Системный подход

Системный подход дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности и, следовательно, способствуя нахождению корреляций между взаимодействующими элементами, помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, или, иначе говоря, закономерностей функционирования системы.

Основа современного системного подхода как общенаучного метода – общая теория систем, возникшая в недрах наук об управлении (кибернетики, информатики, физики, математики).

С позиций общей теории под системой понимается совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

Система обладает следующими признаками:

  • Целостностью – наличием единой цели и функций;
  • Эмерджентностью – несводимостью свойств системы к сумме свойств отдельных элементов;
  • Структурностью – обусловленностью поведения системы ее структурными особенностями;
  • Автономностью – способностью создавать и поддерживать высокую степень внутренней упорядоченности, т.е. состояние с низкой энтропией;
  • Иерархичностью – соподчиненностью элементов системы;
  • Управляемостью – наличием внутренней и внешней системы управления;
  • Устойчивостью – стремлением к сохранению своей структу-ры, внутренних и внешних связей;
  • Множественностью описаний – построением множества моделей в зависимости от цели исследования;
  • Территориальностью – размещением в пространстве;
  • Динамичностью – развитием системы во времени.

Основные понятия системной теории: система, элементы, структура, среда, функция, подсистема.

Система – это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом.

Элементы – это простейшие составные части системы.

Структура:

a) соотношение элементов системы;

b) способов организации элементов в систему;

c) совокупность принуждений и ограничений, которые вытекают из существования системы для ее элементов.

То есть, понятие «структура» имеет несколько аспектов, отражающих различные степени сложности системы.

Среда – это то, что влияет на систему и с чем она взаимодействует. Различают два вида среды: внешняя (окружение системы, или энвайромент) и внутренняя (контекст).

Функция системы – это ее реакция на взаимодействия среды, направленная на сохранение определенного типа отношений между элементами системы, т.е. на сохранение устойчивости данной системы.

С данным понятием тесно связано понятие процесс. В рамках системного подхода процесс – это взаимодействия между элементами системы, особенно прочные и периодически повторяющиеся модели таких взаимодействий.

Подсистема – это любой элемент системы, который, существуя в рамках общей системы, представляет собой, в свою очередь, совокупность взаимодействующих элементов.

Конкретным воплощением системного подхода является системный анализ. Он решает конкретные задачи, представляя собой, совокупность практических методик, приемов, способов, процедур, благодаря которым в изучении объекта вносится определенное упорядочение.

В системном подходе, как уже было отмечено, заложена возможность рассмотрения частей «большой системы» в качестве подсистем. А это значит, что этот подход имеет огромный потенциал для комплексного регионоведения.

Действительно, регионы мира, с одной стороны, могут рассматриваться как системы, а именно, как геосистемы, т.е. относительно целостные территориальные образования, формирующиеся в тесной связи и взаимодействии природы, населения, хозяйства, целостность которых определяется прямыми, обратными и преобразованными связями, развивающимися между подсистемами геосистем.

Взаимосвязи в таких системах имеют как вертикальный характер, т.е. между компонентами одного объекта (например, в экономике – между производством, населением, инфраструктурой), так и горизонтальный – взаимосвязи, соединяющие природные и социальные объекты.

С другой стороны, будучи частями «больших систем» – мировой цивилизации, мировой системы хозяйства, мировой системы международных отношений и т.д., – регионы одновременно могут рассматриваться и как их подсистемы. В качестве таковых они обладают известной автономией, в них существуют частные закономерности, связанные с географической, цивилизационной, экономической, историко-культурной и т.д. спецификой различных территорий, именуемых регионами.

Хорошим примером применения системного подхода в комплексном регионоведении могут служить работы А.Д. Воскресенского, посвященные региональным подсистемам международных отношений (См., например, учебное пособие под ред. А.Д. Воскресенского «Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений». – М., 2002). Н.С. Мироненко, автор учебного пособия «Страноведение: теория и методы» (М., 2001) раскрывает возможности системного подхода в страноведении при характеристике хозяйства.

1. Системный подход и системное мышление

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector