Героическая любовь

В случае если кто-то задал вопрос бы в те жёсткие сороковые годы у Варвары Вардиашвили, как она обожает детей, я уверен, она бы не ответила так: «Весьма обожаю». Она просто улыбнулась бы и пожала плечами.

Но она обожала собственных учеников героически.

Перескажу эту историю ещё раз, дабы самому разобраться в сути Смелой Любви Преподавателя.

В сутки первого сентября восьмого класса она сообщила нам:

– Возможно, это будет непросто, но пускай любой дотянется поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Дотянуться книгу Руставели в то время было вправду тяжело. Я обошёл всех соседей, мама ходила к знакомым, и в то время, когда я уже отчаялся, ко мне пришёл одноклассник и заявил, что он дотянулся сходу два экземпляра и один может дать мне.

Книгу я тут же начал листать, вычитывать отдельные главы. На следующем уроке, отечественная учительница с интересом выслушивала каждого, какими похождениями, где, у кого нашёл, дотянулся поэму Руставели, какого именно года издания книга, под редакцией кого и т.д., а позже внесла предложение написать об этом.

– Давайте не забудем, с каким трудом любой из вас добывал «Витязя в тигровой шкуре»…

А дальше случилось следующее: в течение всего года, – а это был 1946-1947 учебный год, мы изучали поэму. Просматривали, перечитывали, думали, изучили, заучивали наизусть кое-какие главы, писали произведения, эссе, доклады, выписывали мудрости, осмысливали духовно-нравственный вид храбрецов, пробовали разобраться в философии Руставели. В общем, класс отечественный превратился в творческую лабораторию, и любой из нас стал руставелелогом. Уроки по Руставели не имели никакого штампа, они не были похожи ни на какие конкретно другие уроки. Мы торопились на эти уроки и очень многое делали по окончании уроков. Мы жили поэмой, мыслями очень способного поэта, судьбой её храбрецов. Мы гордились, что у грузин имеется «Витязь в тигровой шкуре».

В не же проявилась Смелая Любовь Преподавателя к нам?

Вот в чём. В восьмом классе, как я позже разобрался, будучи уже аспирантом, нам следовало изучать литературные произведения о партии, о вождях, о социалистическом реализме. Тогдашние школьные программы были наподобие партийных документов, и отходить от них ни один преподаватель не имел права. Такие деяния были связаны с громадными опасностями. В случае если в партийных органах определили бы, чем с нами занимается отечественная учительница, её мгновенно не стало бы в школе, она просто исчезла бы, и не уберегли бы её от беды ни два ордена Ленина, ни звание заслуженного преподавателя. Партия не шутила с этими проявлениями.

Для чего же Варвара Вардиашвили это сделала?

Лишь спустя десятилетия я открыл для себя эту тайну. Она имеет пара составных.

Во-первых, она воспитывала нас храбрецами, потому необходимо было ей самой свершить смелый поступок и покинуть его в отечественной памяти. Она знала, что хорошая память имеется пожизненный воспитатель для человека.

Во-вторых, «Витязь в тигровой шкуре» возможно разглядывать как Пятое Евангелие для грузин. Поэма несёт народу духовно-нравственный кодекс судьбы. В ней синтезируются вера в Творца, культ возвышенной Любви, культ Преданности, культ Рыцарства, культ Правды, культ Хороша. Грузин, вежливый и пропитанный идеями поэмы, будет иметь расширенное от Земли до Небес сознание, он не допустит в себе предательства и зла, его отношение к даме будет трепетным, он будет искать в себе лучшие качества человечности.

В-третьих, он осознает, наследником какой возвышенной культуры он есть, убережёт и умножит эту культуру, будет нести её в дар вторым народам. Пускай гордится он, что его Отчизна имеется Отчизна Руставели – глобального гения.

В-четвёртых, «Витязь в тигровой шкуре» наполняет сердце и разум читателя изысканной мудростью, делает его умным, заботливым, честным, храбрым, оказывает помощь ему развить в себе возвышенные мировоззренческие начала.

Это и было высшим проявлением Великой Смелой Любви Преподавателя к своим ученикам.

И в то время, когда некоторый современный преподаватель сообщит: «Детей-то обожаю, но трогать программу (само собой разумеется, в то время, когда её вправду нужно поменять) мне не разрешат», я вспоминаю собственную учительницу, и мне делается безрадостно. Трусливый преподаватель детей обожать не имеет возможности, потому что он кинет их при любой опасности, он предаст их. Любовь его будет ложью, а дети чуют неправда, фальшь в деяниях собственных преподавателей. Не полюбят они для того чтобы учителя.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector