Критерий истины- практика.

Чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

1. Чувство- отражение отдельных качеств окружающего и свойств предмета мира, каковые конкретно воздействуют на органы эмоций (стол — холодный)

2. Восприятие- целостный образ предмета (стол — холодный, ровный, теплый)

3. Представление- чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)

Ученые, вычисляющие главным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм— течение, в соответствии с которому восприятие и ощущение являются главными формами познания (Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

— отражает лишь показатели предметов

— пассивное, человек не может поменять эмоции ( холодное это холодное)

— нельзя постичь их свойств и сущности предметов

Рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

1. Понятие- идея, отражающая предметы в их неспециализированных и значительных показателях (стол, стул- мебель; классификация)

2. Суждение- форма мысли, в которой через сообщение понятий утверждается либо отрицается что-либо. ( Муха — насекомое.Соловей- не насекомое.)

3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, на протяжении которой из одного либо нескольких суждений выводится новое (У мухи имеется крылья, значит, она летает).

— индукция — от частного к неспециализированному

— дедукция — от общего к частному

-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, вычисляющие главным источником знаний разум -рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

— имеет обобщенный темперамент

— носит слишком общий темперамент

— деятельно и целенаправленно

— связано с речью

Цель познания — истина.

Неправда — преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности.

Истина- знание, соответствующее собственному предмету, совпадающее с ним.

Показатели истины:

1. объективность- независимость от сознания человека

2. конкретность

3. это процесс

Виды истины:

1. Полная- полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)

2. Относительная- изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую либо делается заблуждением.

Критерий истины- практика.

Формы практики:

1. материальное производство (ВГО)

2. социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)

3. научный опыт.

Функции практики:

1. практика- источник познания

2. практика – база познания

3. практика – цель познания

4. практика – критерий истины.

Пути познания:

Ненаучный

а) мифологический

б) жизненный опыт( обыденное)- получение знаний — побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. их описание и Констатация фактов. Знания — комплект сведений.

в) народная мудрость — обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г) здравый суть — стихийно складывающиеся знания под действием повседневного опыта ( если не знаешь — не трогай).Противостоит придуманным штампам и схемам.

д) художественно-образный

Паранаука — околонаучное знание

Научный

Особенности научного познания:

1. пытается к большой объективности

2. пытается к получению таких знаний, каковые были бы ответственны не только для настоящих, но и для будущих поколений.

3. Применяет особенный научный язык

4. применяет особенные способы

Уровни научного познания:

1.эмпирический- в базе описание явлений и предметов ( закон Ома)

2.теоретический- в базе законы, правила, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, каковые нельзя наблюдать ( теория относительности Эйнштейна)

Способы научного познания:

1. наблюдение- изучение отдельных явлений и предметов, получение знаний о признаках и внешних свойствах. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический способ.

2. опыт- способ осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический способ.

3. сравнение. Эмпирический способ.

4. воображение. Теоретический способ.

5. выдвижение догадок. Теоретический способ.

6. построение теоретических моделей. Теоретический способ.

Направления в развитии научных знаний:

1. постепенное накопление- НТП

2. научная революция ( Эйнштейн)

Практика — критерий истины

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector