Теория внешних эффектов
Действие рыночного механизма не всегда приводит к выстраиванию оптимальной системы общественного производства оптимальному распределению ресурсов в обществе. Существуют ситуации, в которых рыночный механизм является неэффективным. Такие ситуации называются провалами рынка, или фиаско рынка.
В числе прочих к фиаско рынка относятся внешние эффекты, или экстерналии.
В широком смысле, под внешним эффектом понимается косвенное воздействие экономической деятельности одних субъектов на других.
В контексте рынка, внешние эффекты выражаются в дополнительных издержках или выгодах, которые не учитываются в ценах рыночных сделок, в результате чего возникают неучтенные последствия для третьих лиц, не участвовавших в данных сделках.
Сущность отрицательных и положительных внешних эффектов
Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.
Отрицательные приносят третьим лицам дополнительные издержки.
Среди отрицательных экстерналий наибольшего внимания на сегодняшний день заслуживают внешние эффекты, возникающие в результате нерационального природопользования.
Предположим, что на берегу реки расположен химический завод с недостаточными очистными мощностями, что приводит к загрязнению реки. Ниже по течению расположен завод по производству лимонада, которому по технологии производства необходима чистая вода, а также небольшой поселок. При отсутствии механизмов компенсации и принуждения устранения загрязнений химический комбинат может производить свою продукцию при минимальных природоохранных издержках. Однако, завод по производству лимонада и власти поселка вынуждены нести дополнительные издержки по очистке воды.
Данные издержки и представляют собой внешний эффект и называются экстернальными издержками. Их должен нести загрязнитель, а несут третьи лица (например в форме болезней, покупки лекарств, или затрат на очистку питьевой воды)
Существование экстерналий ставит вопрос о реальной цене продукции предприятий-загрязнителей. Загрязняя окружающую среду, данные предприятия дополнительно повышают объем природопользования, что, с точки зрения рационального общественного производства, должно отражаться в себестоимости продукции в виде экстернальных издержек. Предприятия должны нести данные издержки, например, возводя очистные сооружения и, соответственно, цена продукции должна быть выше. В случае, если этого не происходит, то цена остается заниженной с точки зрения действительных общественных издержек, низкая цена позволяет предприятию-загрязнителю реализовывать больше, что приводит к перепроизводству по отношению к оптимальному общественно необходимому объему продукции, характеризует неэффективность рыночного механизма.
Частные издержки (РС – private costs) — это затраты производителя блага. Они включаются в рыночную цену блага и носят внутренний характер.
Внешние издержки (ЕС – external costs) — это затраты лиц, вызванные производством данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Они не включаются в цену блага и имеют внешний по отношению к ней характер.
Общественные издержки(SC – social costs) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC
Предельные частные издержки (MPC) – частные издержки, возникающие при производстве дополнительных единиц блага
Предельные внешние издержки (МЕС) – внешние издержки, возникающие при производстве дополнительных единиц блага
Предельные общественные издержки (MSC) – общественные издержки, возникающие при производстве дополнительных единиц блага
MSC = MPC+ MEC
Положительные внешние эффекты несут третьим лицам выгоду, дискриминируя субъекты, которые создают данные эффекты.
Например, предприятие осуществляет благоустройство прилегающей территории – озеленение.
В данном случае предприятие несет дополнительные издержки, а жители этой территории получают дополнительные выгоды в форме улучшения здоровья, с другой стороны, их затраты на поддержание здоровья снижаются.
Цена продукции предприятия выросла, т.к. понесенные издержки были заложены в себестоимость, в результате по завышенной цене он реализует меньше продукции.
Это вызывает недопроизводство данного предприятия по отношению к оптимальному общественно необходимому объему продукции, что характеризует неэффективность рыночного механизма.
Лекция 18: Понятие внешнего эффекта. Причины возникновения внешних эффектов