Ночное видение, НЛО и явление ангелов — все это присутствует в одном из самых необычных библейских рассказов о снах, в так именуемом сне Иакова. Данный контакт с божественным имеет огромное значение, потому, что сам Иегова поклялся защищать Иакова, внука Авраама и сына Исаака, благословил его самого и его потомков и дал обещание им в вечное владение Почву обетованную.
Эта встреча с божественным, в то время, когда Иаков замечал — в видении — за ангелами Господа, случилась на протяжении путешествия из Ханаана, где поселилась семья Иакова, в Харран, где остались родственники Авраама, в то время, когда он отправился на юг, в Египет. Озабоченный тем, что его наследник и сын Иаков может жениться на язычнице, «призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сообщил: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; поднимись, отправься в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и забери себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей».
Харран размешался на северном караванном пути, что вел из Месопотамии к средиземноморскому побережью и дальше в Египет. Как раз в этом городе жил Авраам со своим отцом Фаррой, перед тем как взял указание идти на юг, и тут же Эсархаддон (полтора тысячелетия спустя) взял божественное послание о необходимости покорить Египет, а Набонид стал царем Вавилона. (Сейчас Харран — большой город на юге
Турции, сохранивший старое имя. Археологи не смогут вести тут раскопки, по причине того, что на старом бугре были выстроены мусульманские святыни, и основная мечеть стоит на том месте, где размешалась священная храмовая территория (рис. 85). Но многие руины в городе связаны с именем Авраама, а колодец к северо-западу от города именуют Колодцем Иакова.)
Иаков вышел из Вирсавии и к концу дня добрался до того места, где останавливался его дедушка Авраам, шедший в противоположном направлении, из Харрана в Вирсавию. Утомившийся Иаков лег дремать, положив себе под голову камень. оптимальнее поведать о том, что случилось, словами самой Библии (Бытие, глава 28):
Иаков же вышел из Вирсавии и отправился в Харран, и пришел на [одно] место, и [остался] в том месте ночевать, по причине того, что зашло солнце. И забрал [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
И заметил во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней.
И вот Господь, стоит на ней и говорит: Я Господь,
Всевышний Авраама, отца твоего, и Всевышний Исаака. Почву, на
которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
и будет потомство твое, как песок земной;
и распространишься к морю и к востоку, и к северу
и к полудню; и благословятся в тебе
и в семени твоем все племена земные;
и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде,
куда ты ни отправишься; и возвращу тебя в сию почву,
потому что Я не покину тебя, доколе не выполню того,
что Я сообщил тебе.
Иаков пробудился от сна собственного и сообщил: действительно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сообщил: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И поднялся Иаков рано утром, и забрал камень, что он положил себе изголовьем, и поставил его монументом, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль.
На протяжении данной встречи с божественным, в собственном ночном видении, Иаков замечал объект, что современный человек назвал бы НЛО. Отличие пребывает в том, что Иаков не принимал замеченное как «неопознанный летающий объект» — он был уверен, что его «экипаж» складывается из Ангелов Божьих, а руководит ими не кто другой, как сам Господь. Иаков не сомневался, что видел Врата Небесные — место, из которого Элогим смогут подниматься в небо. Оно ассоциируется с Вавилоном (Баб-Или, «Ворота Всевышних»), где случился инцидент со стартовым комплексом «высотою до небес».
Начальник представился Иакову как «Господь, — ДИН.ГИР — Всевышний Авраама, отца твоего, и Всевышний Исаака». Остальные названы не просто ангелами, а Ангелами Божьими, и Иаков, поняв, что случайно был в том месте, которое применяют божественные космонавты, назвал его Вефиль (Бет-Эл, либо «дом Эла»; Эл — сокращенное от Элогим).
Чтобы выяснить, каких же «ангелов» видел Иаков, нужен краткий экскурс в этимологию.
Библия именует подчиненных Господа не просто «ангелами», а «Ангелами Божьими», потому, что древнееврейское слово малашим свидетельствует не «ангел», а «посланник, вестник» и употребляется в Библии применительно к людям из крови и плоти, доставляющим царские, а не божественные послания. Царь Саул отправил малашим (в большинстве случаев переводится как «вестники»), дабы они стали причиной нему Давида (1-я Книга Царств, 16:19); Давид послал малашим (переводится как «послы») к обитателям Иависа Галаадского, дабы заявить о собственном помазании на царство (2-я Книга Царств, 2:5). Царь Ахаз послал малашим (послов) к «Феглаффелласару, царю Ассирийскому», дабы попросить помощи в борьбе с неприятелями (4-я Книга Царств, 16:7). Этимологически данный термин восходит к тому же корню, что и слово мелаха, которое переводится как «работа», «ремесло», «занятие». В Библии это слово употребляется рядом с «мудростью, разумением», каковые Господь положил в Велеила, дабы тот смог овладеть мелахой, нужной для Ковчега Завета и сооружения скинии в Синайской пустыне. Так, термин малах (единственное число от малашим) обозначает не просто посланника, а особого посланника, подготовленного для исполнения определенной задачи и владеющего полномочиями (наподобие современного посла). Как раз такими послами были Ангелы Божьи, о которых отправится обращение ниже.
История Иакова изобилует встречами и вещими снами с ангелами — это продолжение встреч с божественным, каковые пережили другие библейские патриархи, его дедушка отец и Авраам Исаак.
Встретив Рахиль у колодца на пастбище в окрестностях Харрана и выяснив, что она приходится дочерью его дяде Лавану, Иаков попросил у Лавана разрешения жениться на девушке. Дядя дал согласие, но с условием, что Иаков прослужит у него семь лет. Но по окончании этого срока Лаван вынудил молодого человека жениться на собственной старшей дочери Лии и прослужить еще семь лет, дабы в качестве второй жены привести к себе в дом Рахиль. По требованию Лавана Иаков вместе с женами, многочисленными стадами и детьми прожил в Харране двадцать лет. Но в один раз ночью Иакову приснились «козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с пятнами и крапинами». Недоумевающий Иаков взял разъяснение во второй части сна, в то время, когда показался Ангел Божий и сообщил: «Иаков! Я сообщил: вот я. Он сообщил: возведи очи твои и взгляни: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, потому что Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Всевышний [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на монумент… сейчас поднимись, выйди из почвы этот и возвратись в почву отчизны твоей».
Послушавшись вещего сна, Иаков собрал собственную семью и имущество и, воспользовавшись случаем, в то время, когда Лаван отправился стричь овец, быстро покинул Харран. В то время, когда об этом определил Лаван, он разозлился . Но «пришел Всевышний к Лавану Арамеянину ночью во сне и сообщил ему: берегись, не скажи Иакову ни хорошего, ни дистрофичного». Вняв предупреждению, Лаван в итоге смирился с уходом Иакова, и они установили камень, являвшийся границей, которую ни один из них не должен был пересекать в бешенстве. Мирное соглашение было скреплено клятвой Господу.
Такие пограничные камни традиционно ставились на территории всего Ближнего Востока. Их именовали «кудурру» из-за округлых вершин, и на них вырезались надписи, содержавшие условия соглашения и призывавшие в свидетели всевышних обеих сторон. Время от времени у округлой вершины камня помещались знаки небесных аналогов всевышних (рис. 86). Библия с необычной точностью обрисовывает это событие, приводя слова Лавана, провозгласившего, что «Бог и Бог Авраамов Нахоров да делает выводы между нами, Всевышний отца их». Не обращая внимания на то что в тексте (Бытие, 31:53) не именуется имя Иеговы, всевышнего Авраама, Библия проводит четкую границу между ним и всевышним его брата Нахора; по словам Лавана, и тот и второй были Элогим их отца Фарры.
Приведенные в Библии факты показывают на то, что любимый маршрут патриархов между Негевом (южная часть Ханаана на границе с Синайским полуостровом) с его главным городом Вирсавией (современный город Беершева) и Месопотамией пересекал реку Иордан. Это значит, что патриархи пользовались «Дорогой царей» к востоку от реки (а не «Морским методом», проходящим по берегу моря, — см. карту). В то время, когда Иаков, собрав семью, стада и имущество, направился на юг, он дошел до места, где приток Иордана Иавок открывает проход к Иордану через горы, и тут он снова встретился с малашим. На это раз это был не сон и не видение — он встретился с ангелами наяву!
120. Уроки Ангелов. ответ. Другие Всевышние /Лена Воронова