Социальные общности — относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов — формы совместной жизнедеятельности.
Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность – единодушие, осознание общности с интересами других людей. При этом уровень солидарности в разных типах общностей, как мы увидим ниже, может проявляться по-разному.
Свойства социальных общностей:
1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность;
2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм;
3) солидарные социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.
Основания для выделения общностей:
1. Сходство, близость условий жизнедеятельности.
2. Общность потребностей, субъективное осознание ими сходства своих интересов.
3. Наличие взаимодействия, совместной деятельности.
4. Формирование свое собственной культуры.
5. Создание системы управления и самоуправления.
6. Социальная самоидентификация.
Общности бывают:
- статические (номинальные категории) — например, по прописке;
- реальные — те же горожане, в реальной обстановке;
- массовые (агрегаты) — совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационные и не фиксированы;
- групповые — малые и большие социальные группы.
Типология социальных общностей:
I. В зависимости от уровня солидарности:
1) множества, в которых воплощается мнимая солидарность (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т.п.).
Формы множеств: а) категории (статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные признаки): студенты, подростки, женщины, новые русские и т.д.; б) агрегации (объединения людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.; в) массы (характеризуются сходными (однородными), но не социальными действиями): люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы (сходное действие – паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие – следование моде) и т.д.;
2) контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, кратковременная солидарность.
Их формы: а) аудитории – одноразовые, относительно кратковременные (от нескольких минут до нескольких ча-сов) взаимодействия лектора (певца, актера и т.п.) и слушателей; б) толпы – общности людей, объединенных сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (мятежники)); в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей (в общении, заботе о других, признании, престиже и т.п.): встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д. (социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей); 3) групповые общности, в которых воплощается институционализированная (долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями и т.п.) солидарность (5.2).
II. По численности:
u диады (взаимодействие двух человек);
u малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек);
u большие общности (от сотен до тысяч человек);
u суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек);
u все мировое сообщество.
III. По времени существования:
u кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса);
u длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения);
u долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).
IV. По плотности связей между индивидами:
u тесно сплоченные (организации);
u аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).
V. По базовому системообразующему признаку:
u территориальные (дальневосточная общность),
u этнические (русские),
u демографические (молодежь, женщины),
u культурные (субкультурные) и т.д.
Билет 6
Социальные институты: функции и виды
Социальные институты – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации жизнедеятельности людей в обществе.
Для возникновения социальных институтов требуются следующие условия:
u наличие определённой потребности, необходимость удовлетворения которой признаётся многими членами общества;
u наличие необходимых ресурсов и операциональныых средств для удовлетворения признанной потребности;
u создание специфических культурных условий.
К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
- регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
- создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
- обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
- социализация индивидов.
Виды социальных институтов:
u экономические
u социальные
u политические
u духовные
Институты | Функции | Основные роли | Физические признаки | Символические признаки |
Семейно-брачные | Рождение, забота и воспитание детей | Отец, мать, ребенок | Дом, обстановка | Кольца, обучение, контракт |
Экономические | Добывание пищи, одежды, жилья | Собственник, работник, покупатель, продавец | Фабрика, офис, магазин | Деньги, торговля марка, реклама |
Политические | Поддержание законов, правил, стандартов | Законодатель, субъект права | Общественные здания и места | Флаг, герб, конституция, законы |
Религиозные | Содействие соборным от-ношениям, углубление веры | Священник, прихожанин | Собор, церковь | Крест, алтарь, библия (в христианстве) |
Образование | Социализация, людей | Учитель, ученик | Школа, колледж, учебник | Диплом, степень |
41 Социальные общности