Лекция № 20. смена ведущей деятельности

Деятельность– это процессы, каковые, осуществляя то либо иное отношение человека к миру, отвечают особенной, соответствующей им потребности. Эти процессы характеризуются психологически тем, что- то, на что направлен этот процесс в целом (его предмет), постоянно совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. с мотивом. А. Н. Леонтьев показывал, что серьёзная психотерапевтическая изюминка деятельности пребывает в том, что с деятельностью своеобразны связан особенный класс психологических чувства – и переживаний эмоции. Эти переживания зависят не от отдельных частных процессов, но постоянно определяются предметом, судьбой и течением той деятельности, в состав которой они входят.

По словам А. Н. Леонтьева, от деятельности отличаются процессы, именуемые действиями. Воздействие– это таковой процесс, мотив которого не сходится с его предметом (т. е. с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное воздействие включено.

Существует необычное отношение между действием и деятельностью. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В следствии этого воздействие преобразовывается в деятельность. Данный момент представляется только ответственным. Как раз этим методом и рождаются новые деятельности, появляются новые отношения к действительности. Данный процесс именно и образовывает ту конкретно психотерапевтическую базу, на которой появляются трансформации ведущей деятельности и, следовательно, переходы от одной стадии развития к второй.

Смена ведущей деятельности является основой предстоящих трансформаций, характеризующих развитие психики ребенка. В соответствии с выводам А. Н. Леонтьева, чтобы воздействие появилось, нужно, дабы его предмет (яркая цель) был осознан в собственном отношении к мотиву деятельности, в которую это воздействие включено. Цель одного и того же действия может сознаваться по-различному в зависимости от того, в связи с каким как раз мотивом она появляется. Тем самым изменяется и суть действия для субъекта. Предположим, что ребенок занят приготовлением уроков и решает заданную ему задачу. Он, само собой разумеется, сознает цель собственного действия. Она состоит для него в том, дабы отыскать требуемое ответ и записать его. Именно на это и направлено его воздействие. Как наряду с этим сознается эта цель, т. е. какой суть имеет для ребенка данное воздействие? Дабы ответить на данный вопрос, нужно знать, в какую деятельность включено данное воздействие ребенка либо, что-то же самое, в чем состоит мотив этого действия. Возможно, мотив состоит тут в том, дабы обучиться математике; возможно, в том, дабы не огорчить учителя; возможно, наконец, легко в том, для получения возможности пойти играться с товарищами. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить заданную задачу. Но суть этого действия для ребенка будет всегда разным; исходя из этого психологически разными будут и сами его действия. В зависимости от того, в какую деятельность включено воздействие, оно приобретает ту либо иную психотерапевтическую чёрта. Это фундаментальный закон процесса развития действий.

Осознание– осмысливание ребенком явлений действительности – происходит в связи с его деятельностью. На каждой стадии развития ребенка оно ограничено кругом его деятельности, зависящим со своей стороны от ведущего отношения, от ведущей деятельности, которая характеризует данную стадию в целом. Как показывает А. Н. Леонтьев, обращение тут идет как раз об осознании, т. е. о том, какой личностный суть имеет для ребенка данное явление, а не о знании им этого явления.

По словам А. Н. Леонтьева, следующая несколько трансформаций, замечаемых в ходе развития ребенка, – трансформации в области операций. Операции– это метод исполнения действия. Операция представляет собой нужное содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно да и то же воздействие может осуществляться различными операциями, и, напротив, одними и теми же операциями осуществляются время от времени различные действия. Это разъясняется тем, что тогда как воздействие определяется целью, операция зависит от условий, в которых эта цель дана. Операция определяется задачей, т. е. целью, данной в условиях, требующих определенного метода действия. Для развития сознательных операций характерно, что, как показывают экспериментальные изучения, любая сознательная операция в первый раз формируется в качестве действия и в противном случае появиться не имеет возможности. Сознательные операции формируются сперва как целенаправленные процессы, каковые только после этого смогут в некоторых случаях покупать форму автоматизированного навыка. Чтобы перевоплотить воздействие ребенка в операцию, нужно поставить ребенка перед таковой новой целью, при которой данное его воздействие станет методом исполнения другого действия. В противном случае говоря, то, что было целью данного действия, должно превратиться в одно из условий действия, требуемого новой целью. (По данным А. Н. Леонтьева).

20. Lesson. The Reformation has begun — The Pioneer School

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector