Подходы к исследованию сущности и природы сознания.

Существует много философских учений, для которых субстанцией бытия является некое нематериальное духовное начало мира, например, космический разум, абсолютная идея, мировой дух, духовные монады, информационное поле и т. д. В отечественной философии наиболее распространенной конкретизацией духовного служит понятие сознания.

В проблеме природы и сущности сознания выделяют два основные аспекта:

1) Сознание и материя. А именно ставится вопрос: «Является ли сознание чем-то качественно своеобразным или оно есть разновидность физических процессов?». В философии на этот вопрос было получено два основных радикально противоположных ответа:

а) в 50-60 годы ХХ века возникает философское течение физикализма или научного материализма, в котором сознание отождествляется с физическими процессами. Сторонники этого течения стремились показать, что сознание есть совокупность биологических, нейрофизиологических и, в конечном счете, физических процессов. Они пытались перевести все виды знания на язык физики, считая, например, психологию разделом физики. Реальность сознания, как и реальность Бога, не доказывается конкретными фактами. Поэтому они делают вывод, что сознания, как и Бога, не существует, сугубо духовного нет. Физикалисты полагают, что понятие мышления, памяти, мотивов и другие понятия, в которых выражается духовное, могут без потери объяснительной силы быть заменены терминами физики. Например, трусость или отказ рисковать на языке физики означает дисфункцию головного мозга. Подобным же образом физически объясняется свобода воли, размышление о жизни, угрызения совести, ощущение счастья и т. д.

б) Другой крайностью ответа на вопрос о качественном своеобразии сознания является утверждение, отрицающее существование материи вовсе. При этом достоверной реальностью, как считается, обладает только сознание отдельного индивида. Тогда, как материя рассматривается как порождение этого сознания. Такая позиция в философии получила название солипсизма.

2) Сознание и его носители. А именно ставится вопрос: «Является ли сознание неотъемлемым свойством человека или оно есть нечто не человеческое, надчеловеческое?» На этот вопрос в философии было получено три основных ответа:

а) Часть философов полагает, что сознание не имеет непосредственного отношения к человеку и к миру живого в целом. Оно есть сверхчеловеческое, космическое образование. Например, религиозные философы утверждают, что сознание есть атрибут божества. Делаются также попытки естественнонаучного обоснования связи разума человека с космическим разумом. Так, в теории «межзвездной нейрогенетики» Т. Лири говорится, что сознание записано в структуре молекул ДНК, которые распространены не только на Земле, но и за ее пределами. В теории М. Талбота Вселенная – гигантский разум, а процесс мышления есть результат взаимодействия физических полей, которые организуют материю мира. В гипотезе галактического разума О. Рейзера утверждается, что разум галактики подобен разуму человека. Этот галактический разум, находясь в резонансе с мозгом человека, порождает психосферу, которая через магнитогидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.

б) Некоторые ученые и философы считают, что в сознании есть атрибут живого. Например, социобиологи изучают биологические механизмы социального поведения человека и животных. Они уверяют, что сознание есть набор биологических реакций самосохранения, свойственных как людям, так и многим животным. Они считают исходные основы всех мотивов, потребностей, интересов, целей чисто биологическими.

в) Большинство философов придерживаются точки зрения того, что сознание есть атрибут человека. В мистике считают, что сознание есть «тайна человеческой души» или интуитивная способность постижения сущности вещей. Материалисты уверены, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи тела и мозга человека, взаимодействующих с миром. Некоторые из материалистов уточняют, что сознание есть атрибут не просто человека, а деятельного человека, то есть человека, осуществляющего преобразующую его самого и мир деятельность.

Лекция № 2.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector