объект культурной

проектирования и политики.

Понятие регион в этом случае употребляется в нескольких значениях.

В первую очередь — как административная единица (и это конечно, потому что

социально-культурная программа должна иметь субъекта ответственности — в полной мере

определенную госструктуру, отвечающую за ее

реализацию). Но для реализации средового подхода в проектировании

(детально его сущность будет раскрыта в главе, посвященной технологии анализа

ситуации) необходимы другие характеристики региональности, потому что

административное деление не всегда соответствует настоящей регионализации

[22]. Дополнительными (а в содержательном замысле — главными) составляющими

региональности являются:

— Ландшафтно-экологическая локализованность жизнедеятельности человека,

имеющая пространственно-временную, материальную и энергетическую выраженность.

Тут понятие регион отражает специфику и освоения и степень приспособления

человеком природной среды обитания (в частности, организация производств,

максимально учитывающих и сохраняющих природу, применяющих природные материалы

без ущерба для экологии региона, природосообразные народные ремесла, промыслы),

которая выражается в соответствующей природосберегающей совокупности сокровищ.

— Архитектурно-планировочная (либо пространственно-предметная) среда

проживания человека — рукотворная часть людской окружения. Выражается

в типе поселений и воспринимается как мера целостности наглядно принимаемого

предметного пространства.

— Социально-инфраструктурную составляющую региональности направляться

осознавать как совокупность структурно и функционально взаимосвязанных сфер и

форм жизнедеятельности: место труда и проживания, совокупности обслуживания, досуга,

массовой информации (это так называемая первичная социокультурная среда

обитания человека)[23].

— Этнокультурная составляющая региональности выражается в многообразии

населяющих конкретную территорию этнических групп.

— Значительной чёртом региона есть его историко-культурный

потенциал.

— В контексте проектирования культурных процессов регион нужно видеть еще и

как определенную духовно-культурную общность, которая во многом

определяется этнокультурым составом территории и ее историко-культурным

потенциалом, но не ограничивается ими (скорее, это своеобразный тип культурного

самосознания, характерный для довольно многочисленных групп людей и обусловленный

культурно-историческими традициями, образом судьбы). По этому критерию возможно

достаточно четко заметить специфику громадных региональных сообществ,

отличающихся друг от друга не только традициями, но и “образами мира”

[24].

Последний показатель региональности нужно выделять в качестве

независимого критерия при анализе определения и ситуации стратегических

направлений развития культурной жизни. Наряду с этим направляться иметь в виду, что как

этнические, так и национально-культурные факторы, содействуя интеграции

общностей, в один момент дифференцируют их, замыкая культурное развитие

границами этноса либо определенной территории. Духовно-культурная интеграция

имеет, в основном, надэтнический темперамент и может служить в данной связи

соединительным компонентом культуры. Она снижает уровень социокультурной и

политической напряженности, снабжает устойчивость и относительную

гармонию дифференциации и духовного единства, взаимодействия и обособления.

Исходя из этого на уровне территории нужно любой раз обнаружить оптимальный

вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентаций, тенденций и

самореализации и способов самоопределения главных социальных групп и

категорий населения.

Все составляющие региона взаимозависимы, взаимосвязаны — человек, его культура,

темперамент жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания, ее природным

и историко-культурным содержанием[25].

Реализация средового подхода в проектной практике предполагает видение

региона как сложного и многоуровневого социокультурного образования,

особенность которого определяется действием многих социальных,

историко-культурных, условий и инфраструктурных факторов. В ходе

определения приоритетных областей проектирования и на этапе выработки проектных

решения социально-культурную обстановку в регионе нужно разбирать с

разных сторон:

Во-первых, социокультурную сферу возможно представить как совокупность субъектов

культурной деятельности, являющихся:

а) носителями идей, инициатив, разработок, традиций;

б) носителями определенных неприятностей (в этом качестве возможно разглядывать

отдельную личность, социальную группу, учреждение, орган власти, коммерческую

структуру и т.д.). Как раз переживание проблемной обстановке делает человека

потенциальным либо настоящим участником культурных программ и проектов (что

принципиально важно учитывать при разработке коммерческих проектов и особенно в ходе

поиска внебюджетных источников финансирования).

Во-вторых, сфера культуры конкретной территория постоянно является необычным

субъектом историко-культурной самобытности, уникальности. В ходе

проектирования тут принципиально важно знать и учитывать те факторы, каковые составляют

историко-культурную самобытность конкретного региона. Это смогут быть

традиции, предания, обычаи, обряды, праздничные дни, игры, музыкальное и

поэтическое творчество, народная педагогика, естествознание, медицина;

культуры и памятники истории, неповторимые природно-ландшафтные территории;

этнокультурная специфика; человеческий потенциал и т.д.

В-третьих, конкретную территорию (регион) как поле проектной деятельности

нужно разглядывать в качестве субъекта разного рода неприятностей —

социальных, социально-демографических, социально-культурных. Таковой нюанс

анализа обстановки особенно ответствен при разработке региональных социокультурных

программ, ориентирующихся в первую очередь на сужение пространства

социокультурной проблематики территории, оптимизацию условий

жизнедеятельности человека.

В-четвертых, объект регионального проектирования (город, район) воображает для

живущего в том месте человека культурно-эстетическую среду обитания (включая парки,

ландшафтные и прогулочные территории, открытые места досуга и отдыха и т.д.). В

ситуации негативных условий культурно-эстетической среды обитания задачи

программы будут заключаться в ее обустройстве, насыщении ее

культурно-историческими знаками, смыслами и значениями (к примеру, при помощи

оптимизации топонимической структуры — названий улиц, ландшафтных территорий и др.)

[26].

В-пятых, сферу культуры территории возможно представить как многоуровневую совокупность

социально-культурной деятельности, не обязательно связанную с функционированием

культурно-досуговых учреждений, “площадками” которой смогут быть квартира, двор,

район, район, город[27].

В-шестых, инфраструктурный потенциал сферы культуры представляет собой

совокупность учреждений и организаций разных ведомств, реально участвующих

в организации социально-культурной жизни (спорт, здравоохранение,

образование, досуг).

Территориально-средовый подход к объекту проектной деятельности дает целый

последовательность преимуществ: расширяется радиус действия культурной политики и

соответствующая область проектной деятельности; активизируются человеческие

ресурсы (за счет ориентации на участие разных субъектов, являющихся

носителями как культурного потенциала, так и своеобразных неприятностей);

задействуется и востребуется историко-культурный потенциал территории;

обнаруживаются денежные ресурсы, как бюджетные, так и внебюджетные:

программа, ориентированная на решение проблем территории (либо неприятностей

конкретной организации, коммерческой структуры), имеет больше шансов взять

средства, нужные для ее реализации. Проектная реализация аналогичного

подхода разрешает преодолеть ведомственную разобщенность учреждений культуры,

досуга, спорта, образования и максимально действенно применять в рамках

единой программы ресурсы их инфраструктуры.

Так, культура как объект программирования представляет собой

сложное и многоуровневое явление. В технологическом замысле объектом

проектирования есть не отрасль с соответствующими учреждениями, а

культура — как универсальный и пронизывающий все уровни и элементы судьбы

компонент. Следовательно, стратегическая задача проектирования на

региональном уровне содержится в помощи самоорганизующейся социально-

культурной среды обитания человека, создании совокупности условий, содействующих

самоорганизации и саморазвитию культурной жизни территории.

Мы — будущие менеджеры социально-культурной деятельности

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector