Основные подходы в системном исследовании

Системный подход — это такое направление способе логики практической деятельности и научного познания, в базе которого лежит изучение любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической совокупности.

В самый общем виде под совокупностью понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некое единство.

Сл

Разглядим ключевые принципы системного подхода (системного анализа).

1. Целостность, разрешающая разглядывать одновременно совокупность как единое целое и одновременно с этим как систему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на базе подчинения элементов низшего уровня — элементам наибольшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как мы знаем, каждая организация является взаимодействием двух систем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется второй.

3. Структуризация, разрешающая разбирать их взаимосвязи и элементы системы в рамках конкретной организационной структуры. В большинстве случаев, процесс функционирования совокупности обусловлен не столько особенностями ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, разрешающая применять множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Сл

Как отмечалось выше, при системном подходе важ&направляться;ное значение получает изучение черт организации как совокупности, т.е. черт «входа», «процесса» и черт «выхода».

Сл

При системном подходе на базе исследований рынка сперва исследуются параметры «выхода», т.е. товары либо услуги, в частности что создавать, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие конкретно сроки реализовывать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция или услуги.

После этого определяют параметры входа, на данный момент.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных денежных, трудовых и информационных), которая определяется по окончании детального изучения организационно-технического уровня разглядываемой совокупности (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров окружающей среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не меньше ответственное значение получает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта изучения, рассматривается производственная разработка, или разработка управления, и факторы и пути ее совершенствования.

Так, системный подход разрешает нам комплексно оценить любую производственно-деятельность системы и хозяйственную деятельность управления на уровне конкретных черт. Это окажет помощь разбирать любую обстановку в пределах раздельно забранной совокупности, выявить темперамент неприятностей входа, выхода и процесса. Применение системного подхода разрешает наилучшим образом организовать процесс принятия ответов на всех уровнях в совокупности управления.

Сл

Комплексный подход предлагает учитывать при анализе как внутреннюю так и окружающую среду организации. Это указывает, что нужно учитывать не только внутренние, но и внешние факторы — экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др.

Факторы — серьёзные нюансы при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда. К примеру, довольно часто социальные задачи при проектировании новых организаций не учитываются или откладываются. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичности, что ведет к увеличению утомляемости рабочих и в итоге — к понижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические нюансы, например, неприятности мотивации труда. Суммируя сообщённое, возможно утверждать, что комплексный подход есть нужным условием при решении задачи анализа организации.

Сл

Для изучения функциональных связей информационного обеспечения совокупностей управления употребляется интеграционный подход, сущность которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами совокупности управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления сотрудничества всех элементов совокупности управления конкретной организации. При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными системами организации, более конкретные задания. К примеру, управляющая совокупность задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На базе исполнения этих показателей достигаются поставленные пели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по горизонтам требует формирования единой и четкой информационной совокупности управления, которая обязана включать, в первую очередь, показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, и показатели фактически производства, внедрения, снятия и эксплуатации изделия с производства.

Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта разрешает создать структуру управления, снабжающую гибкость и оперативность управления.

Сл

Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически независимых организаций для наилучшего успехи поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объединением упрочнений людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Это, со своей стороны, формирует условия для улучшения связей по вертикали меожидаю федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями, в особенности в производственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция снабжает наилучший контроль и регулирование в ходе реализации новых указов, постановлений и второй регламентирующей документации. Интеграция дает организациям дополнительные вероятности для увеличения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для внедрения и развития новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реализации принятых ответов.

Использование интеграционного подхода формирует условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в совокупности управления: на уровне холдинга, конкретных подразделений и отдельных компаний.

Сл

Сущность ситуационного подхода содержится в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные обстановки, широкий диапазон которых значительно влияет на эффективность управления.

При таком подходе совокупность управления в зависимости от характера обстановок может поменять любую из собственных черт.

Сл

Объектами анализа в этом случае смогут быть:

• структура управления: в зависимости от обстановки и на основании совершённых объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием или вертикальных, или горизонтальных связей;

• способы управления;

• стиль управления: в зависимости от профессионализма, личностных качеств и численности сотрудников выбирается стиль управления, ориентированный или на задачи, или на человеческие отношения;

• внешняя и внутренняя среда организации;

• стратегия развития организации;

• технологические изюминки производственного процесса.

Сл

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на базе результатов исследований рынка. Основной целью при таком подходе является ориентация управляющей совокупности на потребителя. Реализация поставленной цели требует в первую очередь совершенствования рабочий стратегии организаций, цель которой обеспечить собственной организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ прикликан распознать эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.

Как продемонстрировала практика проведения изучений, к таким факторам относятся следующие:

• уровень качества продукции либо одолжений;

• уровень качества управления самой организации;

• маркетинговое уровень качества, т.е. свойство товара соответствовать настоящей потребности населения.

Наряду с этим принципиально важно учитывать конкурентную позицию, т.е. позицию исследуемой организации в отрасли на данный период времени, потому, что конкурентная борьба — мероприятие дорогостоящее, и рынок характеризуется высокими входными барьерами.

Так, значение маркетингового подхода втом, дабы обеспечить организацию всей нужной информацией, знание которой разрешит на долгое время удержать и сохранить собственную конкурентную позицию в отрасли.

Сл

Инновационный подход основан на умении организации скоро реагировать на трансформации, диктуемые внешней средой. Это относится внедрения новшеств, новых технических ответов, неуклонного возобновления услуг новых и производства товаров для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залог успешного функционирования любой организации в том, что она обязана идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его.

Внедрение инноваций кроме этого требует проведения системного анализа, в частности возможностей организации для внедрения того либо иного новшества. Процесс анализа при инновационном подходе очень сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.

Разглядим эти стадии:

1. Анализ возможности проведения научно-исследовательских и умело-конструкторских работ. Тут необходимо выяснить, располагает ли эта организация нужными денежными ресурсами, потому, что затраты на разработку инновационных идей и их внедрение все интенсивнее возрастают. В большинстве случаев, финансирование осуществляется инвестиционными компаниями, государственными фондами и частными, наряду с этим финансируется определенный проект либо новая научная мысль. Финансирование осуществляется в некакое количество этапов; сперва прикладные изучения, затем умелые разработки и на последнем этапе — финансирование массового производства. Поиск надежных денежных инвесторов имеет большое значение, потому, что наукоемкое производство содержит громадную неопределенность. Многие новшества не доходят до массового производства по причине того, что отвергаются рынком, и денежный риск тут достасовершенно верно велик.

На данной стадии кроме этого нужно узнать, имеется ли в команде исполнителей особая группа, которая будет заниматься разработкой и реализацией инновационных проектов и какова их профессиональная подготовка.

2. Анализ возможности внедрения в производство результатов НИР и ОКР. Тут нужно выяснить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники или технологии.

3. Анализ возможности вывода нового продукта на рынок. Особенную роль тут обязан сыграть маркетинговый подход. Нужно изучить требования рынка, темперамент продукции аналогичного типа, пользующейся популярностью, определить, где она производится и в каком количестве.

Важную роль играется и личная конкурентная позиция. Именно на данной стадии анализа должна в громаднейшей степени показать себя деловая (конкурентная) стратегия организации, от которой зависит длительность судьбы товара — от первых продаж до ухода и насыщения спроса с рынка

При инновационном подходе нужно не забывать: дабы удачно соперничать на рынке, нужно позволить изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить собственные изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей нужна определенная свобода творчества: право принимать решения и нести ответственность за конечные результаты. Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.

Сл

Сущность нормативного подхода содержится в следующем. Анализ любой совокупности управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативов, которыми руководствуется в собственной деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, к примеру, нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками. (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и другие.) Нормативы смогут иметь целевую, функциональную и социальную направленность. К целевым нормативам относится все то, что снабжает реализацию поставленных перед организацией целей. Это, в первую очередь, показатели качества продукции, ресурсоемкость продукции, эргономические показатели, показатели надежности, и технический уровень производства.

К функциональным нормативам относится своевременность и качество проработки замыслов, четкая организованность подразделений, контроль и оперативный учёт, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации.

Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптимальные условия для особого развития коллектива. Ко мне включаются охраны труда и показатели стимулирования, показатели обеспеченности всех сотрудников нужными техническими средствами для успешной работы. Ко мне кроме этого относится необходимость систематического увеличения опытного роста, хорошая мотивация, правовые и экологические нормативы. Так, нормативный подход при проведении анализа требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продуктом. Чем больше будет научно обоснованных нормативов по всем нюансам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении поставленныхцелей.

Целью поведенческого подхода есть создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Ответственное значение для менеджеров тут получает изучение разных поведенческих подходов, каковые рекомендует неспециализированный менеджисследование и мент возможности их применения в процессе анализа организации. Нужно не забывать, что человек — это самый ответственный элемент в совокупности управления. Удачно подобранная команда парт и единомышленниковнеров, талантливых осознавать и внедрять идеи собственного руководителя, — наиболее значимое условие экономического успеха.

Краткие выводы 1. Для обнаружения специфики работы организаций и выработы мероприятий по улучшению производственно-хозяйственной деятельности используется совокупностейный анализ.

Введение в системный подход

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector