Литературные жанры

В живой литературе мы подмечаем постоянную группировку приемов, причем приемы эти сочетаются в кое-какие совокупности, живущие в один момент, но используемые в различных произведениях. Происходит некая более либо менее четкая разделение произведений в зависимости от использующихся в них приемов. Эта разделение приемов происходит частично от некоего внутреннего сродства отдельных приемов, легко сочетаемых между собой (естественная разделение), от целей, ставящихся для отдельных произведений, от обстановки происхождения, условий и назначения восприятия произведений (литературно-бытовая разделение), от подражания ветхим произведениям и появляющейся из этого литературной традиции (историческая разделение). Приемы построения группируются около каких-то ощутимых приемов. Так, образуются особенные классы либо жанры произведений, характеризуемые тем, что в приемах каждого жанра мы замечаем своеобразную для данного жанра группировку приемов около этих ощутимых приемов, либо показателей жанра*.

* В науке 20-30-х гг. существовали различные подходы к проблеме жанров и разное познание их места в последовательности категорий поэтики. Б. Ярхо вычислял учение о жанрах разделом особой литературоведческой науки – композиции. Отмечая наличие богатой номенклатуры жанров в современной науке, исследователь подчеркивал отсутствие их строгой систематизации. Для ее выработки он предлагал различать «постоянные элементы» либо «определители жанров» и «переменные элементы» либо «каковые наличествуют во всех произведениях данного жанра и комбинация которых нужна и достаточна чтобы отличить этот жанр от вторых». Сопутствующие же показатели – те, каковые не входят в определение жанра, но присутствуют у многих его представителей (Методика правильного литературоведения, с. 226). Весьма плодотворна идея Б. Ярхо о необходимости разграничения довольно часто смешиваемых между собой жанров, литературных видов (родов) и носителей «концепции» произведения (сатира, диатриба, элегия) (В том месте же, с. 220).

Такое разграничение на другой базе было предложено М.М. Бахтиным, что различал архитектонические формы (входящие в эстетический объект): ужасное и комическое, лирическое, эпическое, юмор, героизация и др., – и формы композиционные, каковые организуют материал «внешнего произведения» и не входят в эстетический объект. К композиционным формам М. Бахтин относил жанры. См.:«Юмор, героизация, тип, темперамент – сущность чисто архитектонические формы, но они осуществляются, само собой разумеется, определенными композиционными приемами; поэма, повесть, новелла – сущность чисто композиционные, жанровые формы» (Неприятность содержания, формы и материала… С. 20). См. и следующее утверждение: «Композиционные формы, организующие материал, носят телеологический, служебный, как бы неспокойный темперамент и подлежат чисто технической оценке: как адекватно они реализовывают архитектоническое задание. Архитектоническая форма определяет выбор композиционной: так форма катастрофы (форма события, частично личности – ужасный темперамент) выбирает адекватную композиционную форму – драматическую. Из этого, само собой разумеется, не нужно, что архитектоническая форма существует где-то в готовом виде и возможно осуществлена кроме композиционной» (В том месте же, с. 21). На базе бахтинской идеи архитектонических форм позднее была создана концепция «модусов художественности» (Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987).

Позднее М.М. Бахтин посильнее акцентировал, что жанр есть единством композиционной и архитектонической форм и сказал о его «единой, но двусторонней ориентации»: в нем «срастаются» внешнее произведение и «эстетический объект» (Формальный способ в литературоведении, с. 148). Исходя из этого как раз «жанр имеется типическое целое художественного высказывания, притом значительно целое, целое завершенное и разрешенное» (В том месте же, с. 144), соответственно поэтика обязана исходить из жанра. На базе данной концепции появилась критика того понимания жанра, которого придерживалась формальная школа (Формальный способ в литературоведении, с. 144–153).

Литературные жанры, темы и направления. В помощь начинающим писателям

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector