Системный и структурно-функциональный подходы

И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории совокупностей. У истоков неспециализированной теории совокупностей находятся, в первую очередь, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Людвиг фон Берталанфиисследовал процессы и клетку ее обмена с внешней средой. Он ввел понятие совокупность как совокупность элементов, находящихся во связи. В 50-е годы Норберт Винерзаложил базы кибернетики как науки об управлении, связи и переработке информации. В публичных науках теория совокупностей в первый раз была применена в социологии Талкоттом Парсонсом (концепция социальной совокупности), а в политологии – Девидом Истоном, что в первый раз ввел понятие политическая совокупность.

Социальная реальность владеет чертами совокупности, следовательно, социальные явления возможно обрисовать через взаимоотношения между элементами совокупности. Политическая совокупность возможно выяснена как совокупность политических сотрудничеств. Сама политическая совокупность – это часть целого. Она включена в вохдух.

Базы структурного функционализма заложены в работах антропологов Б. Малиновскогои А. Редклифф-Брауна, каковые разглядывали общество как единое целое, как живой организм в действии. Изучение структуры общества неотделимо от изучения его функций. Структурно-функциональный подход в его современном понимании сформировался в 40-х годах ХХ века в Соединенных Штатах и связывается с именем доктора социологических наук Гарвардского университета Талкоттом Парсонсом (1902-1979 гг.). Представителями этого направления считаются социологи Р. Мертон, К. Дэвис, М. Леви;, политологи Г. Алмонд, Д. Аптер, Р. Пауэлл.

Фундаментальный методологический принцип структурно-функционального анализа пребывает в изучении социально-процессов и политических явлений как структурно расчлененной целостности, где любой элемент имеет собственный функциональное назначение. Принципиально важно выяснить, какие конкретно структуры делают те либо иные функции. Тут направляться еще раз напомнить, что структурный функционализм тесно связан с системным подходом и есть частью неспециализированной теории совокупностей.

Исходным пунктом анализа в данном подходе есть социальное воздействие. Исходя из этого теории, выстроенные на базе структурного функционализма, довольно часто именуются теориями социального действия. Само социальное воздействие рассматривается как целостная саморегулирующаяся совокупность, которая регулируется через язык, нормы, ценности. Любое воздействие зависит от общепринятых в обществе норм и ценностей.

Структура социального действия включает 3 элемента: субъект действия (действующее лицо), отношение и ситуацию субъекта к обстановке. Принципиально важно то, что субъект действия, участвуя в ситуации, делает социальную роль.

Социальная роль – еще одно главное понятие структурного функционализма. По данной причине его время от времени именуют ролевой теорией. В любой момент собственной деятельности человек выступает в определенной роли, как бы надевая попеременно разные маски – отца и мужа, друга и сына, начальника и подчиненного. Тут как бы воплощается шекспировское представление о мире как о театральных подмостках. Социальная роль определяется ценностными ориентациями человека, ценностно-нормативной совокупностью общества. Так, общество представляется как совокупность социальных взаимоотношений. Социальные университеты – это узлы, связки этих взаимоотношений. Интеграцию общества как единого целого снабжают ценности и нормы.

Главным для структурного функционализма есть кроме этого понятие функции. Функция возможно выяснена как объективные последствия какого-либо действия для совокупности. Роберт Мертонкритиковал представления первых функционалистов (Малиновского и Редклифф-Брауна) о так именуемом функциональном единстве общества. В соответствии с этим представлениям, любой элемент в людской культуре делает определенные функции и есть нужным. Роберт Мертонсформулировал понятие функционального эквивалента либо функционального заменителя: Как у одного элемента возможно пара функций, так и одну и ту же функцию смогут делать взаимозаменяемые элементы. Приведем примеры. Политический клуб может взять на себя составление программы, как это делает партия; маленькая партия может высказывать интересы узкой опытной группы, как это делают группы давления.

Второе ответственное понятие – дисфункция. Функции содействуют адаптации и регулированию совокупности. Дисфункции снижают регулирование и адаптацию. Это указывает, что кое-какие социальные либо культурные факторы смогут иметь пагубные либо вредные последствия, стать тормозом функционирования совокупности. Одинаковые действия смогут в один момент создавать и функциональные, и дисфункциональные результаты. Они смогут быть функциональными для совокупности в целом, но дисфункциональными, разрушительными для конкретных людей. Это особенно заметно во время реформирования общества.

Крайне важно кроме этого разграничение явных и латентных (скрытых) функций. Явные функции – это функции, последствия и результаты которых подразумеваются и будут считаться участниками деятельности, а латентные функции – это такие типы деятельности, при которых объективные последствия деятельности не являются ни осознанными, ни признанными. Мертонутверждал, что латентные функции занимают громадное место в социальных совокупностях, а сама политическая деятельность имеет последовательность последствий, вдобавок к подразумеваемым и признаваемым субъектами политики.

Следующее очень важное понятие – это понятие структуры. В любой совокупности выделяются устойчивые элементы, что-то неизменное в подвижном. Это и имеется структура. Значит, под структурой знают устойчивые элементы строения социальной совокупности, каковые довольно свободны от колебаний в отношениях с окружением. Структуру возможно выяснить и как совокупность ролей, делаемых индивидами в обществе.

Структурно-функциональный анализ связывает понятие функции с понятием структуры. Функциональные и структурные аспекты выясняются переплетенными: исследуется, как публичное поведение, публичные явления делают (либо не в состоянии выполнить) разные функции совокупности.

Остановимся на концепции социальной совокупности Т. Парсонса. Главные работы Парсонса: Структура социального действия (1937 г.), Социальная совокупность (1951 г.), социальная структура и Политика (1969 г.). Талкотт Парсонсразработал широкую концепцию социальной совокупности, которая возможно использована как для анализа маленькой группы, так и общества в целом. Общество – это совокупность функционально взаимосвязанных переменных. Социальная совокупность имеет границы и внешнюю среду. Социальная совокупность хороша от культурной, физической и личной либо личностной совокупностей.

Среда проявляет себя по отношению к социальной совокупности как совокупность предписаний, исполнение которых нужно для поддержания равновесия совокупности. Так, предметом изучения делается процесс обмена между другими системами и социальной системой. Последние Парсонсобозначает как физическую совокупность, систему личности и систему культуры. Основная изюминка физической совокупности – недочёт ресурсов, что приводит к необходимости адаптации. Ответ данной неприятности пребывает в рациональной организации экономической деятельности. Совокупность культуры ставит перед социальной совокупностью неприятности совместного существования людей, например, проблему легитимации существующего порядка. Тут появляются требования целедостижения и интеграции.

Решить проблему целедостижения – значит создать условия для постоянного перемещения человека к намеченной цели. Данной задаче помогают политическая система и государство в целом.

Неприятность интеграции пребывает в том, дабы обеспечить сотрудничество индивидов, не обращая внимания на напряжения, появляющиеся из-за распределения материальных благ. Интеграцию снабжает религия, идеология, легитимирующая социальный порядок. Интеграция идентифицируется с гражданским обществом. Среди университетов, занятых интеграцией, раздельно выделяют право.

Личностная совокупность порождает проблему латентности. Латентность свидетельствует формирование взоров, сокровищ, побуждающих индивидов функционировать в одном направлении с целями совокупности. Эту проблему решает социализация (прежде всего через семью, церковь, школу, СМИ). См. схему 1.

Под влиянием кибернетики Парсонсподчеркивает, что социальной совокупности свойственна информации и постоянная циркуляция энергии. Помимо этого, системы общества находятся в строгой иерархии по отношению друг к другу. Громадную роль в ней играются, по Парсонсу, культурные и религиозные сокровища. Ключевую роль в обществе делает система, которая связана с воспроизводством структуры, после этого следуют гражданское общество, экономика и государство.

Политическая система в парсоновской концепции ориентирована на исполнение функции целедостижения. Политика включает определение коллективных целей, принятие решений и мобилизацию ресурсов с целью достижения целей. Такая политическая деятельность свойственна не только национальным университетам. Она обнаруживается во всех публичных организациях (партиях, профсоюзах, разных объединениях). Решающую роль в политической системе играется власть. Она разрешает вынудить людей делать собственные обязанности и мобилизовать ресурсы общества с целью достижения поставленных целей. По аналогии с ролью денег в экономике, Парсонсназывает власть общим средством обращения, символическим посредником в политической системы.

6.2 Общество как совокупность — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector