Положительные и отрицательные стороны тенденции глобализации в образовании.

Глобализация открывает широкие возможности доступа к образованию. Прежде всего, это связано с развитием информационных технологий. Интернет стал одним из важнейших ресурсов в получении информации как для студентов, преподавателей, а также для широкого круга лиц, желающих сменить профессию или получить дополнительное образование в той или иной сфере. Ссылки на Интернет-страницы можно все чаще увидеть в списке рекомендованной литературы в различных учебниках. В глобальной компьютерной сети с каждым днем возникает все больше и больше образовательных сайтов и порталов. Многие вузы выставляют свои учебные планы и программы отдельных курсов в Интернете.
Кроме того, Интернет дает возможность абитуриентам оперативно получать информацию об интересующих учебных курсах по всему миру, что сделало выбор вуза более осознанным и независимым от национальных ограничений. Интернет же предоставил новые перспективы для студенческих обменов, для межвузовского общения и т.п. Фактически благодаря Интернету стало возможным говорить об утрате монополии государств на знания и развитие образования.
Но влияние Интернета на образование не исчерпывается только открытым и неподвластным национальным ограничениям доступом учащихся к мировым информационным ресурсам. Благодаря современным информационным технологиям образовательный процесс начал принимать качественно новые формы. Возникло и начинает стремительно развиваться дистанционное образование. Проводятся Интернет-семинары, общение студентов и преподавателей, а также студентов между собой все чаще осуществляется посредством компьютерной сети. Сегодня студент может выбрать себе в научные руководители профессора из другого города, и даже страны. Активно разрабатываются различные методики обучения с помощью Интернета. В последнее время уже ставится вопрос о создании полноценных Интернет-университетов, об аккредитации их дипломов. Активно работает в этом отношении Программа развития ООН (ПРООН).

Интернет позволяет получать образование на дому, что жизненно важно для определенных групп инвалидов. Сам ход обучения также интенсифицируется, а доступность порталов и сайтов различных факультетов предоставляет обучающимся новую междисциплинарную перспективу, позволяя с гораздо большей гибкостью отбирать курсы для обучения и осваивать их содержание. В результате, можно вести речь об универсализации образования.
Новые технологии дают возможность решить и такую важную проблему, как визуализация, наглядность в процессе обучения. Графики, схемы, динамика развития того или иного процесса, рисунки и т.п., позволяющие лучше усвоить учебный материал, стали неотъемлемой частью не только Интернета, но учебных программ, представленных на CD. Для иллюстрации тех или иных положений сегодня широко в учебном процессе используется и компьютерный проектор.
С помощью новых технологий обучающиеся имеют и иные возможности. Так, видеоаппаратура позволяет наблюдать уникальные операции или эксперименты, видеотренинг позволяет овладеть навыками общения и т.п.
Другой важный момент развития глобализации и ее влияние на образование связан с тем, что глобализация в буквальном смысле открыла национальные границы государств, сделав доступным получение образования в другой стране. В настоящее время крупнейшие вузы мира имеют большой процент иностранных студентов. Развивая международное сотрудничество, высшие и средние учебные заведения предусматривают обмен учащимися и преподавателями.

Наконец, Интернет и иные новые технологии позволяют сделать процесс образования непрерывным. Человек, получивший образование, пополняет свой запас знаний фактически на протяжении всей своей дальнейшей жизни.
Новым элементом современной системы образования в эпоху глобализации, является все большее расширение ориентации на прикладные сферы, рыночные отношения. Это заставляет образовательные структуры динамично развиваться, реагировать на потребности и запросы практики. Создаются специализированные центры, которые занимаются подготовкой специалистов по тому или иному профилю, например, по компьютерным технологиям, менеджменту и т.п.
Помимо более адаптированного к практическим нуждам образования обучение в подобного рода центрах позволяет эффективно формировать у будущих сотрудников компании чувство корпоративной общности, ощущение лояльности своей фирме и сопричастности ее успехам. В результате корпоративное образование превращается в важный инструмент формирования трансграничной социальной общности в рамках данной ТНК.

В предыдущем разделе указывалось о преимуществах, которые предоставляют для образования глобальные компьютерные сети. Однако их активное внедрение в образовательный процесс связано и с серьезными проблемами. Одна из них состоит в том, что и учащийся, и преподаватель должны владеть на высоком уровне компьютерной грамотностью. Человек, не умеющий работать с компьютером, становится фактически отрезанным от новых глобальных возможностей образования и тем самым вытесняется на обочину жизни.

Другая проблема — языковая. Большая часть компьютерных сайтов являются англоязычными, поэтому недостаточное знание английского языка также отгораживает человека от новых возможностей.
Появляется и еще одна проблема, о которой все чаще говорят физиологи и врачи. Интенсификация образования, использование компьютера влекут за собой проблемы, связанные со здоровьем. Особенно значимым данный фактор является для школьников.
Следующая проблема, может быть, самая важная, — это вопрос доступа к компьютеру и Интернету. Уже практически полностью решенная в развитых странах и в крупных образовательных центрах, эта проблема является одной из наиболее актуальных для бедных стран, периферийных регионов и переходных обществ, в которых нет не только достаточного количества пунктов выхода в Интернет, но и просто компьютеров. Диспропорция доступа к информации вносит дополнительный элемент неравенства между «богатым» и «бедным» миром, закрепляя социальные перегородки.
Это особенно важно, если учесть, что на традиционном (докомпьютерном) уровне образования разрыв между богатыми и бедными весьма значителен. По оценкам, в настоящий момент около миллиарда человек (т.е. каждый шестой житель планеты) остаются функционально неграмотными. В условиях глобализации общества их маргинальность значительно усиливается.
Внутри отдельных стран проблема доступа к информации, а, следовательно, и доступа к важнейшим факторам развития человеческого потенциала также стоит крайне остро. Особо это ощутимо в переходных государствах. Очевидно, что семьи с высокими доходами из среднего и высшего классов имеют больше возможностей дать своим детям престижное образование, чем семьи с низкими доходами. Это впоследствии ведет к тому, что обучение в университетах означает репродукцию этих классов.
Другой аспект проблемы доступа к информации, особо значимый для государств с большой территорией и региональными различиями, — это географический аспект в равенстве доступа к качественному образованию.
Большую проблему в глобальных масштабах представляет и фактическое неравенство уровня подготовки между сельскими и городскими поселениями.
Актуальность проблемы неравенства доступа к образованию усугубляется еще и тем обстоятельством, что в условиях глобальной взаимозависимости та социальная страта, к которой принадлежат высокообразованные люди, становится все более замкнутой. Это вызвано, во-первых, все возрастающими расходами на образование — к примеру, в США стоимость обучения в частных университетах выросла в период с 1970 по 1990 гг. почти в 5 раз, в то время как средний потребительский рост цен за это время увеличился в 2,5 раза. Во-вторых, замкнутость социальной страты образованных обусловлена тем обстоятельством, что нацеленность на предоставление своим детям хорошего образования должна стать четкой социальной установкой в семье, на достижение которой, соответственно, должны резервироваться немалые средства. А на практике во многих семьях нет ни этой цели, ни средств для ее достижения.
Другой вызывающий опасения аспект связи образования и новейших технологий связан с тем, что в развивающихся странах или в отдельных регионах высокообразованный человек зачастую не может найти должного применения своим знаниям и умениям. Это приводит к тому, что человек пытается найти работу не у себя дома, а в другом городе, регионе или государстве. В результате наблюдается феномен, известный как «утечка мозгов». Он проявляется как в миграции сформировавшихся ученых и высококвалифицированной рабочей силы, так и (что особенно опасно) в массовом невозвращении студентов в свои родные страны и города после учебы в лучших университетских центрах мира. Последствием этого является как долгосрочное закрепление неравенства между развитыми и неразвитыми странами, так и поляризация внутри самих развитых стран. В результате образование в эпоху глобализации оказывается напрямую связанным с другими важнейшими проблемами мирового развития — миграцией, расширением пропасти между бедными и богатыми и т.п.

апросы рынка, которые, прежде всего, связаны с прикладными специальностями, также порождает проблемы, особенно в сфере школьного образования, поскольку в данном случае происходит смещение приоритетов от концентрации всей образовательной системы на ребенке как формируемой уникальной личности, обладающей основами фундаментальных знаний к концентрации на тех вопросах, которые позволят ему найти работу в дальнейшем, т.е. прикладных экономических аспектах. К примеру, образовательная реформа США ориентирована именно на эти прикладные аспекты. Помимо США с особенной очевидностью подобная трансформация прослеживается в таких странах как Япония, Великобритания, Германия, и все отчетливее она наблюдается в России и Китае.
Что касается высшего образования, то подобная коммерческая ориентация ведет к снижению уровня фундаментального образования, а также к тому, что университеты меньше внимания обращают на этические проблемы, социальную справедливость, критический анализ и т.п.
Включение структур бизнеса в образовательный процесс через спонсирование им тех или программ, а также образовательных учреждений приводит к тому, что государства все в меньшей степени контролируют образовательную сферу, часто просто лишь гарантируя образовательный минимум. Реальные же рычаги управления методическими программами преподавания находятся в руках администрации самих школ и основных спонсоров — частных компаний, в т.ч. сетевых. Последние начинают во все большей степени приспосабливать образование в зависимых школах и высших учебных заведениях к собственным корпоративным нуждам.

Урок 1. Понятие и движущие силы глобализации

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector