Историческое значение римской литературы

В середине III в. до н. э., в то время, когда у греков их хорошая литература была сзади, а эллинистическая уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части Средиземноморья, в Италии, начинает развиваться вторая литература древнего общества — римская. Рим, центральная община племени латинов, возглавившая объединение Италии, формирует собственную литературу, параллельную греческой, и формирует ее на своем, латинском языке.

Римское рабовладельческое общество проходило в общих чертах через те же этапы развития, что и греческое. Происхождение классового общества в следствии разложения развития рабства и родового строя, метод производства, основанный на эксплуатации рабского труда, полис с обычными для него классовыми несоответствиями и республиканским национальным устройством, в будущем концентрация рабства, разорение небольших свободных собственников, переход и распад полиса к военной диктатуре, — целый данный путь древнего общества столь же характерен для Рима, как и для Греции. Но при всей тожественности неспециализированного типа экономического и социального развития, упадок и рост римского рабовладельческого общества протекали в пара более позднее время и иным темпом, в второй исторической и географической среде, в хорошей интернациональной обстановке, и история Рима воображает последовательность своеобразных изюминок. Растущий Рим покоряет гибнущую эллинистические страны и Грецию, и в Риме «целый процесс повторяется на высшей ступени» (Энгельс). Несоответствия рабства достигли в (римской империи громаднейшей остроты, что и стало причиной крушению древнего общества и подготовило землю для происхождения нового, более прогрессивного метода производства, феодального, основанного на эксплуатации уже не рабского труда, а труда крепостных.

Так, в Риме повторяется путь, пройденный греческим обществом, но повторяется в поменянной и усложненной форме. Данный «вторичный» темперамент развития Рима покинул неизгладимый отпечаток на всей его культуре. Развиваясь позднее Греции, Рим частенько обнаружил у греков готовые ответы на собственные идеологические запросы. идеологические формы и Мировоззрение, вырабатывавшиеся в Греции на различных стадиях ее исторического пути, выяснялись пригодными для второго древнего общества, римского, в соответствующие моменты его развития. «Заимствование» у греков игралось исходя из этого весьма большую роль в самых разных областях римской культуры, в религии и в философии, в мастерстве и в литературе. Но, «заимствуя» у греков, римляне приспособляли заимствуемое к своим потребностям и развивали его соответственно своеобразным изюминкам собственной истории. Стилевые формы римской литературы являются повторением , но вместе с тем и видоизменение греческих стилевых форм, и римская литература в целом есть вторым вариантом древней литературы, как особенной ступени всемирноисторического литературного процесса.

Историческое значение этого варианта, место римской литературы в истории литератур Европы, определяется исторической! ролью Рима в культурном’ развитии европейского Запада. Римская литература являлась передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась впредь до XVIII в. на действии римского, а не греческого варианта. И в эпоху ренесанса и в XVII — XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе через призму Рима. Древняя струя в трагедии европейского «классицизма» исходила в намного большей мере от римского драматурга Сенеки, чем от Эсхила, Софокла и Эврипида; европейский; эпос этого времени был ориентирован на «Энеиду» Вергилия, а не на гомеровские поэмы. Лишь буржуазный «неогуманизм» XVIII в. принес с собой новую ориентировку, обращенную в этом случае уже конкретно к греческой литературе. Перемена ориентировки стала причиной тому, что в XIX в. римскую литературу стали недооценивать, разглядывать как чисто подражательную. Значение ее стали сводить к одной только «посреднической» роли, обусловленной словно бы бы лишь тем событием, что латинский язык был более распространен в Западной Европе, чем греческий. Эта точка зрения совсем неправильна. Вправду, в первую половину Средних столетий и во времена раннего итальянского Восстановления греческий язык был в Западной Европе практически малоизвестен, в это же время как латинский знали везде. Но период громаднейшего действия древней литературы на европейскую наступает с XV — XVI вв., в то время, когда греческий язык в Европе уже знали. И в случае если. Европа обращается сейчас к древней литературе в ее римском варианте, то происходит это не в силу незнакомства с греческим языком, а вследствие того что римский вариант более соответствовал художественному вкусу этого времени и его литературным потребностям. Теоретики европейского классицизма XVI — XVII вв., занимаясь сравнительной оценкой обеих древних литератур, постоянно приходят к выводу о «превосходстве» римлян. Весьма показательна в этом отношении «Поэтика» Юлия Цезаря Скалигера (1484 — 1558), один из самых влиятельных сейчас трактатов по теории литературы. Скалигер, по окончании детального сопоставления гомеровского эпоса с «Энеидой» Вергилия, отдает предпочтение «Энеиде». Для того чтобы рода суждения, при всей их исторической ограниченности вкусами определенной эры, свидетельствуют все же о том, что «посредническая» роль выпала на долю римской литературы не просто так, в следствии большей распространенности латинского языка, а в силу ее собственных своеобразных качеств, отличающих ее от греческой литературы и делавших ее более созвучной эстетическим требованиям классицизма и Возрождения XVI — XVII вв.

Не обращая внимания на однотипность обеих литератур, как литератур, отвечающих одному и тому же этапу в развитии людской общества, не обращая внимания на на большом растоянии идущую зависимость более юный римской литературы от ранее развившейся греческой, римская литература не есть несложным сколком, копией с греческого оригинала и имеет собственные своеобразные изюминки.

Хорошая греческая литература относится к периоду становления древнего общества (Гомер) и к той ступени его развития, которая возможно охарактеризована как «полисный» период (аттическая литература). В Риме дело обстоит в противном случае. Расцвет римской литературы, ее «золотой век», падает на время возникновения римского империи и разложения полиса, на более позднюю стадию в развитии древнего мира. Новому публичному этапу соответствует другая фаза в отношениях индивида и общества, более деланная выводы проблематика, но более большой уровень личного самосознания. «Золотой век» римской литературы не знает тех широких и непростых вопросов, каковые находились перед греческой публичной мыслью аттического периода, но он дает значительно большее углубление субъективной судьбе и громадную интенсивность внутреннего переживания, не смотря на то, что и в более узкой и ограниченной сфере. В этом и содержится то новое, что римская литература, разглядываемая в целом, привносит в неспециализированную картину древней литературы. Для эпохи и Возрождения европейского абсолютизма культура поздней античности была во всех отношениях ближе, чем культура полиса (достаточно отыскать в памяти, что именно сейчас в Западной Европе вводится римское гражданское право, и имущественные отношения регулируются законами, выработанными императорским Римом), и это тяготение обнаруживается кроме этого в области искусства и литературы. Характерно, к примеру, что, наровне с неспециализированным предпочтением, которое отдавалось римской литературе, громадной популярностью пользовались поздние греческие авторы — Плутарх, Лукиан, греческие романисты.

К этому главному отличию, определяющему собой своеобразный вид римской литературы в ее самые блестящие периоды, направляться добавить и другие моменты, облегчавшие «посредническую» роль.

Перенимая стилевые формы греческой литературы, греческие литературные жанры, Рим ликвидирует весьма многие пережиточные моменты, сохранявшиеся у греков. Так, в греческой драме, в комедии и трагедия, было необходимым участие хора. Связанный с празднествами Диониса, на которых происходили театральные представления, хор данный пережиточно функционирует и тогда, в то время, когда драма в сущности уже прекратила в нем нуждаться. В римской драме эта обязательность отпала; такие местные изюминки, вытекающие из своеобразных условий происхождения жанра, в римской литературе уже теряются.

Иначе, римская литература в ее лучших проявлениях часто является синтезом всего того, что давала греческая литература различных периодов. Эпос лирика и Вергилия Горация ориентированы, к примеру, на греческую литературу хорошего периода, но применяют вместе с тем и успехи эллинистической литературы, все накопленное мастерство столетий. Ветхие греческие жанры приобретают у римлян обновленную форму. В Риме происходит, так, расширенное воспроизводство литературных форм Греции, высвобожденных от местных изюминок.

Историческое значение римской литературы содержится, значит, в том, что это таковой вариант древней литературы, расцвет которого происходил на более расширенной базе римской державы и на более поздней ступени древнего общества, вариант, что по своим своеобразным качествам легче имел возможность помогать формированию новой западноевропейской литературы.

Политика Августа встречала сочувствие в широких кругах италийских собственников, к каким принадлежали и превосходные поэты того времени. Восхвалением Августа и римской старины проникнуто творчество великих поэтов — Вергилия, Горация, Тибулла, Пропорция, Овидия, входивших в литературные кружки, пребывавшие под покровительством ближайшего по окончании Агриппы приятеля Августа — Мецената и бывшего «республиканца» Валерия Мессалы. Все эти поэты были уроженцами италийских городов, кое-какие из них происходили из всаднических родов. Лишь Гораций был сыном вольноотпущенника. Многие из них утратили свои земли на протяжении гражданских войн. На протяжении второго триумвирата малоизвестный поэт написал дошедшие до нас стихи, полные страстной неприязни к ветеранам, захватившим его аемлю; он заклинает её, дабы она не давала плодов незаконным «нечестивым» обладателям. Одвременно с этим и Вергилий в одной из собственных эклог жалуется на новых инопланетян — воинов, захвативших его имение; с окончанием гражданских войн поэт стал на сторону нового режима. Не смотря на то, что он был известен уже в 30-х годах, но по-настоящему его творчество расцвело с наступлением мира. Он восхищался идиллически несложной римской и сельской жизнью стариной, которую неизменно и глубоко изучал, и верил, что Август принёс людям мир и вернул либо вернёт старую простоту нравов.

Первым из больших произведений Вергилия (оно написано в 42—39 гг.) были (Буколики» — сборник из десяти так называемых эклог, написанных частично в подражание идиллиям Феокрита. В данный сборник вошли и эклоги, упоминавшиеся выше. В остальных эклогах изображается, как пастухи на лоне природы состязались в пении амурных песен, прославляли мир и сельскую тишину. Сельской жизни и сельскому хозяйству посвящено и второе произведение Вергилия — «Георгики», написанное спустя два-три года по окончании «Буколик». Оба произведения, в полной мере отвечавшие господствовавшим настроениям, создали автору громадную популярность. Но пережившую века славу величайшего римского поэта принесла ему эпическая поэма «Энеида», над которой он трудился десять лет впредь до собственной смерти в 19 г. до н. э. Сам Август быстро интересовался его трудом и слушал отдельные части поэмы.

Поэма повествует о странствованиях, битвах и приключениях троянского храбреца Энея, сына Венеры, которому всевышние предназначили основать новый город в Италии и стать родоначальником царей Альба-Лонги, рода и Ромула Юлиев. В 12 книгах «Энеиды» рассказывается, как Эней бежал со своей дружиной из горящей Трои, неся на плечах собственного ветхого отца Анхиза и родных пенатов, а рядом с ним шёл его сын Аскапий, потом названный Юлом. По окончании неудач и долгих странствий Эней попадает в Карфаген, где правила царица Дидона. Выслушав рассказ Энея о его скитаниях и подвигах, она полюбила его, но их альянс расторг Юпитер, напомнив Энею, что его ожидает великое будущее в Италии. Покинутая царица заканчивает жизнь суицидом. Прибыв в Сицилию и похоронив тут Анхиза, Эней посредством Сивиллы спускается в подземное царство, где его погибший папа показывает ему будущих великих мужей Рима и величайшего из них, прямого потомка Энея — Августа, что вернёт на землю «золотой век», прекратит войны и раздоры и расширит власть Рима до Индии и Каспийского моря. В Италии Эней по окончании долгой войны с латинами и этрусками женится на Лавинии, дочери царя Латина, и кладёт начало новому царству латинов и троянцев.

Вся поэма проникнута господствовавшими тогда среди правящего класса Италии настроениями и идеями. Будущее величие Августа и Рима возвещают и Анхиз я сам Юпитер, определяющий миссию римлян на земле: пускай другие народы посильнее в искусствах и науках; назначение римлян — быть владыками мира, щадить побеждённых и покорять надменных. Знаменитости, создавшие величие Рима, согласно точки зрения Вергилия, были сильны мужеством, благочестием и суровой простотой (pietas). Сам Эней — пример благочестия, которое и снабжает ему победу. Благочестивых он видит, спустившись в царство мёртвых, в стране блаженных; но нечестивые терпят в том месте ужасные муки. С любовью обрисовывает Вергилий древние обычаи я обряды римской религии, несложную сельскую судьбу. «Энеида» так ярко воплотила идеологию господствующих Италии и слоёв Рима, что на долго осталась любимым произведением римлян. Её комментировали ещё в V в. н. э., её цитировали поэты, авторы и историки эпитафий, высеченных на надгробиях в провинциях и Италии, по ней изучали прошлое Рима, по ней гадали.

Квинт Гораций Флак (65-8 до нэ)

Появился на ю. Италии в семье вольноотпущенника, откуда-то взял имение и жил с дохода. Большое количество пишет об отце, мать не упоминается

Преподавателем его был Орбилий. Отправился Г. доучиваться в Афины, дабы получить на обучение сына. В Афинах писал по-гречески, слушал беседы философов «Новой Академии». Философские занятия Горация были прерваны гражданской войной (по окончании убийства Цезаря (44 г.)). В Афины прибыл Брут, вербовавший приверженцев для защиты борьбы и республиканского строя с преемниками Цезаря, Горац поступил в его армию. Горац. в войске Брута стал начальником легиона (сильно).

42 г (битва при Филиппах) – Брут с Касием разбиты Октавианом, Г. бежал «кинув щит» неспециализированное место. Октавиан: «Кто сдаст сходу оружие амнистия», 14 тыс перешло. Г. не сдал продолжительно слонялся по островам. Октавиан: «Амнистию всем, но без имущества» Г. возвратился.

Делается писцом, начинает писать стихи «побуждаемый бедностью наглой» . Они доходят до Вергилия, тот показывает их Меценату, понравились. Тот продолжительно присматривается к Г.

Раннее творчество Горация имеет агрессивно-полемический темперамент; отливается оно в форму ямбографии либо сатиры

«Эподы» — первый сборник (30-е гг.) – ямбографические стихотворения. Эпод в античном мире одна из строфических форм — двустишие, в котором второй стих меньше первого..

-ямб, двустишья, пример – Архилох (как раз в агрессии и метрике). Насмешки – на современников, но лишь на «мелких».

-агрессивная ироническая поэзия, неотёсанная, 17 эподов. Говорит, что Все на данный момент не хорошо. В случае если -у Вергилия – надежда на «золотой век», то у Г. – лишь бежать подальше возможно.

13 г – два сборника сатир. Счастье – в «золотой середине» (выражение принадл ему же) — самое основное в жизни – покой и умеренность. Свободная бедность лучше зависимого достатка.

«Сатиры»

— это жанр формы «просвещенной беседы» доходил для изложения «верных сокровищ судьбы».

Каждой сатире соответствует одна определенная тема.

Лирика неотериков и амурная элегия, популярные, его не интересуют, для него основное – верный выбор жизненного пути.

«Сатиры – 2»

— более зрелый, чем 1, большое количество неспециализированных мест, усложняется композиция

— диалогическая форма преобладает

— автопортрет – как бы со стороны – непостоянство, лень, раздражительность, вспыльчивость

Говорит: Человек должен быть мудрецом и художником собственной жизни, идеал – «довольство малым».

«О полевой и муниципальный мыши» — басня, «хорёк и Полевая мышь»

23 г– «Кармина»=«Оды» (песни) – употреблены новые размеры. 3 книги

пример – Сапфо, Анакреонт, Алкей и приспособил их размеры к римской литературе

различный поэт, но поэт мысли, а не эмоции

темы разны – дружеские, гимны всевышним, размышления, амурная.

-Асклепиадов стиль – единицы деления – не строки, а строфы. 1-я книга «Од» начата 9-ю стихотворениями 9-ти различных размеров. Освоил и ввел в римскую литературу все размеры.

-Расстановка слов весьма сложная.

-стихи конкретны, наглядны, вещественны («раскаленные колеса»). Любая последующая -картина больше прошлее и мгновенна

-концовка постоянно падает, менее напряженная. Тот самый «Гимн Мельпомене»

«золотая середина» — относится ко всему.

  • большое количество возлюбленных, неизменно легкая влюбленность. Амурная лирика – без страданий.
  • ?счастье не может быть идеальным пофигист
  • основное – независимость, з.с. – отказ от всего, что делает зависимым. На предложение Октавиана стать секретарем отказался.
  • прекрасно не испытывать сильных эмоций
  • не хорошо быть и бедным, и богатым
  • не нужно быть нехорошим, а нужно быть хорошим

23 послания в гекзаметре -20 г.

— письма в стихотворной форме. Каждое как-нибудь именуется, довольно часто – греческими именами.

Форма – рекомендации. Писал Меценату, Августу.

В первый раз дает описание собственной наружности.

13 г. — 4-ая книга из «Од» — посвящена Августу

2-ая книга «Посланий» — посвящ вопросам лит-ры. Сост из 3-х писем: Августу, Послание и «второе к Писонам».

идеи

  • поэт должен быть грамотным человеком, мыслителем
  • поэзия – не развлечение

Стих Горация практически в любое время имеет форму обращения (практически в любое время это – совет): поэт адресуется к некоему второму лицу.

Ямб, сатира, ода, послания («Гимн Мельпомене» — станет «Монументом» Пушкина)

————————————————————————

Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений

СПб, Биографический университет, Студия биографика, 1993

OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru

—————————————————————————-

Легион Структура // Roman Legion Structure

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector