Годичный круг праздников.

Начиная с Филиппова либо Рождественского поста впредь до Пятидесятницы, Церковь вспоминает священно-исторические события, имевшие целью спасение людей, как откровение триипостасного Всевышнего миру. Рождество, крещение, страдания, воскресение, вознесение на сошествие и небо Святого Духа — вот цепь великих событий, которую уже указывал Иоанн Златоуст и которая исходит, начинается от Рождества, как река вытекает из собственного источника. Сущность же празднований как седмичного, так и годичного круга лежит в одном и том же — как раз, в воспоминаниях о воскресении и страдании Иисуса Христа.

В настоящем периоде, не считая Пятидесятницы и Пасхи, выступают уже и другие дни-праздники, и церковный год растет и расширяется.

I. Праздник Пасхи в собственной церковно-догматической сущности был выяснен еще во II-ом веке. По старому обычаю, этому празднику предшествовал пасхальный пост — позднейшее наименование — Quadragesima, Четыредесятница, что в разных Церквах длился разное время: одни постились 20 дней, другие — шесть либо кроме того семь. При чем у восточных исключались воскресение и суббота, как не дни постов; а западные постились и в субботу, так что восправильным необходимо было больше времени, дабы оказалось 40 (36) (Десятая часть года) дней. Сейчас (В седмицу предшествующую посту, люди довольно часто торопились насладиться развлечениями и удовольствиями разнообразные; из этого ведут начало карнавалы) запрещались шумные удовольствия, свадьбы, кроме того празднование дней святых, воздерживались от мяса и вина, прилежно посещали церкви и слушали проповеди. Св. Иоанн Златоуст постом поучал каждый день. Пост время от времени совершался так строго, что пищу вкушали только в поздние часы (О постах см. Сократ. Ц. История V, 20, 22; Созомен. Ц. История VII, 18, 19; Св. Иоанн Златоуст. Advers. Judaeor. том. 3, т. 3; Лаодикийский канон. L-LXI Амвросий, Августин, Иероним, Лев Великий, Епифаний — Haer. LXX, 12 и LXXV, 3). Помимо этого предпасхальный пост рассматривался, как особенное время для изготовление оглашенных и время покаяния для всех. Великий пост кончался великой страстной седмицею (??????? ?????? ????, hebdomas cruds, passionis). Тогда особенно строгий пост наблюдался не только в два последние дня, in quiibus ablatus est sponsus (Мф. 9:15 “и отъемлется жених.”), но, в соответствии с апостольскому установлению (Epiphanius. Expositio fidei с. XXI), начиная с понедельника. Не только всякие развлечения — вероятно и занятия прекращались (Из этого ??????? ???????? см. Иоанн Златоуст гомил. 30 на Бытие, глава 1), только дела благотворительности не только позволялись, но и поощрялись; верующие планировали на ежедневное богослужение. Катехизическое поучение, ввиду наступления дня простого крещения, достигало высшей степени собственного напряжения.

Предшествующий великому страстному понедельнику недельный сутки назывался семь дней, еще со времени Иоанна Златоуста (Св. Иоанн Златоуст. Гомилия на ??? ?????. ?????. См. кроме этого проповедь Епифания на Ин. 12:13), — семь дней Ваий (????? ??? ???’??). По окончании мессы либо литургии в данной сутки совершалась процессия с пальмовыми ветвями в память входа Господня в Иерусалим. Так было, по Сильвии Аквитанской, в Иерусалиме и в других церквах. Кирилл Скитопольский IV-го в. кроме этого упоминает об этом обычае. Ко дню Ваий было приурочено предварительное возвещение кающимся прощения. От древности особенно священным днем св. великой седмицы считался четверток, как сутки установления Евхаристии (August. Epist. 54, 6; 3 Карфаген, соб. к. 29), в особенности в Африканских Церквах он чтился двумя Евхаристиями — утренней и вечерней. Вместе с тем он был довольно часто днем опробования оглашенных (dies competeatium), днем несложнеения для кающихся (dies absolutionis) (Особенно в Африке. Augustin. Epist. 54, 10; 55, 33). Помимо этого четверток ознаменовывался омовением ног (dies pedilavii). К этому дню приурочивалось еще, в особенности в Риме, освящение мира. Вследствие всего этого, великий четверток именовался ? ?????? либо ???? ??????, dies Jovis sancta. Богослужение в понедельник, вторник и частично в среду имеется последование либо подражание порядку папы Льва Великого. Он имел обыкновение каждый год в конце великого поста пред Пасхой объяснять страдания Спасителя. Он начинал в воскресение пред Пасхою, т.е. в недроблю Ваий и, будучи не в силах в одной речи исчерпать предмет, он продолжал изложение предмета в понедельник, вторник и заканчивал в среду, как сутки стояния. Пяток пред Пасхою, как сутки изготовление ?????????, сутки Христова распятия, dies crucis либо ????? ???????????, сутки смерти Христа — был днем покоя и глубочайшего траура, без мельчайшей торжественности, дне строжайшего поста; исходя из этого он в соответствии с апостольским распоряжениям (Книга V, 18) проходил без евхаристической жертвы, лишь в Сирии вечером допускалось евхаристическое приобщение вне, на кладбищах, в воспоминание сошествия Иисуса Христа в преисподняя к погибшим (Св. Иоанн Златоуст. Гомилия о Кимитирии и распятии. Patr. graeca IX, 2, 393). Великая суббота уже в предполуденные часы имела оживленный темперамент, потому что это был произнесения окончания символа и день оглашения (abrenuntiatio et redditio symboli), на Востоке в данный сутки происходило крещение оглашенных.

Сутки Святой Пасхи, как подвижной праздник, не так легко поддавался определению его срока либо правильной даты. Узнаваемый спор папы Виктора I с Малоазийскими церквами не стал причиной хорошим последствиям. Малозийские христиане так же, как и прежде праздновали Пасху с иудеями 14-го нисана, в какой бы сутки это число ни падало, и тогда же кончался пост. Это были так именуемые квартодециманеры (четыредесятники). Христиане — западные, греческие и египетские — праздновали Пасху в 1-ое воскресение по окончании 14-го нисана и тогда же прекращали пост. Западный Арльский Собор 314 г. в первом собственном каноне выяснил, дабы Пасха во всем мире (per omnem orbem) была празднуема за одни сутки, о котором обязан информировать “всем” римский епископ “по собственному обыкновению” чрез окружное послание. Но так именуемое Римское исчисление не согласовалось с восточным, правильнее, с Александрийским, потому что в базе лежавший месячный круг (в том месте 16, тут 19 лет) и исходный пункт — весеннее равноденствие (в том месте 1, тут 21 марта) — были разны. Исходя из этого, влияние Собора на Восток не простиралось, и была потребность в общем законодательном постановлении. Помимо этого, во всем диоцезе Востока господствовала квартодециманская практика (Святой Афанасий. Послание к Африканской Церкви. Глава II). В Никее была отвергнута последняя, как еретический юдаизм, Александрийскому счислению было дано преимущество пред западным, но Риму предоставлено было право общей публикации (Leon. ep. 121. Ambros. Ep. 23, 1), и результат соборных рассуждении был сказан всему миру чрез указ Константина и соборное послание Великого. Как кафолическая Церковь имела единого Спасителя, так и единственный праздник отечественного спасения (Socrat. Ц. История I, 9; Евсевий. Vita Const. с. II, 17). В это же время, с одной стороны, Александрия не предоставила Риму либо не уступила ему разглашение, объявление, но твердо следовала старому обычаю пасхального цикла, в особенности на протяжении великих догматических споров и известных Александрийских пап — Афанасия и Феофила (Наблюдай пасхальные послания их); иначе, Рим прочно стоял на своем обычае; поэтому различие было столь значительным, что не смотря на то, что Сардикийский Собор 343 г. установил единение в этом вопросе на 50 лет, при всем том, к примеру, в 387 г. Пасха праздновалась в Риме на пять недель раньше, чем в Александрии. Тогда Феофил Александрийский, по указанию императора Феодосия I, приготовил пасхальную таблицу на 95 лет (436-531 г.), её позже сократил Кирилл Александрийский. Лев Великий занимался вопросом о праздновании Пасхи в 445 г. (Epist. 137. 138. 142), довольно времени он соглашался с восточными, но вычислял за необходимое передать работу ученому человеку. Его архидиакон Иларий обратился к Аквитанскому Викторину, который в 457 г. составил пасхальную таблицу, причем близко подошел к Александрийцам. А Дионисий Небольшой в этом направлении отправился еще дальше. Италия и Рим приняли поправки Дионисия Малого к циклу 95 лет; Галлия же осталась при таблице Викторина. Бритты восприяли 84-летний цикл Сульпиция Севера.

Праздник Пасхи, посвященный весёлому событию воскресения Христова, раскрывался полунощницею, которая в Иерусалиме начиналась (По Peregrinatio Silviae) в субботу по окончании обеда и продолжалась всю ночь до пения петуха. Не смотря на то, что с этою работой соединялся крещения и последний акт покаяния оглашенных, господствующее настроение было весёлое по поводу победы Спасителя над смертью; в эту же ночь верующие ожидали и второго пришествия Господня (Lactant. Div. Inst. VII, 19; Иероним на Мф. 25:6). От первого причащения в пасхальную ночь и до следующего воскресения для общины и для неофитов продолжался праздник эйфории целые 8 дней, что не прерывался работою, как и страстная седмица. Празднование пребывало в ежедневных богослужениях и в делах милосердия. Власть давала амнистии и свободу заключенным (L, 3 и 7 Cod. Theodos. IX, 38 V, 367 и 384; L. 6f (7 f) Cod. Justin. III, 12 v. 389 и 392).

Пасхальная седмица простиралась, в некоем роде, на 50 дней. Все это время принято именовать Пятидесятницей. Никейский Собор запретил сейчас зрелища (L, 5 Cod. Theod. XV, 5). Каждый день совершалась Евхаристия. Последний же сутки Пятидесятницы был днем излияния Святого Духа, как ??????? ????? (Euseb. Vita Constant. C. IV, 64), либо ?????????? ??? ?????? (Иоанн Златоуст. Гомилия II на Пятидесятницу, к. I). Начинался данный “величайший праздник” полунощницей с крещением оглашенных, и празднование его, как и Пасхи, продолжалось 8 дней. В круг Пятидесятницы входило с IV-го века везде празднование Вознесения Господня (????? ??? ?????????) в 40-ой сутки по окончании Пасхи — сутки также прославляемый особенным богослужением, воздержанием от работ, кроме того для рабов (Иоанн Златоуст. Гомелия II; Сократ. Ц. История VII, 2. Апостольские Постан. V, 69).

8-ой сутки по окончании Пятидесятницы греческая Церковь делает праздником всех святых и мучеников (??????? ??? ????? ?????????????. См. Ефрема Иоанна Сирина и речи Златоуста). В течение всей Пятидесятницы как и в воскресные дни молились стоя, без коленопреклонения (Никейский канон 20).

Западная Церковь на 1-ое мая относила начало Христовой проповеди (festum initii praedicationis Domini).

Литургика, занятие 2, Богослужебные круги: дневный, седмичный, годичный. Категории праздничных дней.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector