Основные идеи философии м. хайдеггера и их эволюция.

Одним из родоначальников германского экзистенциализма по праву считается Мартин Хайдеггер (1889 — 1976).

В творчестве мыслителя выделяют два периода. Первый период длился с 1927 г. до середины 30-х гг. Второй период творчества начинается с 1935 г. и длится до самой смерти.

В первоначальный период философ пробовал создать целостную совокупность, воображающую собой учение о бытии как базе людской существования. Во второй период он обращается к интерпретации философских идей, начиная с произведений древних авторов: Анаксимандра, Аристотеля, Платона и заканчивая выдающимися культуртрегерами Нового и Новейшего времени: Ф. Гельдерлина, Ф. Ницше, Р. М. Рильке. В это время неприятность языка делается для него основной темой размышлений.

Собственную задачу как философа М. Хайдеггер видел в том, дабы по-новому обосновать учение о сущности и смысле бытия. С целью достижения данной цели он стремился найти возможности увеличения адекватности передачи собственных мыслей средствами языка. Его упрочнения направлены на передачу узких оттенков смысла за счет большого применения содержания философских терминов.

М. Хайдеггер пытается распознать те основополагающие установки мышления европейцев, каковые породили нежелательное состояние всей европейской цивилизации. Наиболее значимая из этих установок, согласно точки зрения философа, предлагала ориентироваться на преодоление той мыслительной культуры, которая уже насчитывает 300 лет. Именно она завела Европу в тупик, и из него нужно искать выход, вслушиваясь в шепот бытия.

Хайдеггер в собственной философии не ставит задачу спасения мира. Его цель как мыслителя скромнее, она содержится в том, чтобы выяснить мир, в котором приходится жить.

Основное внимание в философии М. Хайдеггера придается анализу смысла категории бытия, которая им наполняется необычным содержанием. Согласно его точке зрения, “бытие от раннего начала западноевропейской мысли до этого дня значит то же, что присутствие. Из присутствия, присутствования звучит настоящее. Последнее, в соответствии с расхожему представлению, образует с прошлым и будущим чёрта времени. Бытие как присутствие определяется временем”. Иными словами, бытие у Хайдеггера — это существование вещей во времени, либо экзистенция.

Главным моментом осмысления всего сущего есть, по Хайдеггеру, человеческое существование.Родоначальник германского экзистенциализма выделяет, что лишь человек знает о собственной смертности и лишь ему известна временность собственного существования. Именно поэтому он способен понять собственный бытие.

Человек, попадая в мир и присутствуя в нем, испытывает состояние заботы. Она выступает в виде единства трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутримировом-сущем”. Быть экзистенциальным существом, полагал Хайдеггер, значит быть открытым для познания сущего.

Разглядывая “заботу” как “забегание вперед”, философ хочет выделить момент отличия людской бытия от всякого имеющего место в мире вещественного бытия. Человеческое бытие неизменно как бы “ускользает вперед” и так заключает в себе новые возможности, каковые фиксируются как “проект”. Говоря в противном случае, человеческое бытие есть проектирующим само себя. В проекте бытия реализуется осознание перемещения людской бытия во времени. В этом содержится возможность рассмотрения бытия как существующего в истории.

Познание “заботы” как “бытия-при-внутримировом-сущем” свидетельствует своеобразный метод отношения к вещам как к спутникам человека. Структура заботы как бы объединяет прошлое, настоящее и будущее. Причем прошлое у Хайдеггера выступает как заброшенность, настоящее как обреченность на порабощение вещами и будущее как влияющий на нас “проект”. В зависимости от приоритета одного из этих элементов бытие возможно настоящим либо неподлинным.

С неподлинным бытием и соответствующим ему существованием мы имеем дело тогда, в то время, когда перевес компонента настоящего в бытии вещей заслоняет от человека его конечность, т. е. в то время, когда бытие оказывается полностью поглощенным предметной и социальной средойи оно , не может быть устранено методом преобразования среды.

В условиях философствования человек и неподлинного существования “приходит в состояние отчуждения”. Неподлинный метод существования, при котором человек загружён в диктующий его поведение мир вещей, Хайдеггер именует существованием в “Меn”, т. е. в безличном “Ничто”, определяющим обыденное человеческое существование. Выдвинутое в Ничто человеческое существо, благодаря открытости Ничто, приобщается к ускользающему сущему, т. е. получает возможность постичь сущее. Ничто отсылает нас к сущему, являясь условием возможности раскрытия сущего. Отечественное любопытство по отношению к Ничто порождает метафизику, которая у него снабжает выход познающего субъекта за пределы сущего.

Необходимо заметить, что думая о метафизике, Хайдеггер интерпретирует ее по-своему, и эта интерпретация отличается от классического понимания метафизики, которая довольно часто рассматривалась как синоним философии по большому счету либо как синоним философии, игнорирующей диалектику. Согласно его точке зрения, вся философия Нового времени является метафизикой субъективности. Причем эта метафизика представляет собой настоящий нигилизм. Мыслитель думал, что философия приводит в перемещение метафизику, но последняя есть корнями дерева философии. Хайдеггер думал, что в отечественную эру прошлая метафизика, ставшая синонимом нигилизма, завершает собственную историю. Обосновывает это, согласно его точке зрения, превращение философии в антропологию. Причем, “сделавшись антропологией, сама философия гибнет от метафизики”. Свидетельством завершения прошлой метафизики, полагал Хайдеггер, есть провозглашение лозунга “Всевышний мертв”. Данный лозунг, выдвинутый Ф. Ницше, означал отказ от религии и признание недееспособности веры в Всевышнего, что являлось доказательством разрушения прошлых оснований, на которых покоились совершенства и базировались представления о целях судьбы. церкви авторитета и Исчезновение Бога с их “учительной миссией” свидетельствует, что на место Всевышнего “заступает авторитет совести, авторитет рвущегося ко мне же разума… Бегство от мира в сферу чувственного замещается историческим прогрессом. Потусторонняя цель вечного блаженства преобразуется в земное счастье для большинства. Попечение о религиозном культе сменяется созиданием культуры либо распространением цивилизации. Творческое начало, что было прежде чертой библейского Всевышнего, отмечает сейчас людскую деятельность. Людское творчество переходит наконец в гешефт и бизнес”. Затем наступает стадия разложения культуры. Знамением Нового времени, приведшего к такому состоянию, есть нигилизм. В соответствии с Хайдеггеру, “нигилизм” имеется приходящая к господству истина о том, что все прошлые цели сущего пошатнулись. Но с трансформацией прошлого отношения к ведущим сокровищам нигилизм достигает полноты, делается свободной и чистой задачей установления новых сокровищ”. Нигилистическое отношение к ценностям и прежним авторитетам все же не равняется остановке развития людской мысли и культуры.

Касаясь философии истории Хайдеггера, нужно учитывать, что, согласно его точке зрения, “последовательность эр, вмещаемых бытием, и не случайна, и не может быть вычислена как неизбежная”. Мыслитель думал, что люди не смогут ускорить приход будущего, но они смогут встретиться с ним, лишь нужно обучиться задавать вопросы и вслушиваться в бытие. И тогда новый мир сам придет незаметно. Данный мир будет руководствоваться, по Хайдеггеру, “чутьем”, т. е. подчинением “всех вероятных устремлений цельной задаче планирования”, а недочеловечество станет сверхчеловечеством.

Чтобы это имело возможность случиться, нужно пройти продолжительный путь познания, ошибок и заблуждений. Собственную лепту в преодоление этого пути может внести осмысление нигилизма, поразившего европейское сознание. Этим занимается философия. Но удачно может идти по пути изучения мира при помощи прислушивания к нему только новая философия, которая не должна быть связана ни с прошлой “научной философией”, ни с наукой. В развитии последней Хайдеггер видит тревожный симптом разрастания в ней значения исчисляющего угасания и мышления осмысливающего мышления. Согласно его точке зрения, вычисляющее либо рассчитывающее мышление планирует и исследует, оно калькулирует возможности, не разбирая последствия их реализации.

В освещении установления постижения истины и вопросов бытия, разглядываемых в работе “О сущности истины”, М. Хайдеггер исходил из того, что обыденный человеческий рассудок, благодаря мышлению, выступает средством перемещения к истине. Но что такое подлинное? По Хайдеггеру, “подлинное — это настоящее”. Философ пишет: “Подлинным мы именуем не только сущее, но подлинным либо фальшивым мы именуем в первую очередь отечественные высказывания о сущем”.

Истина, будучи по Хайдеггеру, чем-то непреходящим и вечным, не основывающимся на обречённости и мимолётности людей, обретается человеком методом свободного вхождения в сферу обнаружения сущего. Свобода наряду с этим мыслится “как допущение бытия сущего”. С целью достижения истины свобода есть нужным условием. В случае если нет свободы, то нет и истины для субъекта ни как субъекта поиска, ни как ценности в виде объекта реализации на практике. Свобода в познании является свободой поисков и блужданий. Последние являются источником заблуждений, но человеку характерно преодолевать заблуждения и раскрывать суть бытия.

В соответствии с Хайдеггеру, господство в условиях неподлинного существования способов исчисления в науке ведет к тому, что ее использование в практике организации предметного мира превращает его, благодаря технике, в господствующее над людьми образование. Техника наряду с этим делается единственной силой, определяющей методы раскрытия мира.

Из высказываний Хайдеггера, но, вовсе не нужно, что нужно отказаться от новых возможностей, открываемых техникой. Так как человек в мире техники раскрывается для тайны. Эта новая свойство человека, которая связана с отрешенностью от вещей, обещает “нам почву и новую основу для коренения, на которой мы можем находиться и выстоять в мире техники, уже не опасаясь его”. От людей требуется, только “настоятельнее вспоминая, т. е. в мыслях заходя вперед, познавать, что же ставится под вопрос и делается вызывающим большие сомнения”.

Философия М. Хайдеггера.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector