Поэзия цицероновского периода (81-43 гг. до н.э.) (расцвет прозы).

Древнеримская лирическая поэзия.

Обязательно надо знать Катулла (и чем знамениты поэты-неотерики) и Горация – она о них говорила на лекциях. Остальных – для полноты картины.

Особенности сознания римлян: конкретность, прагматизм, утилитарность, общественность, но есть место и индивидуальному началу. Особенно развивается в эпоху становления империи, когда интерес – к внутренним переживаниям. В противоположность прозе поэзия долгое время считалась в Риме занятием, недостойным свободного человека.

Лирика воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Начало лирики – в песне.

• Древнейшие виды латинской лирич. поэзии происхождения народного и принадлежат к религиозной Л.; таковы песнь Арвальских братьев и песни жрецов Салиев. Пели сатурниским (сатурническим) стихом (метрически слабо упорядоченный стих). Литературного развития они не получили; вся лирич. поэзия последующего времени подражает греческим образцам.

• «Золотой век» римской литературы – в I в. до н.э. Развивается в период эллинизма, на закате др.-греч. культуры и литературы, в русле эллинистической поэзии, но сильно отличается от др.-греч. Л. (усиленный драматизм, универсализм и индивидуализм одновременно).

Поэтическая система. Метрическая (не по рифме, а по метру), заимствована у греков.

Поэзия цицероновского периода (81-43 гг. до н.э.) (расцвет прозы).

Поэты-неотерики. Сер. I в. до н.э. «Новые», иди «новомодные» поэты (Публий Валерий Катон, Гай Лициний Кальв, Марк Фурий Бибакул):

Дружили между собой, многие происходили из одной провинции – Галлии, часто посвящали друг другу свои произведения.

— Продолжатели александрийской поэзии – изощрённой, вычурной, маргинальной и не обычной по сюжету.

— Создают новые поэтические формы: разложение полисов, утрата интереса к политич. деятельности a эпос и драма уступают место малым лит. жанрам: небольшая эпическая поэма (эпиллий), эпиграмма, идиллия, — дававшие простор изображению внутр. мира человека.

— Гражданственность личных переживаний (переживают за судьбу Рима).

• Гай Валерий Катулл (80-54 гг. до н.э.). Один из поэтов-неотериков.

— Писал во всех видах Л., выработанных греками (элегии, эпиграммы, «полиметры» — стихи с вольным стилем).

— Изображение противоречивых душевных состояний; выдающуюся роль в его стихотворениях играет любовь. Есть и обращения к друзьям, и насмешливые стих-я.

— Подражал Архилоху (Др. Греция).

— Его произведения всегда имеют адресатов и связаны с конкретными событиями личной жизни поэта. Пишет к возлюбленной Лесбии (отсыл к древнегреч. лесбийской мелике).

— 11-сложный стих.

— Переводилл Сафо (дописав её местами).

— Стихотворения малых форм.

Подробнее о Катулле – см. ниже.

2. Период расцвета рим. поэзии – время правления Августа (43 г до н.э. 14 г. н.э.).

— Лукреций (Тит Лукреций Кар) (ок. 98-55 гг. до н.э.). Эпическая поэма «О Природе вещей» (или «О Природе»). 6 книг (не закончена). Счастье = философия Эпикура (философия счастья) + научное объяснение природы. Хочет сделать человека счастливым, нарисовав ему истинную картину окружающего его мира: надо правильно понять устройство вселенной и освободиться от страха перед богами и смертью. Картины тяжелых страданий (описание чумы, смерти), любовные переживания, низкие побуждения людей, стремящихся к роскоши и славе, жестокость войн. Подробнее о Лукреции см. ниже

— Виргилий (70-19 гг. до н.э.). «Буколики». Состоят из эклог (так назывались в Риме короткие стих-я). Пастушеская поэзия. Вложил в уста пастухам несвойственные им мысли на злобу дня.

— Гораций (65-8 гг. до н.э.). Римский классицизм. Переводы с греч. на латинский. «Золотая середина» как доминанта поэтического творчества и этический идеал: отказ от крайностей, культ меры (умеренности) и гармонии во всех проявлениях человека. Независимость как высшая ценность. Универсал в поэзии, автор образцовых для последующих эпох сатир, од, идиллий и т.д. Свои заслуги видел в том, что принёс в Рим. лит-ру греч. мелику (лирич. формы др.-греч. поэзии) a стих-е «Памятник».

0 «Сатиры». Наблюдательность, острота, юмор, характерность.

0 «Эподы». Эподы – небольшие неровные по стилю произведения ? связь с ямбами Архилоха. немного грубы и непристойны. Пример – см. ниже.

0 «Оды». Отличались от греч. создателя од Пиндара. Нравоучительные, религиозные, гражданственные, политические, некоторые выражают личные чувства или настроения поэта. Строгость, стройность, благопристойность, нравственность. Многие посвящены Меценату (в кружке которого находились поэты в Риме). Мало лирического волнения. Много раздумий, мыслей о молодости, которую не вернуть, о краткости жизни. Свободны от эротической соблазнительности, но любовь есть. Политические темы. Пример – см. ниже.

0 «Наука поэзии»: рефлексия по поводу лит. творчества в др.-рим. культуре. Великий «нормативист», упорядочивший систему лит. жанров.

— Тибулл и Проперций: элегии, следование александрийской школе (как Катулл), длинные растянутые строфы:

0 Тибулл – создатель латинской эротической элегии;

0 Проперций. Его элегии блистают ученостью и испещрены мифологич. тонкостями.

— Овидий. Любовные элегии, «дидактическая» поэма «Искусство любви». Лишён прямого лирич. дарования – любовь – лишь тема для лит. творчества. Александризм a много мифологии и риторики.

3 цикла: 1) Amores – жизнерадостный, любовный – молодые годы. Героиня – Корина (собират. образ); 2) и 3) в ссылке на Чёрном море: 2) «Печальные», 3) «Посланный с Понта» — вопль о спасении (возвращении) + зарисовки жизни в скифском захолустье.

• После Овидия лат. Л. не произвела более ничего выдающегося или оригинального. Расцвет жанра эпиграммы в рамках

Др.-рим. лирика сохранилась лучше (больше памятников дошло до нас), чем греческая.

* Источники:

— конспект, программа Яковлевой к курсу;

— словарь Брокгауза и Ефрона (статья про лирику);

— http://www.greekroman.ru/lib/crit/lithist/06.htm;

— предисл. С. Шервинского к сб. «Античная лирика» (серия «Библ-ка всемирной лит-ры»).

О Катулле (стих-я – полностью):

— Своеобразна насмешливая лирика К.: он клеймит гневными стихами своих личных обидчиков. Простонар. выражения, кот. он употребляет, характер личной издевки напоминают знаменитые carmina famosa — песни-поношения, широко распростр. в италийской фольклорной поэзии.

— Несколько меняется характер насмешливой поэзии Катулла в эпиграммах. Здесь издевки над врагами приобретают более обобщенный характер:

Я не стремлюсь ведь, о Цезарь, тебе понравиться, также
Мне безразлично, поверь, бел ты иль черен душой.

— Грубость насмешки в поэзии К. контрастирует с тонкостью и глубокой нежностью его посланий, обращенных к друзьям и возлюбленной. В стих-ях поэт изливает свои чувства по поводу конкретных событий личной жизни: приглашая друга Фабулла на обед, обещает ему вместо богатого угощения любовь и ласку, радуется возвращению в Рим Beрания, просит приехать в Верону любимого друга Цецилия, жалуется на болезнь, которая измучила его:

Плохо стало Катуллу, Корнифиций,

Плохо, небом клянусь, и тяжко стало,
Что ни день, что ни час – то хуже и хуже…

Но утешил ли ты его хоть словом?

А ведь это легко, пустое дело!

Я сержусь на тебя… Ну где же дружба?

Но я всё-таки жду хоть два словечка,

Пусть хоть грустных, как слёзы Симонида.

— Любовные стихотворения обращены к женщине, которая носит псевдоним Лесбия.

Будем, Лесбия, жить, любя друг друга!

Пусть ворчат старики, — что нам их ропот?

За него не дадим монетки медной!

Пусть восходят и вновь заходят звёзды, —

Помни: только лишь день погаснет краткий,

Бесконечную ночь нам спать придётся.

Дай же тысячу сто мне поцелуев,

Снова тысячу дай и снова сотню,

И до тысячи вновь и снова до ста,

А когда мы дойдём до многих тысяч,

Перепутаем счёт, чтоб мы не знали,

Чтобы сглазить не мог нас злой завистник,

Зная, сколько с тобой мы целовались.

— Признания в любви перемежаются у Катулла с проклятиями по адресу неверной возлюбленной, с мольбами к богам и жалобами на горечь чувства, напоминающего болезнь

— В крупных произведениях Катулл предстает перед нами как ученый поэт, хорошо знакомый с мифологией и эллинистической поэзией. Патетический стиль – эпиллий, поэма «Аттис».

— Внутренний разлад, мрачные трагич. краски характерны для поэзии К. ? он живет в тяжелый для Рима историч. период: к власти приходит диктатор Сулла, восстание рабов под рук-вом Спартака, гражд. война между Цезарем и Помпеем.

О Лукреции:

Биография Лукреция известна нам чрезвычайно плохо. Поэма его не была завершена, ее издал после смерти поэта Цицерон. Свое произведение писал в промежутках между приступами безумия, вызванного каким-то любовным напитком. Поэт покончил жизнь самоубийством.

Как и Катулл, Лукреций отрицательно относится к современной римской жизни. Путь к спокойной жизни открывает человеку, по мнению Лукреция, философия Эпикура, которая сулила безмятежный покой на лоне садов, в виллах, удаленных от шумного города, обещала научить человека быть счастливым.

Поэма состоит из шести книг:

1) атомистическая теория: во всей вселенной ничего не существует, кроме атомов и пустоты. Из ничего не творится ничто.

2) как из вечного движения атомов возникает весь окружающий нас разнообразный мир. Земля представляется ему лишь одной из пылинок, парящих в огромной вселенной.

3) учение о душе и духе: душа материальна, состоит из мельчайших атомов и умирает вместе с телом.

4) об ощущениях. Тонкие материальные образы видимых, слышимых, ощущаемых предметов, проникая в органы чувств, вызывают различные представления.

5) история земли и история культуры. Государство появляется на определенной ступени развития общества. Язык возникает из потребности общения между людьми. Поэт критикует религию, показывая, что вера в богов ведет иногда к преступлениям (принесение в жертву юной Ифигении и т. п.).

6) объясняются с естественнонаучной точки зр. грозные явления природы (гром и молния, землетрясения).

Заключение Лукреций, по-видимому, не успел написать.

Лукреция увлекала не только этическая сторона учения Эпикура, но и лежащее в его основе научное объяснение природы. Атомистическая теория, учение о материальности мира и души, теория всеобщего развития, теория ощущений, учение о возникновении культуры и языка — все это было создано и разработано Эпикуром. Он считал, что задача человеческого счастья разрешима. Надо только правильно понять устройство вселенной и освободиться от страха перед богами и смертью. Излагая основные положения эпикурейской философии, Лукреций ставит перед собой такую же благородную задачу: он хочет сделать человека счастливым, нарисовав ему истинную картину окружающего его мира.

Излагая научные положения философии Эпикура, Лукреций обнаруживает свой поэтический гений в разнообразных зарисовках окружающей жизни: картины тяжелых страданий (описание чумы — V кн., описание смерти — II кн.,), любовные переживания человека, низкие побуждения людей, стремящихся к роскоши и славе, жестокость кровопролитных войн.

Лукрецием увлекался Джордано Бруно. Материалисты XVIII в. видели в Лукреции своего великого предшественника.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector