Основные идеи метафизики фомы аквинского.

Отчизной Фомы была Италия. Появился в конце 1225г. либо начале 1226 г

По окончании смерти ему был присвоен титул безобидный врач. В 1323г., на протяжении понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым преподавателем церкви.

Метафизическая теория бытия

Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, есть не реализмом, а объективным идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся разные оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления — это только проявления душ.

На вопрос о том, что есть первичным, томизм отвечает , что первичен дух — всевышний, а материя — это его творение и есть чем-то вторичным. Философия Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, либо ангелов. Томизм признает существование материального мира независимо от субъекта, но не отрицая существование объективной действительности, признает кроме этого существование нематериального мира, что есть первичным.

Идеалистический темперамент философии Аквинского через чур очевиден, потому что он недвусмысленно вытекает из самой идеи креационизма — сотворения мира из ничего.

форма и Материя

формы и Категории материи Фома кроме этого заимствует из аристотелевской метафизики. Различая в субстанциях 2-а компонента — форму и материю, Аристотель стремился создать философскую базу для классификации и процессов обобщения в естественных науках, стремился решить проблему об отношении неспециализированного к единичному и напротив.

В толковании Фомы Аквинского реально существуют только единичные вещи, складывающиеся из формы и материи. Материя воображает базу индивидуализации, материя лишенная формы, пассивна, не имеет возможности без нее существовать. Форма есть активным элементом.

Вводя градацию форм, Фома, дает философское обоснование иерархичности не только мира природы, но и порядка. Критерием, отличающим одну вещь от второй, выступают не их естественные изюминки, а различия в совершенстве форм, являющихся не чем иным, как подобием всевышнего, которому вещи сопричастны.

У Аквинского материя не существует извечно, а оказывается созданной всевышним из ничего, а потому — вторична. Возможность свойственна ей не в силу природы, а положена в нее творцом и лишь благодаря ему осуществляется.

Теория истины

Теория истины Фомы тесно связана с его метафизикой, так и с теорией познания в целом. Любая вещь, — утверждает Фома, — постольку именуется подлинной, потому, что приближается к сходству с всевышним… Подобно тому как души и другие вещи именуются подлинными по собственной природе, потому, что им свойственно сходство с данной высшей природой, которая, являясь своим осознанным бытием, имеется сама истина, так да и то, что познается душой, имеется истина, потому, что в ней существует сходство с той божественной истиной, которую познает всевышний.

Томисткая истина — это соответствие разума действительности, но не той, которая конечно существует, а действительности, созданной всевышним. Так, мы имеем тут дело с истиной в онтологическом и логическом смысле. Логическая истинность свойственна отечественным суждениям, онтологическая же — вещам. Познающий субъект не может быть мерой вещей, а обязан приспосабливаться к ним, в другом случае он был бы их создателем. Так, логическая истина есть низшим видом истины, подчиненным истине онтологической, божественной.

Из различия форм, являющихся подобием всевышнего в вещах, Фома выводит совокупность порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это относится всех областей общества и материального мира. Согласно точки зрения Фомы, нужно, дабы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи — строителями. Для божественной гармонии социального мира нужно кроме этого, дабы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и трудящиеся физически. Любой человек делает определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

Так, в соответствии с учению Фомы, различия в функциях, делаемых людьми, результат не публичного разделения труда, а целевой деятельности всевышнего. Социальное и классовое неравенство — это не следствие антагонистических производственных взаимоотношений, а отражение иерархии форм в вещах.

Философия Фомы Аквинского не сходу взяла общее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел соперников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Но, не обращая внимания на начальные нападки, с XIV в. Фома делается высшим авторитетом церкви, признавшей его теорию в качестве собственной официальной философии. С этого времени церковь применяет его учение в борьбе со всякими перемещениями, направленными против ее заинтересованностей.

С этого времени в течении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась.

Философия Фомы Аквинского (говорит Александр Марей)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector