(125-138гг.н.э.)
Частное строительство.
На время правления Адриана приходится завершение римской архитектурной революции.
В то время, когда совсем завершилось оформление единой римской имперской архитектуры.
Но нужно подметить, что во 2 веке уже намечаются черты будущего кризиса империи.
Все больше растет художественное влияние провинций на центр. Об этом говорит и вилла Адриана. Огромная вилла, выстроенная императором для себя в Тиволи (Тибуре) недалеко от Рима, объединяла в собственных садах воспроизведения сооружений, которыми Адриан наслаждался на протяжении собственных путешествий по Греции, Италии, Египту. Тут как бы была создана совершенная модель мира с эдемом, адом, разными районами империи. Тут воспроизводились (но не копировались) греческие пойкиле, академия.
Вилла размешалась на холмистой равнине. Отличающийся богатством и пышностью собственной красивой планировки дворцовый ансамбль. В плане виллы мастерски использованы особенности богатого рельефом и растительностью итальянского пейзажа. Вход был в нижней части, так что необходимо было лишь подниматься. При всей внешней хаотичности она логично разделяется на территории:
— вестибюль-вход
— пойкиле — место для отдыха (в Афинах пойкиле — галерея с живописью)
— пьяцца д’Оро (золотая площадь)
— морской театр (место для уединения, размышления для чтения, занятием учеными делами)
— каноп (водный храм, Нимфей)
+ была совокупность криптопортиков по всей вилле.
Везде применена монолитно-оболочная конструкция, техника бетона. Ордер-мрамор. В каждой территории структура ясна и регулярна.
Пойкиле — место для отдыха (в Афинах пойкиле — галерея с живописью). Четкая ориентация: одна часть — на север, вторая на юг, дабы одна сторона была неизменно на солнечной стороне, вторая в тени. Тут пойкиле — место для прогулок. В центре — бассейн. Стенки облицована плинфой.
Пьяцца д’Оро. Наименование — из-за обилия находок: множество скульптур, мозаик. Пьяцца д’Оро: 2 павильона – а)вестибюль и б)основной павильон. Контраст: мелкий сложный вестибюль и громадный основной павильон. Они установлены на одной оси.
Вестибюль — к квадратному замыслу, но со скругленными углами. Вестибюль: внутреннее пространство — чередование отступающих и выступающих частей — динамика пространства. Помещение завершается 8-лотковым сомкнутым сводом, переходящим в купол.
Между главным и вестибюлем павильоном — двор с бассейном. Дороги — по бокам от бассейна. Пол вестибюля — мозаика.
Основной павильон, в базе которого лежал крест с выпукло-вогнутыми формами. Принцип взаимопроникающих пространств. Каркасная совокупность + ордерные совокупности. Различные опоры: столбы, свободностоящие колонны. По углам — сложные ниши. Контрасты: вытянутые портики и отступающие ниши. В центре 8-лотковый сомкнутый свод, переходящий в купол. В соседних помещениях — цилиндрические своды.
Морской театр — место для ученых занятий, для уединенности. Окружен высокой стеной.
Вход – от 2 библиотек (латинская и греческая). Осевая композиция, фасадная ориентация.
В центре — островок, окруженный по периметру круглым каналом. На островок возможно перейти через два навесных мостика. Вход —— круглый портик —— канал —— островок. В портике — громадной ордер, на острове — мелкий. В подробностях — классицизм, простота, в плане — динамика.
Каноп (как в Египте храм Сераписа), (водный храм, нимфей). Намерено окружен двумя насыпными буграми, так, находится в низине. База — контрасты. Водный канал, с одной стороны — портик, с другой — кариатиды и силены. В начале — экседра с портиком. Между колоннами – статуи. Против основной оси — нимфей. Сложное обустройство пространства. Контраст открытого пространства и объёма, света и тени. В декоре – символика Нила, Египта, Италии. В нимфея – скульптуры разных божеств, египетских, римских, + изображения Антиноя (погибший любимый Адриана, что был обожествлен). Замысел — впадение Нила через дельту в Средиземное море. При входе — сложное преодоление пространства, поскольку нужно идти против течения воды, при выходе – легкое.
PUNTI NERI E PELLE IMPURA?!???COME RICEVERE PRODOTTI *GRATIS* ANTI BRUFOLI ecc! ?? | Adriana Spink