Типология ученических работ и компоненты системы развития речи

Типология (классификация) ученических работ на уровне текста или (традиционно) сочинений основывается на следующих критериях:

1.Источники материала: непосредственные (жизненный опыт, наблюдения, исследования и пр.) и опосредованные (книги и вообще печатное слово, картины, театр, учебный процесс и т.п.).

2.Степень самостоятельности учащихся: выбор темы (выбирает тему учитель или ученик индивидуально; организация накопления материала — коллективная или индивидуальная; то же в отношении плана, языковой подготовки, составления текста, его редактирования — все это делается в коллективном труде или индивидуально).

3.Организация подготовки и выполнения: классная работа или домашняя, подготовка, рассредоточенная на какую длительность по времени; будет ли записываться или учитель ограничится лишь устным исполнением и пр.

4.Тип речи (текста): описание, повествование, смешанный тип, с преобладанием одного из трех.

5.Тематика: природа, растения, животные; наша Родина, ее города, села, горы, моря и пр.; школа, семья, товарищи; литература и искусства; труд, профессии, производство; нравственность — добро, поступки детей, взрослых; наука, знания, открытия, космос; история; народы мира; деловой мир.

ф. Стили: устно-разговорный или письменно-книжный, «деловой», научный, художественный, образный.

7. Жанр: рассказ, басня, очерк, путевые заметки, пейзаж, статья, письмо, пьеса, сценарий (экранизация), отзыв, деловые бумаги и др.

Планируя развитие речи учащихся на длительное время (как правило, на год, неплохо было бы и на 2-4 года), учитель использует все разнообразие упражнений и создает систему своей работы, обладающую пятью признаками:

в плане на длительный срок проставляются все (по возможности) виды работ учащихся в соответствии с данной классификацией, разнообразная тематика, разные стили и жанры;

соблюдается постепенное нарастание трудности работ — и в целом, и по отдельным типам;

создается непрерывность речевых упражнений: 2-3 раза в месяц — крупные письменные изложения и сочинения с разбором и редактированием текста и так называемые сочинения малых форм (микросочинения), пересказы, развернутые ответы и пр. — почти ежеурочно:

в каждой новой работе предусматривается какая-то новая доза знаний и умений: умение строить вступление или заключение; делить текст на абзацы; устранять неоправданные повторы; усложнять синтаксические структуры; использовать художественные средства и т.п.;

система речевых упражнений связывается с внеклассной работой, газетой, школьным театром, библиотекой, экскурсиями, кружками, олимпиадами, конкурсами; в какой-то мере эта система становится межпредметной, поскольку доклады, сочинения, дневники, ораторские выступления имеют место не только на уроках русского языка (чтения, риторики), но и на уроках природоведения, изобразительного искусства, музыки, истории.

На типологию и систему накладываются еще умения, описанные в главе 4 «Методы развития речи учащихся» (с. 371):

умения, связанные с темой;

умение подчинить свое сочинение определенной идее;

умение собирать и систематизировать материал;

умение располагать материал, составлять план сочинения, строить его композицию;

умение проводить языковую подготовку;

умение строить текст и передавать его устно и письменно;

умение редактировать, анализировать свой текст и подходить к нему оценочно.

Последние два — самые ответственные, ибо в них реализуется вся подготовительная работа. Это — подведение итога подготовительных ступеней, синтез всех умений;

умение уместно начать и удачно завершить, придерживаться плана, не пропустить чего-либо важного, использовать подготовленное и в содержании, и в лексике;

«технические» умения: рассчитать время, чтобы успеть все сделать и в то же время не скомкать задуманное;

в устной речи владеть темпом, громкостью, интонационной выразительностью, па письме — соблюдать поля, симметрию заглавия, строку, требования каллиграфии. И очень важно по ходу письма находить и проверять орфограммы.

Редактирование своего текста — дело сравнительно новое в начальных классах, далеко не все учителя овладели методикой редактирования. Она складывается из: дополнений и поправок в содержании, в порядке выражения мыслей; вычеркивания лишнего и повторов; замены неудачно употребленных, неточных слов, сочетаний, средств изобразительности языка; исправления неудачно построенных фраз, предложений; устранения различного рода речевых ошибок (см. главу 9 «Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправление»).

В устной речи редактирование невозможно, поэтому здесь особенно важны навыки импровизации, нужны тренировка, речевой опыт.

Известна статистика: при удовлетворительном обучении редактированию учащиеся III-IV классов делают в среднем по 3-4 исправления к лучшему (к сожалению, иногда фиксируются исправления к худшему — ведь опыт школьников еще очень слаб).

В последние годы в школе применяется методика само- и взаимоанализа и оценки (рецензирования) устных выступлений и письменных сочинений, изложений учащихся под руководством учителя; используются критерии:

по содержанию: тема, интересен ли материал, важнейшие факты, полнота раскрытия темы, поступки действующих лиц и пр.;

по композиции: план, последовательность изложения, сюжет, развитие действия, доказательность и пр.;

по языку (выражение мысли): размеры текста, деление на абзацы, правильно ли построены предложения, связаны ли они между собой, и если связаны, то какими способами; удачно ли подобраны слова, есть ли изобразительные средства, ошибки правописания; качество письма — каллиграфия;

по устному исполнению: как держался, осанка, свободна ли речь, голос, выразительность, интонации, много ли было поправок, пауз и пр;

при письменном выполнении — состояние тетради.

Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector