Билет 38. пантеон.

На базе опыта всей римской архитектуры строится основное строение — Пантеон. 118-127 гг. на Марсовом Поле. На месте сгоревшего Пантеона Марка Агриппы. Стоит на сакральном участке.

устройство и Общая схема. Пантеон складывается из ротонды и прямоугольного входного портика, что обращен на север и ориентирует все строение в сторону, обратную центру города. Чисто-римская мысль придать центрической ротонде осевую направленность. Эта мысль дала в Пантеоне одно из самых монументальных сооружений античности, в котором красивый строгий портик предваряет ротонду с ее замкнутой в себе композицией.
Огромная ротонда покрыта сферическим куполом и освещена сверху единственным круглым, практически девятиметровым отверстием — окулюсом.
Форма внутреннего пространства ротонды гениально несложна: Во внутреннее пространство ротонды совершенно верно вписывается сфера; высота стенки, несущей купол, образовывает половину высоты ротонды. Купол расчленен последовательностями кессонов.
Кессоны не только расчленяют поверхность купола, но и конструктивно облегчают его. Пластическая и художественно-тектоническая роль кессонов в Пантеоне соответствует, так, и их роли в настоящей конструкции купола. Уступчатый профиль кессонов запланирован на оптическую поправку для находящегося внизу зрителя. Купол опирается на стену, сведенную к восьми отдельным опорам-пилонам, соединенным между собой арками, скрытыми в интерьере архитектурной облицовкой. Восемь прямоугольных и сегментных в плане ниш (одна из них входная) попеременно создают дополнительное внутреннее пространство ротонды. Несущая купол стенки расчленена по высоте на два этажа. Нижний ярус стенки украшен пилястрами и колоннами коринфского ордера; второй, аттиковый, этаж, ранее был расчленен пилястрами из драгоценного цветного мрамора.
С внешней стороны композиция ротонды так же несложна, как и изнутри. Ее масштаб выделен двойным членением стенки по высоте. Стенки в нижней части была, возможно, облицована мрамором, а в верхней оштукатурена. Купол переходит к стенке рядом плоских уступов, играющих ключевую роль загрузки купола в нижней его части.

Конструкция. Стенки ротонды покоится на кольцевом цементном фундаменте. Сама эта стенки является кольцом толщиной 6 м с внутренними то открытыми, то закрытыми вакуумами. В бетоне фундамента применен балласт из травертина, в бетоне самой стенки до отметки первого наружного карниза — смешанный балласт из травертина и более легкого туфа, в верхней части стенки между наружными карнизами — балласт из кирпичного щебня и туфа. Большое место в конструкции купола и стен Пантеона занимают кирпичные разгрузочные арки толщины и различного пролёта.
Самый купол по конструкции подобен стенке и сложен из горизонтальных слоев бетона, а в нижней собственной территории, как и стенки, армирован кирпичными арками. Заполнителем бетона в куполе есть в основном кирпичный щебень, после этого в состав балласта все в большем количестве входит пемза.
Интерьер. Равновесие между горизонтальными измерениями и высотой. В пространстве ротонды Пантеона господствует купол, стенке же придана подчиненная роль. Интерьер ротонды владеет предельной ясностью как по форме центрического пространства, так и по его пропорциям. Попеременное соседство прямых и криволинейных в плане ниш обогащает игру теней, вносит разнообразие в композицию и вместе с тем облегчает ориентацию в круглом и единообразном по всем направлениям интерьере ротонды. Одним из основных средств, создающих его красоту, есть освещение через круглое отверстие в вершине свода. Прямые солнечные лучи, падающие через это отверстие, пронизывают пространство ротонды своим снопом, что в течение дня обрисовывает круговое перемещение, заставляя принимать ротонду любой раз по-иному.
Центричность помещения, его кажущиеся «нескончаемыми» размеры, очень умеренный свет, постоянное присутствие солнечных лучей и неба создают чувство какого-либо сосредоточенности и особого покоя, не достигнутое ни в каком втором интерьере.
Восприятию ясного пространства интерьера сопутствует безотносительная логическая ясность неспециализированного построения его архитектурной оболочки.
Достаток подробностей, позолота и разнообразие мраморов были только второстепенным дополнением к несложному и вместе с тем превосходному ответу, раскрывающему над зрителем кусок голубого неба в зените высоко поднимающегося над головой купола.
Колонны ордера с их довольно маленькими размерами даны как совокупность опор, очевидно не предназначенных нести на себе тяжесть огромного купола. Ответ аттика в виде нередкого последовательности небольших пилястр давало всей стенке в целом законченное двухъярусное построение, в котором нижняя часть художественно вычислена только на несение верхнего яруса. Всем своим построением стенки показывает на тектоническую легкость поднимающегося над ней купольного покрытия.
Архитектура интерьера в Пантеоне обусловлена рвением подчинить стенке доминанте купола. Высота ордера сведена к минимуму с несомненной целью устранить вероятный спор между значением купола и ордера.
Космогония постройки. Аполлон — свет, купол — Вселенная. Статуи планетарных всевышних. Кесоны трапециевидные, уменьшшающиеся. Динамичная структура роста вверх. Но около окулюса стенки не украшена, останавливает рост стенки. Чувство предельной гармонии. Развитие идеи Платона об совершенном теле космоса.

Портик Пантеона. Примыкающий к ротонде восьмиколонный по фасаду и трехпролетный в глубину портик представляет собой вместе с соответствующим ему выступом стенки ротонды независимую пристройку, служащую как бы пронаосом к круглой целле. Расстановка колонн в портика формирует классическое трехчастное деление старо-италийского храма. Образ, создаваемый портиком Пантеона, отличается монументальной строгостью и вместе с тем легкостью. Он прекрасно вяжется с ротондой; повидимому, перед тем как отыскать верные отношения, автору было нужно итти умелым методом и поменять ответ в натуре. В следствии оказалось одно из самых монументальных и необычных строений древности, которое выяснилось вечным при всей смелости конструкции.

Задача №15 (билет 38 вопрос 1)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector