Н.н.носов. серьёзное и весёлое в рассказах носова. особенности творческой манеры в решении нравственно- этических вопросов.

Н.Н. Носов(1908—1976) начинал писать в конце 30-х годов, но настоящее признание взял по окончании Великой Отечественной войны. До 1951 г. Н. Носов занимался режиссерской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов, а в годы войны — военно-технических.

Продолжительное содружество режиссера Н. Носова с детьми наложило отпечаток на его творчество. Уже первые произведения писателя, показавшиеся незадолго до войны, были направлены детям. Первый рассказ — «Затейники»— был напечатан в 1938 г. в издании «Мурзилка».

В послевоенные годы друг за другом выходят сборники его рассказов: «Тук-тук-тук»(1945),«Ступени»(1946),«Радостные рассказы»(1947) и повести: «Радостная семейка»(1949),«Ежедневник Коли Синицына»(1950)«Витя Малеев в школе и дома»(1952) и др. Книги писателя стали широко распространены в отечественной необычен за границей; в то время, когда в 1957 г. были опубликованы сведения о произведениях, чаще всего переводившихся на зарубежные языки, оказалось, что имя Н. Н. Носова занимает одно из первых мест.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими обстановками, положили начало творческой деятельности Н. Носова. Храбрецы их — фантазеры, непоседливые и неуемные выдумщики, которым довольно часто достается за их выдумки.

Во многих рассказах («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Огородники»и др.) сквозным оказывается один персонаж — Мишка Козлов, объединивший их в цикл «Мы с Мишкой». Одновременно с этим любой из рассказов самобытен.

Рассказы насыщены юмором и лиризмом; повествование в большинстве случаев, ведется от первого лица. Значительно чаще это приятель Мишки, который не имеет возможности противиться задорному упорству собственного товарища. Мишка страно активен, он неизменно в действии: «насыпал в кастрюлю крупы», «схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «забрал кружку, полез в ведро», «выхватил сковородку из печки» («Мишкина каша»).

Целый сюжет рассказа о том, как Мишка и Коля, оставшись одни на даче, варили кашу, насыщен юмористическими положениями, смена которых держит читателя в постоянном радостном напряжении. Мишка — искатель и фантазёр; он не просто выпутывается из затруднительных событий, а увлеченно и энергично борется с ними. Юмористические обстановки оказывают помощь Носову продемонстрировать логику поведения и мышления храбреца. «Настоящая обстоятельство забавного заключена не во внешних событиях, а коренится в самих людях, в людских характерах» ,— писал Носов.

Художественно точно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают главные особенности детского восприятия. Совсем не необходимыми оказываются развернутые характеристики, прямые и косвенные, чтобы зримо появился образ того либо иного персонажа. Лаконичный, ясный диалог, комическая обстановка оказывают помощь автору обрисовать характеры ребят. В рассказе «Огородники», например, два приятеля, чтобы получить в поощрение флажок, всю ночь копали, как им казалось, собственный участок огорода. Утром, в то время, когда все ребята из лагеря принялись за работу, Мишка с Колей прогуливаются по соседним участкам, посмеиваясь над товарищами. Внезапно они обнаружили, что один участок остался без хозяев:

«— А это чей участок? Крайне мало вскопано, и хозяев нет. Направильно, дрыхнут еще!

Я взглянул:

— Номер 12. Да это так как отечественный участок».

Рассказы Н. Носова постоянно включают воспитательное начало. Имеется оно в рассказе об огурцах, похищенных на колхозном огороде («Огурцы»), и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о плохой привычке учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но кроме того самые «моралистические рассказы» писателя занимательны и близки детям, по причине того, что оказывают помощь им понять взаимоотношения между людьми.

Храбрецы произведений Носова деятельно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали целый двор, облазили все чердаки и сараи («Шурик у дедушки»), то весь день трудились, строили снежную горку» («На горке»), то решили сделать каток, «рьяно взялись за дело» («Отечественный каток»), «Мальчики Носова несут в себе все черты советского человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное рвение к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени»,— писал Валентин Катаев в предисловии к собранию сочинений Николая Носова. Глубокое познание запросов читателя-ребенка отмечает повесть Н. Носова «Радостная семейка», написанную в 1949 г., издававшуюся для дошкольников и младших школьников.

Автор говорит о необходимости взаимопомощи, о доверии и уважении ребят друг к другу, об их рвении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывается в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие неприятности доходчивее и привлекательнее для юных читателей. Юмористическое начало ни при каких обстоятельствах не бывает чужеродным у писателя, оно пронизывает всю ткань произведения.

Н. Носов удачно разрабатывал разные прозаические жанры. Неизменной любовью ребят — дошкольников и младших школьников — пользуются его сказки: «Бобик в гостях у Барбоса», «его друзей и Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены неспециализированными храбрецами и являются роман-трилогию.

Первая часть — «его друзей и Приключения Незнайки» — напечатана в 1954 г. Сюжет ее основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в Цветочном городе. «Приключения Незнайки» по жанру роман-сказка. Носову удалось, не уничтожив показателей, свойственных и сказке и роману, создать произведение приключенческое и юмористическое. Воздействие в «Приключениях Незнайки» всегда развивается на грани событий настоящих и фантастических.

Создатель поясняет, что коротышками его храбрецов именуют потому, что они весьма мелкие — это еще не выходит за пределы реального, но следующая же фраза уточняет, что любой был ростом с маленький огурец. Так на действительность накладывается новый, фантастический мотив. В восприятии ребенка появляются образы сказочных мальчиков и девочек, каковые были так мелки, что орехи и грибы распиливали пилой на части и перетаскивали к себе по кусочкам.

Композиционно роман-сказка Носова разделен на 30 небольших глав, практически любая из которых содержит какое-либо завершенное событие и одновременно с этим связана с прошлыми. То это рассказ о том, как Незнайка был музыкантом, художником, придумывал стихи, катался на газированном автомобиле; то это события, происходящие с Винтиком и Шпунтиком в городе Змеевке; то путешествие коротышек на воздушном шаре. Как во всяком романе, в «Приключениях Незнайки» имеется авторские отступления, они разны по тематике и являются непринужденный разговор автора с читателями.

Характеры коротышек четко индивидуализированы: это «самый узнаваемый кроха» Незнайка, «самый главный малыш-коротыш» Знайка, охотник Пулька, живописец Тюбик, врач Пилюлькин. Сахарин Сахаринович Сиропчик и др. Незнайка, главный герой,— невежда и хвастунишка; он всегда попадает в комические положения из-за самоуверенности и своей беспечности. То придумает «для рифмы», что «Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный»; то бахвалится, словно бы он самый главный коротышка и придумал воздушный шар. Незнайка — фантазер, чем-то напоминающий Мишку Козлова из цикла рассказов Носова «Мы с Мишкой». Он также приводит к симпатии у читателей, по причине того, что в базе его шалостей лежит рвение к хорошему, хорошему.

В радостной, эмоциональной форме преподносится дошкольникам широкий познавательный материал из разных областей науки, искусства и техники, решаются морально-этические вопросы. «За всеми радостными приключениями ненавязчиво присутствует идея о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными людскими отношениями между людьми, даже в том случае, если это самые мелкие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность. Книга художественна, и потому урок, что пытается преподать создатель, непременно, дойдет до детворы»,— писал в рецензии на сказку Ю. Олеша.

В 1958 г. была закончена вторая часть трилогии — «Незнайка в Солнечном городе». Носов отыскал тут новые повороты сюжета. Возвратившись по окончании путешествия на воздушном шаре, коротышки строят фонтан, мост и тростниковый водопровод через Огурцовую реку. Незнайка решил исправиться, стать вежливым, начать обучаться, но скоро ему все надоедает. Создатель по этому поводу с шутливой иронией подмечает: «Это довольно часто случается в стране коротышек. Другой коротышка наобещает с три короба, наговорит, что сделает и это, да и то, кроме того горы свернет и вверх ногами перевернет, на самом же деле поработает пара дней в полную силу, а потом опять понемножку начинает отлынивать».

Дидактический материал органически сочетается в данной сказке с познавательным и фантастическим. Незнайка совершает бескорыстные поступки, приобретает чудесную палочку и попадает в чудесный Солнечный город будущего. Сюжет насыщен сказочными превращениями, приключениями, комическими обстановками, в которых выясняются Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький.

Последняя часть трилогии — «Незнайка на Луне» — вышла отдельным изданием в 1965 г. В центре ее — события, каковые случиться через два с половиной года по окончании возвращения трех друзей из Солнечного города. За это время изменился вид Цвеправильного города. Коротышки ввели у себя очень многое из того, чем был известен Солнечный город. Выстроены новые дома, а также два крутящихся строения; на улицах показались спиралеходы, труболеты, авиагидромотоколяски. Знайка придумал ракету, в которой коротышки планируют полететь на Луну. В то время, когда все было готово к путешествию, Пончик и Незнайка спрятались в пищевом отсеке и нечаянно запустили ракету. Так начались новые приключения Незнайки в лунных городах Давилоне, Лос-Паганосе, Брехенвилеи на Дурном острове.

Познавательное и научно-фантастическое в данной части трилогии тесно переплетается с сатирическим. Гротескные образы Скуперфильда, Спрутса, госпожи Миноги, господина Гадкинза разоблачают заправил буржуазного мира. Грустные приключения двух путешественников в лунном мире помогли Незнайке осознать многое. Он оценил взаимопомощи и могущество дружбы, пережив с бедными коротышками-лунатиками видоизменения на Дурном острове. Он познал новое, неизвестное, «огромное-преогромное» чувство любви к родной почва.

Творчество Н. Носова имеет громадное значение в детской литературе. Весьма ответственными изюминками его юмористического таланта были свойство отозваться на умение и актуальные проблемы воспитания в эмоциональной, занимательной форме решать серьёзные морально-этические неприятности.

Громадная книга рассказов, Николай Носов аудиосказка слушать

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector