Чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
1. Чувство- отражение отдельных качеств окружающего и свойств предмета мира, каковые конкретно воздействуют на органы эмоций (стол — холодный)
2. Восприятие- целостный образ предмета (стол — холодный, ровный, теплый)
3. Представление- чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
Ученые, вычисляющие главным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм— течение, в соответствии с которому восприятие и ощущение являются главными формами познания (Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
— отражает лишь показатели предметов
— пассивное, человек не может поменять эмоции ( холодное это холодное)
— нельзя постичь их свойств и сущности предметов
Рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
1. Понятие- идея, отражающая предметы в их неспециализированных и значительных показателях (стол, стул- мебель; классификация)
2. Суждение- форма мысли, в которой через сообщение понятий утверждается либо отрицается что-либо. ( Муха — насекомое.Соловей- не насекомое.)
3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, на протяжении которой из одного либо нескольких суждений выводится новое (У мухи имеется крылья, значит, она летает).
— индукция — от частного к неспециализированному
— дедукция — от общего к частному
-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, вычисляющие главным источником знаний разум -рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
— имеет обобщенный темперамент
— носит слишком общий темперамент
— деятельно и целенаправленно
— связано с речью
Цель познания — истина.
Неправда — преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности.
Истина- знание, соответствующее собственному предмету, совпадающее с ним.
Показатели истины:
1. объективность- независимость от сознания человека
2. конкретность
3. это процесс
Виды истины:
1. Полная- полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)
2. Относительная- изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую либо делается заблуждением.
Критерий истины- практика.
Формы практики:
1. материальное производство (ВГО)
2. социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)
3. научный опыт.
Функции практики:
1. практика- источник познания
2. практика – база познания
3. практика – цель познания
4. практика – критерий истины.
Пути познания:
Ненаучный
а) мифологический
б) жизненный опыт( обыденное)- получение знаний — побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. их описание и Констатация фактов. Знания — комплект сведений.
в) народная мудрость — обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г) здравый суть — стихийно складывающиеся знания под действием повседневного опыта ( если не знаешь — не трогай).Противостоит придуманным штампам и схемам.
д) художественно-образный
Паранаука — околонаучное знание
Научный
Особенности научного познания:
1. пытается к большой объективности
2. пытается к получению таких знаний, каковые были бы ответственны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
3. Применяет особенный научный язык
4. применяет особенные способы
Уровни научного познания:
1.эмпирический- в базе описание явлений и предметов ( закон Ома)
2.теоретический- в базе законы, правила, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, каковые нельзя наблюдать ( теория относительности Эйнштейна)
1. наблюдение- изучение отдельных явлений и предметов, получение знаний о признаках и внешних свойствах. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический способ.
2. опыт- способ осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический способ.
3. сравнение. Эмпирический способ.
4. воображение. Теоретический способ.
5. выдвижение догадок. Теоретический способ.
6. построение теоретических моделей. Теоретический способ.
Направления в развитии научных знаний:
1. постепенное накопление- НТП
2. научная революция ( Эйнштейн)
Практика — критерий истины