Учение об абсолютной идее и диалектический метод г.в.ф. гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте в семье, принадлежавшей к высшему чиновничеству. Окончил теологический институт и получил степень магистра философии. Работал в университетах Йены, Берлина, Гейдельберга. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Философская система Гегеля, получившая название абсолютного идеализма, создавалась как продолжение и реакция на систему трансцендентального идеализма И. Канта. Творчество Гегеля, как и творчество И. Канта, направлял интерес к возможностям человеческого разума познавать и осваивать окружающий мир. Но конкретные предметы исследования у них были разные: И. Кант сосредоточил внимание на специфике самого познающего субъекта и проследил весь внутренний механизм познания, а Гегель исследует объективный аспект рациональной деятельности – развитие духовной культуры человечества, которая является и продуктом и условием существования разума.

Для того чтобы провести строго теоретическое исследование обозначенной проблемы, Гегель ввел абстрактное понятие – «абсолютная идея» (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный и греч. idea – образ, мысль, понятие). Под абсолютной идеей он понимал всю объективную реальность в ее полноте и развитии; предельно сжатый до совершенно чистой формы мировой разум, порождающий бесконечное богатство окружающей человека действительности. Исследуя абсолютную идею, Гегель обосновывает ее важнейшие свойства:

– во-первых, являясь сущностью универсума, она находится в постоянном движении, становлении, развитии и стремится ко все более полной самореализации. Гегель подробно останавливается на конкретных формах и ступенях этого процесса. Абсолютная идея реализуется в формах человеческого общежития – этносах, нациях, культурах, государствах; в моральных нормах; в формах общественного сознания – мифе, религии, искусстве, праве, истории. Мыслитель стремился изучать их, он подготовил специальный курс лекций по истории философии, философии истории, философии права, которые впоследствии были опубликованы его учениками. Высшей формой реализации абсолютной идеи является философия, причем Гегель считал, что именно его философская система является завершающим этапом в саморазвитии духа. Это спорное утверждение надолго стало объектом критики. Но оно не снимает основной заслуги философа, указавшего, что способом существования объективного мира является движение и развитие;

– во-вторых, Гегель указал на источник развития абсолютной идеи – противоречие: «нечто жизненно лишь поскольку оно содержит в себе противоречие». Он выделил основные этапы и механизм развития противоречия. Этапами развития являются: тождество, различие, противоречие, разрешение. А механизм развития заключается в переходе явлений и предметов из одного качественного состояния в другое их качественное состояние;

– в-третьих, все формы реализации абсолютной идеи представляют собой систему. На каждом этапе своего развития, в конкретных культурах и эпохах они обнаруживают существенное единство, связность и взаимодействие элементов. На этой основе Гегель делал вывод, что мир человеческой духовности не является случайным или хаотичным. Задача философии – выявить реально существующую систему отношений, найти самые основные и общие связи действительности: «философия изучает не мир в целом, – говорил Гегель, – а мир как целое».

Поскольку объективная реальность есть результат саморазвития абсолютной идеи, постольку разум человека способен познать мир, если будет использовать такой метод, который по своей сути соответствует противоречиво развивающемуся миру. Иными словами, субъективная диалектика познающего субъекта должна совпадать с объективной диалектикой универсума.

Развивая диалектический метод, Гегель продолжил традицию, заложенную еще античными мыслителями. Но именно он определил диалектику как метод философии, основанный на идее развития, источником которого является противоречие; систематизировал уже имеющиеся знания в этой области и внес существенный вклад в их развитие. Конкретно это выражается в следующем:

– сформулированы принципы диалектики – единства мира, системности, развития;

– разработаны законы диалектики – перехода количественных изменений в качественные, противоречия;

– описаны и определены важнейшие категории диалектики – качество, количество, мера, сущность, явление, тождество, различие, форма, содержание, возможность, действительность, необходимость, случайность, свобода, которые, являясь средством познания, отражают в то же время наиболее общие свойства мира;

– разработано учение о диалектическом характере истины, согласно которому истины познания не могут быть вечными и абсолютными. Мир развивается, поэтому истина всегда конкретна.

Завершает традицию классической немецкой философии творчество Л. Фейербаха (1804 – 1872). Он первым отступил от идеализма и высказал материалистические идеи в вопросах религии, антропологии. Основной труд – «Сущность христианства». Утверждая познавательную ценность религии, он вместе с тем показал, что Бог – это образ в сознании людей, который определенным образом отражает их собственную сущность. Таким образом, Фейербах подошел к материалистическому тезису: «Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления».

Философия Г. Гегеля.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector