Почему важно раннее педагогическое воздействие

Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко

С момента обнаружения снижения слуха у ребенка (или даже только подозрении на него) необходимо начинать проводить коррекционную работу. В ИКП РАО нами совместно с Т.В.Пелымской разработаны содержание и методика занятий с детьми, имеющими снижение слуха, с первых месяцев жизни с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода раннего детства: 0-3 мес., 3-6 мес., 6-12 мес., 1-1,5 года, 1.5-2 года, 2-2,5 года, 2,5-3 года.

Занятия с детьми младенческого и раннего возраста организуется в условиях семьи. Сурдопедагог обучает родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха, а со второго года жизни проводит с ним занятия в присутствии мамы или папы. Обучение строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).

С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями под руководством сурдопедагога сурдологического кабинета (отделения, центра) или консультативной группы в условиях специального дошкольного учреждения для глухих и слабослышащих детей. Если ребенок живет в городе, где находится учреждение, оказывающее помощь детям с нарушенным слухом, то, как правило, два раза в месяц его привозят для консультации: даются рекомендации по воспитанию малыша, показываются отдельные приемы работы, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1-2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно недели) проводятся медицинское и педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с индивидуальными слуховыми аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются дома, демонстрируют достижения ребенка, делятся возникшими проблемами. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом. На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.

С детьми старше одного года начинает проводить занятия сурдопедагог. Как правило, для детей, живущих недалеко от учреждения, оказывающего помощь детям с нарушенным слухом, организуются 1-2 занятия в неделю продолжительностью 30-45 минут. В консультативных группах при специальных дошкольных учреждениях и в экспериментальных группах (например, Института коррекционной педагогики РАО) они могут проводиться и чаще. Если ребенок живет далеко, то его привозят на периодические консультации 12 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями по 30-45 минут в течение 1-2 недель. В промежутках между консультациями родители часто обращаются к педагогу за советами письменно или по телефону.

Раннее начало работы с детьми, имеющими снижение слуха, позволяет избежать отсутствия или резкого недоразвития речи даже у малышей с тяжелой тугоухостью и глухотой, а, следовательно, и предотвратить те тяжелые последствия для развития всей личности ребенка, которые ему сопутствуют.

Результаты обучения у разных детей различны. В условиях интенсивной работы родителей к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях — более 70), к двум годам — короткая фраза, к трем годам дети начинают рассказывать о виденном, о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения большинство детей могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально тренированный материал, но практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи большинства детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат. В качестве примера остановимся на характеристике речи трех детей, коррекционные занятия с которыми начаты на первом — в начале второго года жизни.

Катя Ш., 3 г. 4 мес., не слышит с рождения, состояние слуха — пограничное между глухотой и тугоухостью, начала заниматься под руководством сотрудников Института коррекционной педагогики с 3 мес.

Строя дом из кубиков, девочка приговаривает: Беру кубики, сделаю ворота, потом крышу, на крыше — еще. Это дверь, она открывается. А какого это цвета? Наверное, зеленого. Это дворец, в нем живет царь. Живет внутри, он там пирует. Но зала не видно, нет окошек. Вот зеленое окошко. Царевна смотрит в это окошко, а царь — в другое. Царя зовут Додон, а царицу зовут Барабиха. Фонтан вот. Фонтан я видела в Сочи на площади. Забор тут будет, потому что царь не хочет пускать бедняков.

Наташа И., 3 г. 3 мес. потеряла слух в 1г 1мес., состояние слуха — значительная тугоухость, начала заниматься с 1г. 3мес.

Наташа с удовольствием и на равных общается со слышащими сверстниками. Они хорошо понимают друг друга. Помощь взрослого при общении со слышащими не нужна. Как многие маленькие дети, к незнакомым взрослым относится настороженно. Первая реакция на предложение что-то сделать — взгляд исподлобья: Пусть мама сделает! Но потом детское любопытство пересиливает: О! Это береза! А это? Волк?

Илюша З., 3 г, 2 мес., наследственное прогрессирующее снижение слуха. Во время начала обучения была отмечена значительная тугоухость, к 3 годам констатирована глухота.

Мальчик живой, озорной, общительный. Он с удовольствием ведет разговор на интересную для него тему, но организовать занятия с ним не просто. Вот типичный разговор с педагогом в начале занятия: Тетя Ира, я заниматься не хочу, я устал. Пойдем на улицу, я покажу тебе большую собаку. Будем ее пугать: Уходи, собака! Уходи большая черная собака.

Таким образом, благодаря раннему началу коррекционной работы дети со значительными нарушениями слуха уже к трем годам владеют речью, хотя и в разной степени. Причем результаты обучения не зависят от состояния слуха. Однако это верно лишь для детей, с которыми интенсивная работа начата на первом году жизни.

В то же время, если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи всегда резко отличается от нормального.

Остановимся на характеристике основных принципов, на которых строится коррекционная работа с детьми раннего возраста.

Почему так важно раннее детство?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector