Лекция 24. воскресение плоти и вечная жизнь

Человек-христианин наблюдает вперед и приобретает вопреки собственной смерти свидетельство тайной вечери и Святого Духа о воскресении Иисуса Христа, а так и о завершении судьбы, которое содержится в том, что человеку, потому, что он в Иисусе Христе вправе стать на место Всевышнего, сообщается возможность причаститься к величию Всевышнего.

«Человек-христианин оглядывается назад» — так было сообщено в тезисе прошлой лекции. Человек-христианин наблюдает вперед — говорится на данный момент. Таковые смотрение назад и смотрение вперед составляют жизнь христианина, vita humana Christiana, жизнь человека, воспринявшего Святой Дух, живущего в собственном сообществе и призванного, пребывая в нем, быть светом мира.

Человек наблюдает вперед. Мы делаем, так сообщить, поворот на 180 градусов: позади нас отечественный грех, а в первых рядах смерть, умирание, гроб, могила, финиш. Тот, кто не принимает этого действительно, не принимает действительно того, что нам предстоит, кто не поймёт, что такое умирание, кого это не повергает в кошмар, кто, возможно, не наслаждается в достаточной мере и потому не ведает страха перед финишем, тот, кто еще не осознал, что эта жизнь имеется дар Божий, тот, кому незнакомо чувство зависти к патриархам, жившим не только 100, но и 300, 400 и больше лет, тот, кто, иначе говоря не постигает красоту данной жизни, — таковой человек не в состоянии постичь, что свидетельствует «воскресение».

Это слово имеется ответ на кошмар смерти, кошмар от того, что данной жизни когда-то наступит финиш, и данный финиш образует горизонт отечественного существования. «В средоточии судьбы охвачены мы смертью…» Человеческое бытие имеется бытие, находящееся под таковой угрозой, оно отмечено таким финишем, таким неизменно сохраняющимся несоответствием отечественному существованию: Ты не можешь жить! Ты веришь в Иисуса Христа и все же можешь только верить, но не видеть. Ты стоишь перед Всевышним и можешь и вправе радоваться и все же обязан ежедневно выяснять на опыте, что твой грех каждое утро имеется снова. Это мир, и все же мир, что может сберигаться только в борьбе. Мы понимаем, и все же понимаем тяжело мало. Имеется жизнь, и все же жизнь только в тени смерти. Мы совместно и все же когда-нибудь должны расстаться. Смерть кладет собственную печать на все, это она наемник греха. Расчет закончен, тление и гроб сущность окончательное слово. Борьба закончена, и не в отечественную пользу. Вот что означает смерть.

И вот человек-христианин наблюдает вперед. Что свидетельствует в данной жизни христианская надежда? Жизнь по окончании смерти? Событие в стороне от смерти? Душа, которая как бабочка вспархивает над могилой и где-то сохраняется, с тем дабы бессмертно жить дальше? Так воображали себе жизнь по окончании смерти язычники. Но это не христианская надежда. «Верю в воскресение плоти». Плоть в Библии — это легко человек, причем человек под знаком греха, падший человек. И этому человеку говорится: ты воскреснешь. Воскресение свидетельствует не продолжение данной жизни, а завершение судьбы. Этому человеку говорится «да», его не затмевает тень смерти. В то время, когда речь заходит о воскресении, то речь заходит о нашей жизни, каковы мы сущность и сущность тут. Мы оживаем, никто не заступает на отечественное место. Это указывает не то, что начинается совсем новая судьба, в противном случае, что «это преходящее повлечет непреходящность, а это смертное — бессмертие». И станет явным: «Смерть поглощена победой».

Христианская надежда соотносится со всей целостностью нашей жизни: эта наша жизнь приобретает завершение. То, что посеяно в слабости и бесчестии, то воскреснет в силе и величии. Христианская надежда не уводит нас от данной жизни, она представляет собой скорее открытие той истины, в свете которой видит нашу жизнь Всевышний. Она имеется преодоление смерти, но не бегство в потустороннее. Речь заходит о действительности данной жизни. Как раз эсхатология, в случае если понимать ее надлежащим образом, есть самым практичным из всего, о чем лишь возможно поразмыслить. Эсхатон сверху излучает свет в нашу жизнь. Мы ожидаем этого света. «Мы наказываем вам сохранять надежду», — писал Гёте. Быть может, и ему был ведом данный свет. Христианская весть по крайней мере с уверенностью и утешительно возвещает надежду на данный свет.

Наряду с этим мы сами не в состоянии наделить себя надеждой на то, что наша жизнь приобретает завершение, не в состоянии внушить себе такую надежду. В нее надлежит верить — верить наперекор смерти. Тот, кто не ведает, что такое смерть, тот не ведает и того, что такое воскресение. Чтобы верить, что будет свет и что данный свет завершит отечественную незавершенную судьбу, для этого требуется свидетельство Святого Духа, свидетельство возвещенного нам в Писании и услышанного нами Слова Божьего, свидетельство воскресшего Иисуса Христа. Святой Дух, обращающийся к нам в Писании, говорит нам, что мы вправе жить в таковой великой надежде.

Тайную вечерю следует в большей мере, чем это в большинстве случаев не редкость, разглядывать, исходя из Пасхи. Это не траурная и не похоронная трапеза прежде всего, а предвосхищение свадебного пира Агнца. Вечеря есть трапезой эйфории — вкушение его, Иисуса Христа, плоти и питие его крови имеется питие и еда в средоточии нашей жизни во имя судьбы вечной. Мы гости за его столом и потому более не отделены от Него самого. Так в этом символе свидетельство его трапезы сочетается со свидетельством Святого Духа. Оно реально говорит нам: ты не погибнешь, а будешь жить и будешь возвещать о делах Господа! Ты! Мы гости за столом Господа, и это не образ, а событие. «Верующий в Отправившего Меня имеет жизнь вечную». Твоя смерть умерщвлена. Ты уже погиб. Кошмар, с которым ты сталкиваешься, уже целиком и полностью сзади тебя. Ты вправе жить как гость за этим столом. Силы, какую дает эта трапеза, хватит тебе на сорок дней и сорок ночей. С данной силой такое вероятно! Да будет так, что ты приобщился к этому этой еде и питью, и пускай все смертное около тебя будет преодолено. Не лелей собственную скорбь, не взращивай на этом собственного мелкого садика с нависающей над ним плакучей ивой! «Скорбь отечественная только делает тяжелее боль и крест». Мы призваны быть в совсем другой ситуации.

Тот, кто в это верит, уже тут и по сей день начинает жить завершенной судьбой.

Христианская надежда имеется уже семя вечной судьбе. В Иисусе Христе я уже не в том месте, где я могу погибнуть, в Нем отечественная плоть уже на небе (вопрос 49, Гейдельбергский катехизис). Так как мы можем взять свидетельство тайной вечери, то мы уже тут и по сей день живем в предвосхищении эсхатона, в то время, когда Всевышний будет всем во всем.

Прощеное воскресение. Протоиерей Олег Стеняев


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: