Обучение восприятию художественного текста с учётом его изобразительно-выразительных и экспрессивных возможностей

Учёт таких качеств ХТ, как изобразительность, ясность, эмотивность, экспрессивность, суггестивность требует особенных подходов к формированию умений текстовой деятельности. Во-первых, восприятие ХТ требует особенного настроя. Это положение получает повышенную значимость в том случае, в то время, когда школьники принимают лирический текст (стихотворный либо прозаический), потому, что он связан с отражением внутреннего мира автора, лирического храбреца. При таких условиях особенного внимания требует этап подготовки обучающихся к восприятию текста, что в большинстве случаев организуется преподавателем в форме беседы, включающей обсуждение эры создания произведения, изюминок развития литературного процесса в то время, биографии автора, мотива, повлиявшего на создание произведения, и специфики реалий, отражённых в художественном мире. В процесс дискуссии включаются и вопросы о чувствах и человеческих эмоциях, появляющихся в определённых жизненных условиях. Прекрасно, в случае если опыта школьников достаточно для осознания этих чувств. Задача преподавателя – оживить в сознании детей ощущения, каковые, быть может, они уже испытывали, либо растолковать, из-за чего те либо иные эмоции появляются у людей, если они попадают в конкретную обстановку. При восприятии пейзажной, амурной, философской лирики с целью создания нужного для полноценного восприятия ХТ настроя вероятно применение музыкальных фрагментов. Пейзажную живопись до знакомства с текстом применять не рекомендуется, чтобы не навязывать обучающимся зрительные образы, каковые должны появляться у них благодаря воссоздающему воображению только на базе вербального стимула. В некоторых случаях, к примеру при чтении философской и патриотической лирики, нужно актуализировать знания о культурно-историческом фоне. Так, к примеру, знакомство со стихотворением О. Мандельштама «Отравлен хлеб, и воздушное пространство выпит…» требует знания библейского сюжета о предательстве сыновей Иакова, каковые реализовали собственного брата в Египет, и данный сюжет целесообразно дать школьникам до чтения стихотворения.

Для обнаружения изобразительности, ясности, эмотивности, экспрессивности ХТ в процесс его анализа вводятся особые виды заданий: 1) оценка ясности ХТ; 2) обсуждение картин, каковые представлены в тексте, анализ их цветового, звукового, пластического колорита; 3) словесное рисование либо графическое иллюстрирование текста; 4) осмысление эмоционального фона текста, выделение языковых средств, репрезентующих мир людских чувств и эмоций; 5) сопоставление образов одной действительности (предмета, явления, личности и др.) в различных произведениях; 6) сопоставление характера и способов изображения в различных видах мастерства; 7) вычленение, анализ использованных автором изобразительно-ясных средств ХТ; 8) анализ оценок автора, выраженных в ХТ, и сравнение их с собственными; 9) оценка экспрессивности ХТ, анализ и выделение средств создания экспрессии в тексте; 10) определение метода суггестивного влияния авторского слова на читателя.

Разглядим, как в практике преподавания возможно организована работа над ХТ в нюансе разбираемых качеств.

Упражнение 1. Для анализа изобразительно-средств и выразительного потенциала ХТ возможно применять следующее задание.

Прочтите пейзажные зарисовки из повести Б. Зайцева «Аграфена».

1) Краснел май, пролетая в огненных зорях, росах; кукушки медово куковали, совершенно верно окуковывали молодую судьбу. Солнце поднималось пламенным и пахучим, глубокими запахами дымились луга под ним и скаты розовели, окровавившись «зарёй», медвяно-липкой пурпурной травкой.

2) В августе убирали овёс; было негромко, тепло, кроме того душно; большое количество сереньких дней, в то время, когда куропатки срываются в кустах из-под ног и чертят воздушное пространство острыми крылами; а вечером спокойная луна, лилово-дымчатая, восходит над полями в меланхолии. Тогда унылей и пахучей полыни над дорогами, и над кладбищем деревенским низко плывёт лунь.

3) Тут было негромко; матовой пеленой одели росы траву, юные яблони находились все в цвету – белыми предутренними судами. Лишь далеко, где ветхая берёза подымалась у забора, внезапно слабо завела собственное курлыканье горлинка.

Поведайте, какие конкретно картины рисует создатель. Если бы у вас был краски и холст, какую из зарисовок вы имели возможность запечатлеть графически? Что бы вы изобразили? Как в прочтённых текстах представлена цветовая гамма? Какие конкретно звуки природы обрисовывает создатель? Как создатель передаёт осязательные и кожно-кинестетические ощущения?

Какое время суток обрисовано в каждом отрывке? Какие конкретно характерные представленному времени года черты состояния природы отмечены в авторских текстах?

Отыщите в тексте образы птиц. Какие конкретно языковые средства оказывают помощь автору продемонстрировать их повадки и пение?

Отыщите в отрывках эпитеты, метафоры и сравнение. Определите их роль в создании образной ткани текста.

Выясните изюминке синтаксической структуры фрагментов. Какие конкретно приёмы, повышающие ясный потенциал синтаксического строя, применял создатель?

Какие конкретно чувства вызывают у вас представленные описания?

Слова каких частей речи способны придавать описанию ясность, яркость, делать его зримым?

Упражнение 2. Данное упражнение содействует осознанию способов состояния картин человека и изображения природы и обучению применения этих способов в собственной речи. направляться предложить школьникам прочесть и проанализировать описательный текст и побудить создать собственный текст на тему «Человек и природа» (описание), применяя те же приёмы, что и в исходном тексте.

Прочтите отрывок из повести И.С. Тургенева «Бежин луг».

(1)Я прилёг под обглоданный кустик и начал глядеть кругом. (2)Картина была прекрасная: около огней дрожало и как словно бы замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, иногда забрасывало за линии того круга стремительные отблески; узкий язык света лизнет обнажённые сучья лозника и разом провалится сквозь землю; острые, долгие тени, врываясь на мгновенье, со своей стороны, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. (3)Время от времени, в то время, когда пламя горело не сильный и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы неожиданно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, либо вся белая, пристально и тупо наблюдала на нас, проворно жуя долгую траву, и, опять опускаясь, в тот же час пряталась. (4)Лишь слышно было, как она жевала и отфыркивалась. (5)Из освещённого места тяжело рассмотреть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым практически тёмной завесой; но потом к небосклону долгими пятнами смутно показывались леса и холмы. (6)Чёрное чистое небо празднично и необъятно высоко стояло над нами со всем своим загадочным великолепием. (7)Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особый, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. (8)Кругом не слышалось практически никакого шума… (9)Только иногда в близкой реке с неожиданной звучностью плеснёт прибрежный тростник и большая рыба слабо зашумит, чуть поколебленный набежавшей волной… (10)Одни огоньки тихо потрескивали.

Как реализуется в тексте природа «и тема Человек», какой её нюанс раскрывается? Какую картину рисует создатель, как детализирует её? Каково его настроение? Как передана воздух летней ночи? Какие конкретно подробности обрисовал И.С. Тургенев? Как посредством слов ему удаётся задействовать три канала получения информации читателя (аудиальный, визуальный, кинестетический)? Что мы видим, слышим, ощущаем, просматривая текст?

Как в тексте передаются ощущения, каковые появляются у храбреца? Что именно возбуждает его фантазию? выражения и Какие слова передают оценки рассказчика? Какие конкретно из них кажутся вам самые точными и проникновенными? Отыщите слова-антонимы в предложениях 2 и 3 и определите их роль в тексте. В каких предложениях видятся эпитеты, метафоры?

Напишите собственный этюд о природе, поведайте читателю о картине, которую запомнили вы. Передайте собственное настроение, попытайтесь, как и И.С. Тургенев, воплотить в слове зрительные, а также цветовые, звуковые, осязательные, обонятельные ощущения. Попытайтесь «заразить» читателя той воздухом, которая пленила вас.

Доказательства того, что кроме того самые привычные вещи смогут встряхнуть отечественное восприятие мира

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector