Учёт ассоциативной природы ХТ и опора на теорию текстовых ассоциаций определяет необходимость включить работу над текстовыми ассоциациями в содержание обучения текстовой деятельности в старшей школе. На базе теории текстовых ассоциаций Н.А. Безменова создала методические подходы к формированию текстообразующей способности обучающихся среднего звена: средства, методы и приёмы, применяемые преподавателем для организации данной деятельности на ассоциативной базе. самые продуктивными наряду с этим учёный вычисляет способ свободного и направленного ассоциативных опытов, использование и игровое моделирование ассоциативного словаря в ходе коллективной, групповой, индивидуальной работы и парной. Согласно точки зрения автора, способности к текстообразующей деятельности совершенствуются, в случае если на уроках русского практиковать ассоциативные игры: «Цепочка ассоциаций» (любой участник, написав собственный слово-ассоциацию к прошлому, сообщает листок второму для составления связного рассказа); «Бестолковый словарь» (основывается на многозначности слова, на созвучии части слова с другими: дикарь – повар, комар – командующий армией и т.д.); «Пиктографическое письмо» (отражает неспециализированное содержание сообщения в виде рисунка, в котором зашифрован текст) и др. Продуктивны разные приёмы по вычитыванию текстов: придумывание заголовка-ассоциации и видеомы (графического изображения содержания), актуализация звуковых и цветовых ассоциаций, обращение к культурному контексту (обнаружение неспециализированного и разного в трактовке какого-либо образа на базе главных слов у разных авторов). Педагог уделяет особенное внимание разработки создания текстов на базе ассоциаций – произведению ассоциативного характера, в котором в качестве опорных слов употребляются ассоциативные последовательности, стимулированные главным словом-стимулом. «В случае если последовательность свободных ассоциаций на слово-стимул предваряет создание текста, – пишет Л.А. Безменова, – он содействует насыщению речевой среды, активизирует словарь школьника и запускает в воздействие механизм воображения» [8, с. 27].
Разделяя идеи Л.А. Безменовой, укажем, мысль подбора ассоциаций для написания произведения видится нам очень продуктивной. Приведём пример подготовки к сочинению по теме «Путь». Пользуясь терминологией Н.Л. Мишатиной, одного из основоположников лингвоконцептоцентрического подхода в обучении русскому языку, назовём таковой вид произведения концептоцентрическим эссе, которое помогает цели приобщения школьника «через совокупность лингвокультурных концептов к сокровищам культуры как самореализации и ориентирам самопознания, что содействует интеллектуальному и эстетическому освоению речи, формированию нестереотипного лингвокультурного сознания учеников, установлению в продуцированных ими текстах более средств и чётких отношений смыслов их выражения» [35, с. 80.]
На начальной стадии работы над произведением, цель которого – «приискать содержание» для написания текста о собственном понимании пути, направляться предложить обучающимся ассоциативный опыт, что возможно организовать в форме личной либо групповой работы, которая связана с записыванием всех ассоциаций к слову «путь». Ассоциативное развёртывание может привести к происхождению перечня ассоциаций: дорога; тропа; перемещение к цели; дорога к себе; дорога к себе; путь исканий; жизненный путь; путешествие; метод достигнуть чего-то; дорога к Богу и храму; встречи; попутчики; опасности; препятствия; опробования; изучение; странничество; побег и уход; военная дорога; Дорога судьбы; путь в никуда; исторический путь; путь как спасение и др. Записанные ассоциации возможно обобщить в виде схемы:
ПУТЬ
дорога | будущее | метод достижения цели |
Ассоциативное мышление (пример)