Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком?

Кое-какие исследователи считают, что свойство к языку есть врожденной и специфична для человека. Животные не смогут владеть языком. Не смотря на то, что, само собой разумеется, никто не отрицает, что у некоторых видов животных имеется системы общения, но считается, что эти совокупности как следует хороши от отечественной. Так ли это?

К примеру, у шимпанзе число жестов и звуков велико, а продуктивность их системы коммуникации низка если сравнивать с людской речью, которая разрешает объединять довольно маленькое количество звуков в тысячи слов, а эти слова после этого объединяются в несчетное количество предложений.

Второе различие пребывает в том, что человеческий язык структурирован на нескольких уровнях, а коммуникация у шимпанзе — нет. В частности, в людской языке существует четкое различие между уровнем слов и уровнем звуков (на котором элементы речи значения не несут). У шимпанзе нет никаких признаков для того чтобы двойственного разделения структуры языка, потому, что любой знак несет значение. Еще одно различие пребывает в том, что шимпанзе не меняют порядок собственных знаков для трансформации смысла сообщений, как это делает человек.

То, что общение у шимпанзе бедно по сравнению с нашим, не обосновывает, что у них нет свойств к построению более продуктивной совокупности коммуникации. Исходя из этого был предпринят несколько попыток научить мартышку человеческому методу общения. В одном известном изучении по обучению мартышек речи, проведенном в 1972 г. Б.Т. и Р. А.Гарднер, самку шимпанзе по имени Уоши обучали адаптированным символам из Американского языка знаков. Язык знаков употреблялся вследствие того что у шимпанзе нет голосового аппарата, талантливого генерировать человеческие звуки. Обучение началось, в то время, когда Уоши было около одного года, и длилось до пяти лет. В течение этого времени Гарднеры общались с Уоши лишь при помощи языка знаков. Сперва они учили ее символам при помощи способа формирования: ожидали, пока она сделает жест, сходный со знаком, и после этого подкрепляли ее. Позднее Уоши учила символы, легко замечая и подражая людям. К четырем годам она имела возможность генерировать 130 разных знаков, а осознавала еще больше. Она имела возможность кроме этого обобщать символ с одной ситуации на другую. К примеру, сперва она выучила символ, соответствующий просьбе «еще» в контексте жажды «еще пощекотать», а после этого обобщила его на указание «еще молока».

Изучались кроме этого другие шимпанзе, которые осваивали сравнимые словарные количества. В некоторых изучениях употреблялись способы мануальной коммуникации, отличающиеся от языка знаков. К примеру, шимпанзе по имени Сара обучили пользоваться пластиковыми значками в качестве слов и общаться, манипулируя этими значками. В другом исследовании Ф. Г. Петтерсон учил языку знаков гориллу по имени Коко. Обучение началось, в то время, когда обезьяне исполнился один год. К 10 годам словарь Коко включал более 400 знаков.

Обосновывают ли эти изучения, что обезьян возможно научить людской языку? Почти нет сомнений, что символы у мартышек эквивалентны отечественным словам и что понятия, стоящие за некоторыми из этих знаков, эквивалентны нашим. Но имеется важные сомнения в том, что эти изучения демонстрируют способность мартышек обучиться объединять символы таким же образом, как люди объединяют слова в предложения. Так, люди не только смогут объединить какие-либо слова, но и объединить эти же слова в другом порядке, создав предложение с другим смыслом. Совершённые исследования говорят о том, что кроме того несложные знаки мартышки не смогут объединить так, как это делают люди. По мере накопления данных стало очевидным, что в отличие от людских предложений выражения мартышек довольно часто имеют высокую повторяемость. Так, выражение «Ты мне банан мне банан ты» типично для мартышек, обладающих символами, но оно было бы очень необыкновенным для людской ребенка. В то время, когда выражения мартышки напоминают предложение, может оказаться, что мартышка легко подражает последовательности знаков, созданной ее преподавателем-человеком. Так, кое-какие из выражений Уоши, более всего похожие на предложения, оказались тогда, в то время, когда она отвечала на вопрос; к примеру, преподаватель делает символы «Уоши ест?», а в ответ Уоши делает символы: «Уоши ест время». Тут сочетание знаков, созданное Уоши, возможно частичным подражанием знаковой комбинации ее учителя. Со своей стороны, людские дети совсем не так обучаются сочетать слова. Так, можно считать, что животные не смогут овладеть языком человека. Но одно довольно недавнее изучение на первый взгляд ставит данный вывод под сомнение.

Исследователи трудились с новым типом испытуемого — карликовым шимпанзе, чье поведение, как они полагают, более сходно с человеческим, чем поведение более обширно изучавшихся простых шимпанзе. Испытуемый семи лет по имени Канци общался методом манипуляции знаками, обозначавшими слова. В отличие от прошлых изучений Канци обучался манипулировать этими знаками относительно естественным образом, к примеру слушая собственных опекунов, тогда как они произносили британские слова и в один момент говорили о символах. Что самое серьёзное, по окончании нескольких лет обучения языку Канци проявлял некоторую свойство к трансформации порядка слов с целью поменять суть сообщения. Например, в случае если Канци планировал укусить собственную единокровную сестру Мулику, он подавал сигнал «кусать Мулика»; но в случае если сестра кусала его, он сигнализировал «Мулика кусать». Так что Канци, по всей видимости, владел некоторым синтаксическим знанием, приблизительно соответствовавшим знанию в один раз ребенка. Это интригующие результаты, но относиться к ним нужно с осторожностью. Во-первых, Канци до сих пор один из немногих шимпанзе, проявлявших какие-либо синтаксические свойства; значит, остается вопрос, как неспециализированными являются эти результаты. Во-вторых, не смотря на то, что Канци, быть может, и имеет языковые свойства двухлетнего ребенка, ему потребовалось значительно больше времени, чем человеку, дабы достигнуть этого; помимо этого, мы еще не знаем, может ли Канци либо какой-либо второй шимпанзе продвинуться значительно дальше данной точки. Но, пожалуй, основную обстоятельство скептического отношения к тому, дабы у любой мартышки развились речевые свойства, сравнимые с людскими, назвал Н. Хомский: «Если бы какое-нибудь животное владело столь биологически совершенной свойством, как обращение, но по какой-либо причине не применяло ее до сих пор, это было бы эволюционным чудесным образом наподобие открытия острова, обитателей которого возможно было бы научить летать».

По: Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов /Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. — М.: Тривола. 1999.

11 Секретов, Дабы Запоминать Все Стремительнее Остальных

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector