Категориальные определения человека

На всем протяжении развития философской антропологии осуществлялся поиск самые точных методологических средств описания человека. Выделим пара групп категорий, делающих эту задачу.

К первой группе относятся базисные философские категории, в которых отражается онтологическая сущность человека: «существование», «сущность», «бытие».

Категория «существование» отражает очевидный факт данности человека в мире, его присутствия в нем в качестве объекта, физической единицы. На существование человека воздействуют культура и социальная среда как особенный мир, созданный самим человеком. культура и Человек находятся в противоречивом единстве, которое обостряет переживание экзистенциальных неприятностей (неприятностей существования). Их содержанием есть личное отражение фундаментальных неприятностей людской бытия в смерти соотношения и контексте жизни, духовного и телесного, преходящего и вечного, биологического и социального качеств людской существования. Эти неприятности позваны объективными процессами и связанны с технизацией деятельности, эмансипацией человека, модернизацией духовности. Чтобы общество развивалось и в один момент сохраняло стабильность и устойчивость, человек обязан полноценно реализовать собственные возможности, вырабатывать, выявлять, обнаруживать собственную сущность. Категория «бытие» в философской антропологии и отражает активное присутствие человека в мире, его свойство к самоорганизации и ответственности.

Ко второй группе относятся категории «жизнь», «тело», «дух», «душа», «сознание». В них фиксируется единство биологического и социального в человеке, отличия человека от животного.

Жизнь – это понятие для отражения для того чтобы состояния совокупности, которое снабжает ее свойство к функционированию, саморегуляции и воспроизводству. У человека эти свойства зависят не только от биологических факторов, но и от волевого начала, ролевой активности, действия техногенных сред. Понятия тела, телесности анализируются современной философией в нюансе неприятностей смерти, болезни, форм аффекта и выявления причин, страха, шока, эйфории; истоков чувственности, соотношения социальных, духовных и телесных практик; пространственной и временной определенности каждого конкретного человека. Дух – это рационально-волевое начало в человеке, а душа — эмоционально-чувственное начало. Их специфика и соотношение составляют базу религиозного и художественного воплощения сущности человека в конкретных культурных традициях. Сознание – это верховная, характерная лишь человеку и связанная с речью функция мозга, основанная на способности отражать мир в совершенных образах.

Третья несколько категорий раскрывает сущностные характеристики человека как родового существа, его единичные, особые и неспециализированные показатели. Это категории: «индивид», «индивидуальность», «личность».

Индивид – категория для обозначения всякого раздельно забранного представителя людской рода. Такая отдельность, атомарность характеризуется рядом особенностей: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью вместе с окружающей средой, активностью. Ценностный статус индивида в конкретной культуре определяется понятиями «коллективизм» и «индивидуализм».

развитие и Происхождение индивида, самого людской рода – одна из самых таинственных конкретных наук и проблем философии. Она стала называться неприятность антропогенеза. Существует пара концепций антропогенеза. Креационистская концепция была создана средневековыми мыслителями на базе христианской онтологии. В ней утверждается тезис о сотворении мира и человека Всевышним. Приверженцы трудовой концепции – марксисты – исходят из эволюционной теории, в соответствии с которой человек – продукт естественного развития живой природы. Наиболее значимыми факторами выделения человека из природы являются орудийная деятельность и труд. Психоаналитическая модель представлена в творчестве З. его последователей и Фрейда. В ней утверждается, что происхождение человека связано с видоизменениями семейно-брачных взаимоотношений в первобытном стаде и возникновением психотерапевтической потребности в тотемах, табу, культах. Игровую концепцию создал нидерландский философ Й. Хейзинга. Он говорит, что такие формы культуры как религия, право, мастерство, философия строятся на правилах свободного творчества, игры. Свойство к игре формируется на самых древних этапах антропогенеза. Как раз игра, как воздействие, свободное от утилитарной полезности, и содействовала развитию общества и становлению человека. Языковая (семиотическая) концепция говорит, что формирование человека связано с развитием свойства к знаково-символическому отражению мира. Язык, как универсальная знаковая совокупность, помещенная между миром и человеком, придает миру суть и определяет темперамент его восприятия.

Человек как индивид соединяет в себе два мира – природный и культурный, биологический и социальный. Как биологический вид человек пластичен, универсален по сравнению с другими животными организмами, способен приспособиться к широкому диапазону внешних условий. Вместе с тем его возможности имеют границы либо пороги, за пределами которых человеческий организм претерпевает необратимые трансформации. Следовательно, биологическое начало в человеке определяется как информационно-энергетическое основание, организованное в форме разных обменных процессов и представленное совокупностью абсолютных и условных рефлексов. Социальное начало в человеке – это выработанные людьми в следствии совместной деятельности формы организации окружающей и собственной природы с позиций применения биологической информации. Человек прошел долгий путь эволюции, многие его антропологические изюминки связаны с социализацией, исходя из этого биологическое существование человека как индивида уже нереально вне социального.

Индивидуальность – категория для обозначения сильно выраженных творческих и физиологических черт индивида среди определенного сообщества людей. Физиологические изюминки закрепляются в механизмах наследственности, творческие – в социокультурных механизмах.

Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые своеобразные молекулы, снабжающие неповторимость индивида. Настоящий же суть индивидуальности человека связан не столько с его внешним видом, сколько с внутренним духовным миром, особым методом самовыражения, манерой поведения, общения с людьми. Разнообразие лично-личностных типов – условие успешного развития общества.

Личность – категория для отражения социальной природы человека, его способности к организации и ответственности в политических, экономических, морально-правовых отношениях. Верховная степень социальной активности человека в сочетании с глубоким пониманием ответственности за возможности социального развития характеризуется понятием «великая личность».

Формирование личности связано с процессом социализации индивида. Она свидетельствует осознание человеком собственной роли в конкретных социальных группах, усвоение им определенных знаний, ценностей и умений. Знания усваиваются в ходе образования, а главным условием для этого есть познание. Закрепление умений и навыков требует от человека свойства к подражанию. Усвоение же сокровищ происходит через самовоспитание и воспитание и предполагает переживание индивидом культурных смыслов. Следовательно, сокровище – это категория, отражающая личное, социальное либо культурное значение определенных явлений действительности, их свойство помогать удовлетворению людских потребностей.

По собственному носителю выделяются личные и публичные сокровища. По содержанию они бывают материальными, духовными, художественными, эстетическими. Приобщаясь к сокровищам и усваивая их, индивид производит собственные ценностные ориентации. Происходит это через механизм оценки, соотнесение собственных и общезначимых потребностей, совершенств, целей, мотивов. Ценностные ориентации имеется как у отдельного человека, так и у общества, культуры. Они формируются исторически, имеют свои закономерности и неповторимый характер. Философское учение о сокровищах именуется аксиологией. Значительный вклад в развитие этого раздела внесли работы И. его последователей и Канта неокантианцев – Г. Риккерта, В. Виндельбанда, М. Вебера.

Соотношение личных и личностных качеств человека в некоторых обстановках может привести к формированию для того чтобы типа личности, что мы определяем понятиями «талант» и «гений».

К четвертой группе относятся категории, отражающие исторические формы людской активности, каковые становятся атрибутами людской бытия.

Язык определяет мышление?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector