Бог мертвый, бог вновь рожденный

Скалы Запада — это место, где соприкасаются мир Осириса и мир солнца. Мы уже видели, что вход в Пещеры пребывал в западных горах, а выход из них раскрывался на восточные бугры. Горную страну Запада, в большинстве случаев, символизирует Хатхор в образе коровы. Ее голова, появляющаяся из-за гребня горы, как будто бы бы приветливо встречает погибшего, представшего перед богиней, которая облегчает ему вход в другой мир. Блистательное появление богини воспринимается как некое тектоническое перемещение: «Гора раскалывается, скалы раскрываются, пещеры отворяются для Хатхор».{927} В Фивах один из зубцов гора, нависающей над заупокойным храмом Хатшепсут, был в древности обработан так, что ему придали вид богини, выходящей из горы и, так, господствующей над скалистым амфитеатром Дейр-эль-Бахри.{928} Но эта властительница, встречающая погибшего, не в собственности только к подземному миру Осириса.{929} Практически она открывает для него — и в первую очередь для погибшего фараона — место его возрождения и физического восстановления к новой судьбе, которое одновременно с этим есть местом перехода и преображения в новое состояние. Каждый день она выполняет для погибшего ту же функцию, что Нут — для солнечного светила. Она есть оболочкой, пространством, пассивным обиталищем, в которого проявляются другие всевышние, сами кроме этого пассивные (это случай Осириса) либо же активные (как и те божества, что действуют за его пределами).

Исторически Осирис делается преобладающим в египетской религии божеством погибших, лишь вытеснив в данной роли тех, кто выполнял ее до него в основных некрополях. Так, Анджети в Бусирисе, Сокар в Мемфисе, Хентиаментиу в Абидосе помогли этому всевышнему-«захватчику» увеличить собственные качества и собственный территориальное влияние. Мы уже видели, что смерть и старость не щадят кроме того всевышних. Известно да и то, что история Осириса в действительности началась лишь с его смертью.{930} В противном случае и не могло быть. Отыщем в памяти, что Осирис — это погибший фараон, тогда как его сын Хор — фараон живой. Исходя из этого убийство Осириса получает совсем особенный темперамент. Оно — база всего. Оно растолковывает и оправдывает царский заупокойный культ, что гарантирует собственную часть вечности фараону Хору. Речь заходит отнюдь не о любой смерти: только причиненные Осирису насилие и несправедливость прерывают обычное течение судьбы и вынуждают бездетную вдову пойти на крайние меры. Сет убил Осириса, дабы присвоить себе власть собственного брата. Разумеется, что Исидой обладает противоположное желание: дать погибшему законного наследника, которого он опоздал родить при жизни. Исида в первую очередь вдова и супруга. В ее культе, разумеется, нет никаких следов мотива брака божеств, в отличие, к примеру, от Хатхор.{931}

В эру Старого царства, в то время, когда царские заупокойные тексты писали на стенах направляться27], о смерти Осириса информируют без всяких подробностей. Таковой фразы, как «Сет вынудил его упасть на землю Недит»,{932} хватало, дабы всё сообщить. Наоборот, большая часть заупокойных ритуалов была посвящена последствиям данной смерти. Еще в Текстах пирамид кое-какие фразы то тут, то в том месте коротко намекают на события, каковые последовали за смертью Осириса: в них фигурируют не только вдова Осириса, но две его сестры, объединенные одним несчастьем и одной скорбью: «Исида пришла, и пришла Нефтида: одна пришла с запада, вторая — с востока, одна пришла в виде соколицы, вторая — коршуницы. Они нашли Осириса».{933} Либо: «Соколиха прилетела, коршуниха прилетела, другими словами Исида и Нефтида: они пришли искать собственного брата Осириса… Оплакивай собственного брата, о Исида, оплакивай собственного брата, о Нефтида!»{934} В этих самый древних текстах выговор сделан на отыскивании тела погибшего всевышнего двумя его сестрами и на их роли плакальщиц:{935} в этом случае они явились в виде двух птиц. Первоначально тема расчленения тела, по всей видимости, была мало связана с Исидой. Только в одном случае безымянная богиня (по всей видимости, Исида) заявляет, что она собрала собственного брата и соединила его члены.{936} Значительно чаще этим занимаются Хор и Нут, в соответствии с формуле, весьма похожей на ту, что выше была приписана безымянной богине.{937} в течении столетий а также тысячелетий эта старая традиция развилась во множестве вариантов. Поиск тела Осириса проходил в два этапа. В соответствии с Плутарху, тело всевышнего, заключенное в коробку, было брошено в реку. Оттуда ящик доплыл до моря и прибыл в Библ. Богиня отправилась на поиски и привезла его обратно в Египет, где неисправимый Сет снова завладел им, дабы расчленить его и разбросать куски по земле Египта. Исиде было нужно снова отправиться на поиски: ей необходимо было отыскать четырнадцать фрагментов тела собственного супруга. Тут кроме этого существует пара не согласующихся между собой традиций. Дабы одурачить Сета, Исида решила любой раз, отыскав фрагмент тела, закапывать его мнимое подобие. Исходя из этого в Египте существует столько гробниц, посвященных этому всевышнему, сколько было разбросанных кусков. Итак, в собственной роли вдовы Исида развила бурную деятельность: не обращая внимания на всю собственную скорбь, она преследовала определенную цель, и ей удалось вернуть тело собственного супруга. Затем Хор, Геб, Анубис, Исида и Нефтида обеспечили загробную судьбу Осириса. Как мы знаем, совместно они совершили над его телом первую мумификацию.{938} Позже Исида посредством Нефтиды оживила мертвое тело собственного супруга.

Весьма рано самые важными местами культа всевышнего стали Абидос и Бусирис. В Бусирисе не осталось никаких следов святилищ, посвященных Осирису и Исиде; следовательно, весьма тяжело представить себе, обряды и какой культ тут существовали. Культы Абидоса, наоборот, прекрасно известны. Более того, некрополи этого города разрешают сказать о существовании народного культа, изюминкой которого было то, что он разрешал верующим приблизиться к великому всевышнему, соорудив вотивный монумент. Надпись на одном из них провозглашает: «Я сделал это по обету недалеко от террасы великого всевышнего, владыки судьбы, первенствующего среди западных (обитателей), чтобы получить приношения и воскурения, (исходящие) от алтаря повелителя всевышних».{939} Как раз в этом близком Осирису месте простой человек в первый раз (по крайней мере, начиная с эры Среднего царства) взял возможность быть изображенным на погребальной стеле лицом к лицу с всевышним. Обращение тут идет еще не об Осирисе, а о Мине, что обеспечивал возрождение и физическую потенцию, либо об Упуауте, хранителе дорог иного мира. Однако место, избранное для этих монументов, связано с самим всевышним мертвых, имя которого всегда упоминается в текстах на монументах. Погибший желал при обеспечении собственной загробной жизни не зависеть всецело от живых и отыскать убежище у собственного всевышнего. Классический культ предков, благодаря которому погибший приобретал от собственного сына нужные для его выживания в загробном мире приношения, становился еще более действенным посредством формул и при помощи новых изображений.

Hearthstone — И’Шарадж, мертвый всевышний

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector