Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании

Чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука обязана опираться на определенную методику, некие неспециализированные правила, каковые разрешали бы упорядочить целый накопленный исследователями материал, создавать действенные растолковывающие модели.

Продолжительное время в исторической науке господствовали субъективистская или объективно-идеалистическая методика. Исторический процесс с позиций субъективизма разъяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей, императоров и других больших политических деятелей. В соответствии с этому подходу, их умные расчеты либо, наоборот, неточности, приводили к тому либо иному историческому событию, взаимосвязь и совокупность которых определяли исход и ход исторического процесса.

Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом ходе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Безотносительной идее, Всемирный Воле и т. д. Исторический процесс при таком истолковании получал целенаправленный темперамент. Под действием этих надчеловеческих сил общество неуклонно двигалось к заблаговременно определенной цели. Исторические деятели выступали только в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих, безличных сил.

В соответствии с решением проблемы о движущих силах исторического процесса проводилась и периодизация истории. Громаднейшее распространение имела периодизация по так называемым историческим эрам: Старый мир, Античность, Средневековье, Восстановление, Просвещение, Новейшее время и Новое. В данной периодизации был достаточно светло выражен временной фактор, но отсутствовали содержательные качественные параметры вычленения данных эр.

Преодолеть недочёты методики исторического изучения, поставить историю, как и другие гуманитарные дисциплины, на научную базу постарался в середине XIX в. германский мыслитель К. Маркс. К. Маркс сформулировал концепцию материалистического объяснения истории, базирующуюся на четырех фундаментальных правилах:

1. Принцип единства человечества и, следовательно, единства исторического процесса.

2. Принцип исторической закономерности. Маркс исходит из признания действия в историческом ходе неспециализированных, устойчивых, повторяющихся отношений и существенных связей между результатами и людьми их деятельности.

3. Принцип детерминизма — признание существования причинно-зависимостей и следственных связей. Из всего многообразия исторических явлений Маркс вычислял нужным выделить главные, определяющие. Таким главным, определяющим в историческом ходе, согласно точки зрения К. Маркса, есть метод производства материальных благ.

4. Принцип прогресса.С позиций К. Маркса, исторический прогресс — это поступательное развитие общества, поднимающееся на все более и более большие уровни.

Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Понятие публично-экономической формации в учении Маркса занимает главное место при объяснении движущих сил периодизации истории и исторического процесса. Маркс исходит из следующей установки: в случае если человечество закономерно, поступательно начинается как единое целое, то все оно должно проходить в собственном развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал «публично-экономические формации». По определению К. Маркса, публично-экономическая формация является обществом «, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со необычными отличительными чертями» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. — С. 442). Понятие «формация» Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначены определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов.

Базу публично-экономической формации, по Марксу, образовывает тот либо другой метод производства, что характеризуется характером развития и определённым уровнем производительных сил и соответствующими этому характеру и уровню производственными отношениями. Главные производственные отношения — это отношения собственности. Совокупность производственных взаимоотношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и учреждения и иные отношения, которым со своей стороны соответствуют определенные формы публичного сознания: мораль, религия, мастерство, философия, науки и т. д. Так, публично-экономическая формация включает в свой состав все многообразие судьбы общества на том либо другом этапе его развития.

С позиций формационного подхода, человечество в собственном историческом развитии проходит пять главных стадий — формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм — первая фаза коммунистической формации).

Переход от одной публично-экономической формации к второй осуществляется на базе социальной революции. Экономической базой социальной революции есть углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень и купившими новый темперамент производительными силами общества и устаревшей, консервативной совокупностью производственных взаимоотношений. Данный конфликт в политической сфере проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения собственного положения.

Революция ведет к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах публичной судьбе и так создаются предпосылки для создания новой совокупности социально-экономических, правовых и иных публичных взаимоотношений, нового сознания и т. д. Так образуется новая формация. Вследствие этого в марксистской концепции истории большая роль придавалась классовой борьбе и революциям. Классовая борьба объявлялась ответственной движущей силой истории, а революции К. Маркс именовал «локомотивами истории».

Материалистическая концепция истории, базирующаяся на формационном подходе, в течении последних 80 лет была господствующей в исторической науке нашей страны. Сильная сторона данной концепции пребывает в том, что на базе определенных параметров она формирует четкую объяснительную модель всего исторического развития. История предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс. Ясны движущие силы этого процесса, главные этапы и т. д.

Но формационный подход в объяснении и познании истории не лишен и недочётов. На эти недочёты показывают его критики как в зарубежной, так и отечественной историографии. Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный темперамент исторического развития. Теория формаций была сформулирована К. Марксом как обобщение исторического пути Европы. И сам Маркс видел, что кое-какие страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Данные государства он отнес к так именуемому «азиатскому методу производства». На базе этого метода, согласно точки зрения Маркса, образуется особенная формация. Но подробной разработки этого вопроса он не совершил. Позднее исторические изучения продемонстрировали, что и в Европе развитие определенных государств (к примеру, России) не всегда возможно засунуть в схему смены пяти формаций. Так, формационный подход формирует определенные трудности в отражении многообразия многовариантности исторического развития.

Во-вторых, для формационного подхода характерна твёрдая привязка любых исторических явлений к методу производства, совокупности экономических взаимоотношений. Исторический процесс рассматривается в первую очередь под углом смены способа и зрения становления производства: важное значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а главному субъекту истории — человеку отводится второстепенная роль. Человек предстает в той теории только как. винтик замечательного объективного механизма, движущий историческое развитие. Так принижается человеческое, личностное содержание исторического процесса, а вместе с ним и духовных факторов исторического развития.

В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных взаимоотношений, среди них и насилия, в историческом ходе. Исторический процесс в данной методологии описывается в основном через призму классовой борьбы. Из этого наровне с экономическими большая роль отводится политическим процессам. Соперники же формационного подхода показывают, что социальные конфликты, не смотря на то, что и являются нужным атрибутом публичной судьбе, все же не играются в ней определяющей роли. А это требует и переоценки места политических взаимоотношений в истории. Они ответственны, но важное значение в собственности духовно-нравственной жизни.

В-четвертых, формационный подход содержит элементы социального утопизма и провиденциализма. Как отмечалось выше, формационная концепция предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые — рабовладельческую, феодальную и капиталистическую — к бесклассовой коммунистической формации. К. его ученики и Маркс затратили большое количество упрочнений для доказательства неотвратимости наступления эры коммунизма, в которой любой будет вносить собственный достояние по свойствам, а приобретать от общества по потребностям. Выражаясь христианской терминологией, — достижение коммунизма свидетельствует достижение человечеством царства Божия на Земле. Утопический темперамент данной схемы обнаружился в последние десятилетия существования Советской власти и социалистической совокупности. Большинство народов отказалось от «строительства коммунизма».

Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методика цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Но собственный самоё полное развитие он взял только в конце XIX — XX вв. В зарубежной историографии самые яркими приверженцами данной методики являются М. Вебер, А. Тойнби, О. ряд и Шпенглер больших современных историков, объединившихся около исторического издания «Анналы» (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской исторической науке его приверженцами были Н. Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Главной структурной единицей исторического процесса, с позиций этого подхода, есть цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от лат. слова «civil» — муниципальный, гражданский, национальный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов по окончании варварства и эпохи дикости. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» — дикий, лесной, неотёсанный. Отличительными показателями цивилизации, с позиций данной интерпретации, есть появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

В более широком замысле под цивилизацией значительно чаще знают большой уровень развития культуры общества. Так, в эру Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того либо иного общества, означающий его «закат», либо упадок (О. Шпенглер).

Но для цивилизационного подхода к историческому процессу более значительное значение имеет познание цивилизации как целостной публичной совокупности, включающей в себя разные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), каковые согласованы между собой и тесно взаимосвязаны. Любой элемент данной совокупности несет на себе печать своеобразия той либо другой цивилизации. Это своеобразие очень устойчиво. И не смотря на то, что под влиянием определенных внешних и внутренних действий в цивилизации происходят определенные трансформации, их некая база, их внутреннее ядро остается неизменным. Таковой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурные типы — это исторически сложившиеся общности, каковые занимают определенную территорию и имеют собственные характерные лишь для них особенности культурного и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов либо «самобытных цивилизаций», А. Тойнби — 6 типов, О. Шпенглер — 8 типов.

Цивилизационный подход имеет последовательность сильных сторон:

1) его правила применимы к истории любой страны либо группы государств. Данный подход ориентирован на познание истории общества, с учетом регионов и специфики стран. Из этого проистекает универсальность данной методике;

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном ходе;

3) цивилизационный подход не отвергает, а, наоборот, предполагает целостность, единство людской истории. Цивилизации как целостные совокупности сопоставимы между собой. Это разрешает обширно применять сравнительно-исторический способ изучения. В следствии для того чтобы подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других государств, народов, регионов, цивилизаций. Это позволяет глубже осознать исторические процессы, зафиксировать их особенности;

4) выделение определенных параметров развития цивилизации разрешает историкам оценить уровень достижений тех либо иных государств, регионов и народов, их вклад в развитие всемирный цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом ходе людской духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе ответственное значение, для оценки и характеристики цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода пребывает в аморфности параметров выделения типов цивилизации. Это выделение приверженцами данного подхода осуществляется по комплекту показателей, каковые, с одной стороны, должны носить достаточно характер, а с другой, разрешали бы обозначить своеобразные изюминки, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации различаются необычным сочетанием четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и публично-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других — политическое, а третьих — религиозное, в четвертых — культурное. Лишь в Российской Федерации, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского в какой-то мере предполагает использование принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов совокупности цивилизации. Но темперамент этого доминирования носит тяжело уловимый темперамент.

Еще громадные трудности при оценке и анализе типов цивилизации появляются перед исследователем, в то время, когда главным элементом того либо иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite’— мышление, психология) — это некоторый неспециализированный духовный настрой людей той либо другой страны либо региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-верований личности и психологических установок и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, темперамент идеалов и ценностей, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах собственной жизнедеятельности — творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, без сомнений, играются наиболее значимую роль в истории, но их индикаторы не хорошо уловимы, расплывчаты.

Имеется еще последовательность претензий к цивилизационному подходу, связанному с интерпретацией движущих сил исторического процесса, смысла и направления исторического развития.

Все это совместно забранное разрешает нам сделать вывод, что оба подхода — формационный и цивилизационный — позволяют разглядеть исторический процесс под различными углами зрения. Любой из этих подходов имеет сильные и не сильный стороны, но в случае если попытаться избежать крайностей каждого из них, а забрать лучшее, что имеется в той либо другой методологии, то историческая наука лишь победит.

«Формационный и цивилизационный подходы»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector