Родительские представления о воспитании детей

В психотерапевтической литературе понятия «родительские представления о воспитании», «стиль родительского отношения», «тип домашнего воспитания», «родительская позиция», «родительская установка» частенько рассматриваются как синонимы. Все эти термины обрисовывают одно понятие – изюминки воспитания.

Для определения понятия родительские представления о воспитании необходимо применять понятие представлений из психологии. Представления(из психологии) — наглядный образ предмета либо явления, появляющийся на базе прошлого опыта, методом его воспроизведения в памяти либо воображении [26]. Представления о воспитании содержат в себе познание средства воспитания, образ того, что я буду делать, дабы воспитывать ребенка, дабы взаимодействовать с ним.

Громадный вклад в развитие представлений о специфике взаимоотношений между родителями и детьми внесла теория хорошего психоанализа. Как мы знаем, психоанализ первенствовал теорией, в которой отношения между родителем и ребёнком рассматривались в качестве главного фактора детского развития. В первый раз неприятность стилей родительского воспитания была изучена А. Адлером (1932) [29]. А. Адлер обрисовывал негативные обстановки детства, которые связаны с родительским воспитанием, на базе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся пренебрежение и баловство ребёнка ребенком. Эти деструктивные стили отношения к ребенку мешают формированию у него социального интереса, либо публичного эмоции – свойства интересоваться вторыми людьми и принимать в них участие. А. Адлер выделяет, что вседозволенность и попустительство со стороны своих родителей ведет к формированию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, методах конструктивного сотрудничества с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать личные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них смогут быть трудности в межличностных отношениях.

Хорошей считается работа С. Броди (1956), выполненная в рамках клинического подхода [29]. Замечая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком, она выделила 4 типа материнского отношения:

1 тип. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за отсутствия и напряжённости непосредственности в общении с ребенком ее попытки довольно часто бесплодны. Мать чаще господствует, чем уступает.

3 тип. В базе материнства – чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент – твёрдый контроль.

4 тип. Мать ведет себя неадекватно потребностям и возрасту ребенка. Ее воспитательные действия непоследовательны и противоречивы.

Согласно точки зрения С. Броди, самые вредным для ребенка был 4-й стиль

материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) выделяют 3 типа родительского отношения [8]:

Спокойная мама, в основном применяющая похвалу как инструмент воспитания. Экзальтированная мама с широкой амплитудой эмоциональных реакций на каждые мелочи в поведении ребенка. “Социальная” мама – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на каждые стимулы.

А. Болдуин (1906) выделил два стиля родительского воспитания: демократический и осуществляющий контроль [29].

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между детьми и родителями, включенность детей в дискуссию домашних неприятностей, успешность ребенка при готовности своих родителей постоянно прийти на помощь, рвение к понижению субъективности в видении ребенка.

Осуществляющий контроль стиль предполагает значительные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между детьми и родителями по поводу дисциплинарных мер, четкое познание ребенком смысла ограничений. Требования своих родителей смогут быть достаточно твёрдыми, но они предъявляются ребенку неизменно и последовательно и будут считаться ребенком как честные и обоснованные (Крэйг Г., 2000).

Д.Боумрид (1975) выделила четыре параметра трансформации родительского поведения []29:

Родительский контроль: при большом уровне родители предпочитают оказывать громадное влияние на детей, способны настаивать на исполнении собственных требований, последовательны в них. Осуществляющие контроль действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, и на более идеальное усвоение родительских норм и стандартов.

Второй параметр — родительские требования, побуждающие к формированию у детей зрелости; родители стараются, дабы дети развивали собственные способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на праве и необходимости детей на самостоятельность.

Третий параметр — методы общения с детьми на протяжении воспитательных действий: родители стремятся применять убеждение для того, чтобы добиться послушания, обосновывают собственную точку зрения и в один момент готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, ругани и жалобам.

Четвертый параметр — эмоциональная помощь: родители способны высказывать сочувствие, тёплое отношение и любовь, действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают гордость и удовлетворение от удач детей.

Оказалось, что комплекс линия компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, эмоциональной поддержки и общения, т. е. оптимальным условием воспитания есть сочетание высокой требовательности и контроля с принятием и демократичностью.

Е.Т. Соколова (Соколова Е.Т., 1989), обобщив "стаж работы" в психотерапевтической консультации, выделила следующие стили взаимоотношений “мать – ребенок” [22]:

1. Сотрудничество. В общении ребёнка и матери преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

2. Изоляция. В семье не принимается совместных ответов. Ребенок изолируется и не желает делиться переживаниями и своими впечатлениями с родителями.

3. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Осуждают друг друга, реализуя потребности в симбиотической привязанности и самоутверждении.

4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных ответов не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т. Соколова уверен в том, что партнеры при реализации того либо иного стиля приобретают “психотерапевтические пользы”, и разглядывает два варианта взаимоотношений “матери – ребенка”: доминирование ребёнка и доминирование матери.

Главная мама отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/либо действуя за спиной и под защитой матери.

В случае если господствует ребенок, мать приобретает следующие психотерапевтические пользы: мать соглашается с ребенком, дабы обосновать его слабость и тревогу за него либо дабы принять позицию “жертвы”.

А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [29]:

1. Принимающе – авторитарный – субъективное благополучие своих родителей: принятие ребёнка и тёплое отношение с требованиями социальных достижений и успехов при контроле в этих регионах.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая сокровище его лично-характерологических особенностей, отношение как к более младшему если сравнивать с настоящим возрастом, приписывание плохих наклонностей.

3. Симбиотический – рвение установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо – авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психологической судьбе ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Параметры измерения родительского отношения: “Принятие – отвержение”, “Кооперация” (социальная желательность), “Симбиоз”, “Авторитарная гиперсоциализация”, “Мелкий неудачник” (инфантилизация – инвалидизация).

Как видно из примеров, вышеприведенных, единой базы классификаций типов домашнего воспитания нет. Время от времени за базу брались эмоциональные компоненты воспитания, время от времени методы действия на ребенка, время от времени родительские позиции и т.п. Исходя из этого, не смотря на то, что различными исследователями предлагаются разные классификации, Т.В. Архиреева уверен в том, что их возможно соотнести между собой потому, что отдельные виды воспитания, носящие различные заглавия, имеют большое количество сходного (Архиреева Т.В., 1990) [1].

Разглядев понятия «тип домашнего воспитания», «стиль родительского отношения», «родительская установка», мы заметили, что они являются схожими. В отечественной работе мы используем понятие «родительские представления о воспитании», которое кроме этого подобно рассмотренным нами терминам. Представления(из психологии) — наглядный образ предмета либо явления, появляющийся на базе восприятий опыта (и прошлого ощущений), методом его воспроизведения в памяти либо воображении. Представление о воспитании содержат в себе познание средства воспитания, образ того, что я буду делать, дабы воспитывать ребенка, дабы взаимодействовать с ним.

Стили родительского поведения · авторитетный · авторитарный · либеральный. · Имеется еще четвертый вариант взаимоотношений, что с натяжкой возможно назвать стилем – это равнодушное, попустительское отношение к ребенку. Возможность происхождения проблемного поведения у Вашего ребенка, сильно зависит и от того, какой тип взаимоотношений с ребенком сложился в Вашей семье. Американский психолог Диана Бомринд выделяет 4 главных стиля родительского поведения и разбирает их влияние на ребенка. · Стиль поведения · Характеристики · Особенности управления и влияние на детей Авторитетный Большой уровень контроля. Утепленные отношения. Признают и поощряют растущую автономию собственных детей. Отношения строятся на доверии и взаимоуважении. Открыты для обсуждения и общения с детьми установленных правил поведения. Допускают трансформации собственных требований в разумных пределах. Дети превосходно приспособлены; уверены в себе, у них развит социальные навыки и самоконтроль, они прекрасно обучаются и владеют высокой самооценкой. В юношеском возрасте дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо. Неприятности становления взрослого «Я» минимальны, внутренний кризис сглажен. Владеют разумной верой в себя и личные силы. Авторитарный Большой уровень контроля. Холодные отношения Отдают приказания и ожидают, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают правила и жёсткие требования, не допускают их дискуссии. Разрешают детям только в малом степени быть свободными от них. Их дети, в большинстве случаев, замкнуты, боязливы и безрадостны, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве случаев остаются пассивными и зависимыми в течении подросткового и юношеского возраста. Мальчики смогут стать неуправляемыми и агрессивными. В юношеском возрасте довольно часто демонстративны, ведут себя вызывающе. Пробуют скрыть за маской развязности собственную зависимость, тревожность и неуверенность. ЛиберальныйНизкий уровень контроля. Утепленные отношения Слабо либо совсем не регламентируют поведение ребенка. Абсолютная родительская любовь. Открыты для общения с детьми, но главное направление общения — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при малом управлении своих родителей. Родители не устанавливают каких-либо ограничений. В юношеском возрасте дети склонны к агрессивности и непослушанию, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. По большей части же игнорируют правила и нормы, принятые в обществе, не владеют самоконтролем, страдают от комплекса неполноценности.Безразличный Низкий уровень контроля. Холодные отношения Не устанавливают для детей никаких ограничений. Равнодушны к собственным детям. Закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. В случае если безразличие своих родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих своих родителей), ребенка нет ничего, что удерживает от того, дабы дать волю своим самым разрушительным импульсам и показать склонность к проблемному поведению. Это фактически неизбежный путь к потреблению наркотиков. Самый основной вывод, что делает Д.Бомринд, пребывает в том, что отличных показателей дает авторитетный стиль воспитания. Родители, применяющие авторитет, совершенно верно такие же требовательные, как и авторитарные родители, но их дети вырастают более радостными, открытыми, успешными, свободными и социально важными. Детям либеральных своих родителей будет не хватать независимости и социальной ответственности. Помимо этого, они пара менее целеустремленные, чем дети своих родителей, применяющих авторитет.

Эргономичный ребенок. Родительский сценарий. Как верно воспитывать детей Психология Неточности воспитания

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector