Тема 4 концепция социальной драматургии и.гофмана

Ирвинг Гофман (1922 — 1982) американский социолог и психолог канадского происхождения относится к представителям символического интеракционизма.

Он заложил основы для изучения самопрезентации личности в общении, рассмотрев поведение человека через исполнение им социальных ролей.

И.Гоффман с первых страниц своей знаменитой книги «Представление себя другим в повседневной жизни» заявляет, что: «способность индивида к “самовыражению” содержит два вида знаковой активности: произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя». Первое включает вербальные символы или их заменители, используемые общепризнанно и индивидуально. Это и есть коммуникация в традиционном и узком смысле. Второе включает обширную область человеческого действия, которую другие могут рассматривать как симптоматику самого действующего лица.

Независимо от целей общения в интересы общающегося человека входит контролирование поведения других людей, особенно их ответной реакции на его действия. Общество организовано на принципе, что любой индивид, обладающий определенными социальными характеристиками, имеет моральное право ожидать от других соответствующего обхождения и оценки. С этим принципом связан и второй, а именно, что индивид, который скрыто или явно сигнализирует другим о наличии у него определенных социальных характеристик, обязан и в самом деле быть тем, кем он себя провозглашает. Он неявно отказывается от всех притязаний представляться тем, кем он на самом деле не является.

Центральным моментом в теории И.Гофмана является исполнение человеком социальной роли, которое он определяет как «все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия”.

Большинство авторов подразумевает под социальной ролью набор предписаний, прав и обязанностей, связанных с ее выполнением.

М.Дойч и Р.Краусс выделили в роли три аспекта:

  • существующие в обществе ожидания относительно поведения индивида, исполняющего данную роль;
  • представления ее исполнителя о том, как следует вести себя в данной роли;
  • реальное исполнение роли.

И.Гофман ввел понятие переднего плана исполнения роли, под которым понимал «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, намеренно или невольно выработанных индивидом в ходе исполнения”.

Он включает в него следующие компоненты.

1.Обстановка (мебель, декорация, физическое расположение участников).

2. Личный передний план (пол, возраст, отличительные знаки официального положения, манера одеваться, внешность, осанка, речь, выражение лица, жесты и т.п.). Знаковые сигналы делятся на внешний вид и манеры.

К внешнему виду относятся те сигналы, которые действуют в данный момент, говоря нам о социальных характеристиках исполнителя. Манеры (особенности поведения исполнителя) дают информацию о намерениях исполнителя в отношении аудитории. Например, если человек хочет кого-то обидеть, то он ведет себя грубо. Но эта форма грубости будет все-таки связана с ролью, в которой человек находиться и с его социальным статусом. Как правило, внешний вид и манеры согласуются друг с другом, но не всегда.

Для каждой роли передний план уже более или менее установлен предшествующими исполнителями, поэтому новый исполнитель выбирает один из вариантов исполнения, привнося что-то свое.

Деятельность индивида станет значимой для других, только если на протяжении всего взаимодействия его действия будут выражать то, что он хочет передать и внушить другим. Иногда усилия по созданию хорошего личного плана мешают исполнению самой работы. При исполнении ролей люди могут скрывать свою побочную выгоду, ошибки в исполнении роли, процесс подготовки к исполнению роли. Исполнитель должен стараться не выйти из нее и не нарушить впечатление о себе с помощью непроизвольных жестов. И.Гофман отмечает, что вся жизнь – это церемониальное действо.

При исполнении ролей люди подтверждают социальные ожидания в отношении их, чтобы заслужить одобрении. Раньше негры в южных штатах старались демонстрировать во взаимодействии с белыми детскую наивность, лень, беззаботность, чтобы показать свой более низкий статус. Современные американские студентки преуменьшают свой ум в общении с юношами, чтобы понравиться им.

Поскольку один и тот же человек выступает перед разными аудиториями в разных ролях, то для него полезно, чтобы эти аудитории не смешивались. Например, чтобы студенты не видели преподавателя в домашней обстановке, где он не столь солидно выглядит.

Центральным моментом в теории И.Гофмана является исполнение человеком социальной роли, которое он определяет как «все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия”.Большую помощь в исполнении роли оказывает человеку его команда. Под командой И.Гофман понимал группу людей, участвующих в некоторой реальной постановке. Например, при приеме гостей все члены семьи и их помощники представляют собой команду, которая отвечает за то, чтобы праздник удался.

В силу самого факта принадлежности к одной команде между ее членами устанавливается связь. Эта связь обусловлена двумя причинами. Во-первых, общий успех зависит от согласованности их действий. Во-вторых, противопоставив себя зрителям, непосвященным, они становятся ближе друг к другу.

Если член команды допускает промахи в исполнении своей роли, команда будет это затушевывать, чтобы не испортить общего впечатления, а свое недовольство выразит после ухода зрителей. Например, после ухода гостей родители поругают ребенка за то, что он вел себя невежливо.

Зону исполнения И.Гофман определяет как любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зона переднего плана – это место, где дается представление (аналог сцены).

Поведение исполнителя в этой зоне определяется социальными нормами и стандартами, которые можно разделить на две группы: правила вежливости и приличия. Приличия в свою очередь подразделяются на моральные требования, связанные с ограничением вмешательства в чужие дела, и инструментальные, связанные с содержанием исполняемых ролей. Одна из внешних форм приличия, известная в учреждениях, это умение «изображать работу». Но иногда возникает необходимость изображать праздность. Ее нередко изображали обедневшие дворянки.

Зону заднего плана он определяет как связанное с данным исполнением место, в котором осознанные противоречия с насаждаемым впечатлением принимаются как должное. Как правило, эта зона располагается в глубине того места, где разворачивается данное исполнение. В первую очередь такое место должно гарантировать исполнителю, что ни один зритель туда не вторгнется. Здесь имеются рабочая зона, связанная с подготовкой к выступлению, и зона отдыха, сюда же относятся места отправления биологических потребностей (туалеты, ванные комнаты, кухня, спальня).

Существует еще внешняя зона, которая не имеет отношения к данной постановке, в ней находятся посторонние люди.

В конкретном исполнении можно выделить три группы людей: исполнителей, публику и посторонних. Исполнители владеют секретами, публика знает только то, что ей положено знать, посторонние вообще не в курсе происходящего. Иногда человек оказывается в ситуации, когда его роли противоречивы. К противоречивым ролям относятся следующие виды.

1. Информатор – человек, которого внедрили в команду с целью выведывания секретов.

2. Подсадная утка – человек из команды исполнителей, внедренный в публику с целью вызвать у нее определенную реакцию на исполнителей. Например, человек на глазах у публики выигрывающий большую сумму денег у мошенников.

3. Посредник или челнок – агент двух группировок, работающий на обеих.

4. Статист – человек по долгу службы становящийся свидетелем тайных действий (слуги, секретари и пр.).

5. Специалист по услугам – человек, которому раскрывают секреты в ожидании помощи с его стороны ( адвокаты, психологи, врачи и пр).

6. Конфидент – любое лицо из окружения исполнителя, которому он доверяет свою тайну. В отличие от специалиста по услугам он не извлекает выгоды из доверенных секретов. Клиенты часто стремятся превратить своих специалистов по услугам в конфиденты (особенно, если они психотерапевты или священники).

7. Коллега, не являющийся членом команды, но компетентный в данном вопросе. Понятие коллеги Гофман здесь понимает широко. Это могут быть женщины, имевшие опыт рождения детей, или мужчины, имеющие общее хобби

Аудитория и посторонние люди тоже должны выполнять некоторые условия, чтобы представление прошло гладко, которые И.Гофман называет покровительственными практиками.

Аудитория и посторонние должны держаться в стороне от зон, в которые их не приглашали. Если они приближаются к ней, то дают о себе знать стуком, покашливанием или вербальными средствами. Когда взаимодействие исполнителей протекает в присутствии посторонних, последние демонстрируют свою незаинтересованность, отстраненность и невосприимчивость.

Аудитория и исполнители прощают друг другу неверные реакции и неоправданные жесты ради поддержания процесса постановки спектакля взаимодействия.

В работе И.Гофмана исполняемое Я рассматривалось как некоторый образ, обычно похвально-положительный, который личность пытается закрепить в сознании других людей.

Социальная психология. Социальная драматургия Ирвинга Гоффмана.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector