Уроки социальной психологии.

В этой камере мне в руки попалась «социальная психология». Вот это именно то, что мне нужно! Я понимал, например, что влияние оказывается всегда и на всех, но некоторые из них я даже не замечал. Как-то раз я с другом оказался около магазина «Ашан» до его открытия и увидел, что там стоит толпа стариков. Зачем люди пришли в семь утра, построились ровными шеренгами, с телегами стоят перед магазином? Может там какие-нибудь скидки? Надо как-нибудь будет придти пораньше, посмотреть чего в это время в магазине дают. Мысль практически безотчетная, промелькнула и пропала. Но шеренги с телегами запомнились. И только в этой книжке, как пример социального влияния, читаю, что большие торговые центры проплачивают всяким бездельникам, которые с самого утра будут шароёбиться у них и создавать видимость того, что там есть люди и тем самым провоцировать остальных приходить и покупать. Если даже у меня в голове зародилась мысль, что надо бы придти сюда с утра пораньше посмотреть чего там продаётся. А у многих людей эта мысль оформиться во что-то более конкретное.

Так же мне запомнились опыты еврейского психолога Сте?нли Ми?лгрэма. Он как-то говорит: «А вот интересно почему немцы убивали евреев? Это такая нация жестокая или здесь какие-то другие причины? Почему все они старались евреев уничтожить? И как вообще можно заставить одного человека убить другого человека, если личной вражды нет?». И Ми?лгрэм в Стэнфордском университете провёл эксперимент. Человек приходил как доброволец, что бы «принять участие в эксперименте на память». Приходил он в известное и авторитетное заведение. С ним приходил ещё один человек, но второй-то был «подставным», ассистентом экспериментатора. Они тянули жребий, кто из них будет «учителем», а кто «учеником». Тот, кто настоящий подопытный всегда вытягивал роль «учителя» и его задача была сидеть за пультом и задавать вопросы через микрофон «испытуемому», который находится в другой комнате. Он должен задавать ему вопросы, ответы на которые тот прочёл незадолго до этого и, если он ошибался в ответе, то бить его током. Неправильный ответ — удар током, следующий не правильный ответ – удар током на пятнадцать вольт больше. Неправильным ответом так же считается отказ от дачи ответа, молчание, крик и всё что угодно. То есть сначала идёт удар пятнадцать вольт, потом тридцать вольт, потом сорок пять, потом шестьдесят. За отметкой 300 вольт стоит надпись «Опасно для жизни».

И Милгрэм спрашивает: «Как вы думаете, сколько людей в своем подчинении дошло до смертельного удара?». Можно подумать, что никто просто так не будет убивать человека. Вот ты жмёшь на кнопку и знаешь, что человека убьёт током, ведь там написано «Смертельное напряжение, Опасно для жизни», а экспериментатор говорит:

— Ты бей, бей, это мой эксперимент, я за всё отвечаю, ты должен это сделать!

Человек не привязан, никто его не бьёт, не угрожает, физически не заставляет, но люди продолжали жать на кнопку. Не один из них не встал и не ушёл. Почти девяносто процентов дошли до отметки «опасно для жизни», при этом испытуемый из соседней комнаты кричал:

— Пожалуйста, не надо! Я отказываюсь принимать участие! Освободите меня! Я не могу говорить! У меня плохо с сердцем! — Это вообще никак не влияло, потому что рядом в белом халатике с тетрадкой стоял экспериментатор и говорил, что всё в порядке. Очень мало кто может сопротивляться такому давлению.

Дальше ставились эксперименты на ту же самую тему. Если действие происходит не в Стэнфордском университете, а просто в каком-нибудь офисном здании, то до смертельного удара людей останавливается больше. Если экспериментатор стоит не в белом халате, а в обычной одежде, то останавливается ещё больше. Если «испытуемый» сидит не в соседней комнате, а хотя бы за стеклом, и его видно, то практически все отказываются продолжать задолго до опасного напряжения. То есть все эти факторы просчитываются до мельчайших деталей.

Над людьми эксперименты проводятся очень давно и люди в своей массе просчитаны до сотой долей процента. Если нельзя точно сказать, как поведёт себя конкретный человек, то спрогнозировать, как поведёт себя масса, можно наверняка и очень чётко.

Ещё я узнал про «дилемму заключённых». Она встает перед любым, кто попадает в тюрьму и идёт по делу не один. Например, попало два человека по статье «средней тяжести» и каждому из них прокурор предлагает:

— Расскажи про какие-нибудь его серьёзные преступления своего подельника и тогда я тебя отпущу.

А подельник получит десятку. Предложение, естественно, поступает обоим. Если оба ничего не рассказывают, то получают по году. Но в тоже время если и один и другой расскажут, то они оба получат по пять лет.

Социальная психология. Урок 1. Установления взаимодействия человека и организационного окружения

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector