В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе созданного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков:
Блок 1 — диагностико-консультативный;
Блок 2 — ориентировочный;
Блок 3 — основной коррекционный;
Блок 4 — закрепляющий.
Каждый блок включает в себя конкретные задачи.
Основные задачи первого блока психокоррекционных занятий.
Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство проходило в форме консультации в кабинете. Ребенку предлагались разнообразные игры, которые он выбирал самостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями. Психолог изучал медицинские документы, анализировал продукты творчества ребенка (рисунки, тетради, поделки). С детьми третьей и четвертой группы возможно проведение психологического тестирования. Использовались преимущественно функциональные пробы для оценки особенностей работоспособности и динамики психических процессов, а также прожективные методы (методика Розенцвейга, детский вариант методики КАТ, методика
Рене-Жиля, графические тесты). Следует подчеркнуть, что психологическое тестирование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим критерием должны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий. Среди основных параметров наблюдения мы выделили:
1. Эмоционально-поведенческие особенности, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, оценку ребенком своего поведения и успехов.
2. Особенности работоспособности: динамика продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания.
3. Особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленного поведения.
Нами были разработаны дифференцированные оценки наблюдений от 0 до 3 баллов (см. таблицу 7).
Таблица 7. Схема наблюдений за детьми. Характеристика параметра
Параметры | Оценки | |||
наблюдений | ||||
Эмоциональ- | ||||
но-поведенче- | ||||
ские проблемы | ||||
1. Контакт | Контакт пол- | Контакт воз- | Контакт изби- | Контакт воз- |
ностью отсут- | можен при | рательный | можен, но ин- | |
ствует. | глубокой за- | и неустойчи- | тенсивность ‘ | |
интересован- | вый (напри- | и длитель- | ||
ности ребен- | мер, вступает | ность его за- | ||
ка (например, | в контакт | висит от наст- | ||
чтобы дали | только в при- | роения | ||
ребенку иг- | сутствии мате- | и состояния | ||
рушку, берет | ри. Уходит от | ребенка. | ||
психолога за | контакта, ког- | |||
РУКУ)- | да психолог о | |||
чем-то просит | ||||
ребенка) когда | ||||
от ребенка). |
Параметры | Оценки | |||
наблюдений | ||||
2. Активность | Отсутствует | Избира- | Проявляет | Проявляет ин- |
интерес к за- | тельная ак- | интерес к бе- | терес к заня- | |
нятию. | тивность. | седе родите- | тию, но трево- | |
Стереотипии, | Например, | лей с психо- | жен, | |
погружен- | увидев «лю- | логом. | напряжен, чув- | |
ность в свои | бимые игруш- | Проявляет | ствителен к то- | |
проблемы. | ки», проявля- | интерес к иг- | ну, вопросу. | |
ет активность, | рушкам, ма- | |||
стереотипно | нипулирует | |||
с ними мани- | с ними, но бы- | |||
пулируя^. | стро пресы- | |||
щается, пере- | ||||
ключается на | ||||
другие зада- | ||||
ния. | ||||
3. Эмоцио- | Недиффе- | Избиратель- | Напря- | Осторож- |
нальный то- | ренцирован- | ное отноше- | женность | ность, повы- |
нус и эмоцио- | ное отношение | ние к ситуа- | в процессе об- | шенная тор- |
нальные | к различным | ции, | щения и дея- | мозимость |
проявления | ситуациям. | но с выражен- | тельности, | или, наоборот, |
Неадекватные | ным проявле- | страхи, воз- | повышенная | |
эмоции: стой- | нием негати- | можны бур- | расторможен- | |
кий негати- | визма, | ные аффек- | ность, возбу- | |
визм, эффек- | наличия, эф- | тивные | димость. | |
тивность, | фективности | проявления | При неудачах | |
лабильность | при измене- | при неудов- | может прояв- | |
и пр. Возмож- | нии ситуации. | летворении | лять обидчи- | |
ны аутоагрес- | потребности. | вость, эффек- | ||
сивные реак- | тивность. | |||
ции. | ||||
4. Оценка сво- | Преимущест- | Частое про- | На замечание | Чувствителен |
его поведения | венно поле- | явление эф- | реагирует, | к оценкам и |
вое поведение | фективности | но проявляет | мнениям окру- | |
без признаков | (немотиви- | напряжен- | жающих. На- | |
критичности | рованные | ность, страх, | прягается при | |
крики, двига- | двигательное | замечаниях. | ||
тельное бес- | беспокойство. | На поощрение | ||
покойство). | реагирует без | |||
На замечание | выраженных | |||
не реагирует. | эмоциональ- | |||
ных проявле- | ||||
ний. |
Параметры | Оценки | |||
наблюдений | ||||
Особенности | ||||
работоспо- | ||||
собности | ||||
Динамика | Отсутствует. | Неупорядо- | Замедленный | Вначале заня- |
продуктивно- | Ребенок мо- | ченная, хао- | или ускорен- | тий темп мо- |
сти ребенка | жет быть со- | тичная дея- | ный темп при | жет быть за- |
в процессе за- | средоточен на | тельность | выполнении | медленный, |
нятия | каком-то аф- | в процессе за- | отдельных за- | но постепенно |
фективно зна- | нятий. Не- | даний. | увеличивает- | |
чимом дейст- | длительное | ся. | ||
вии | сосредоточе- | Или, наобо- | ||
(например, | ние на инст- | рот, ускорен- | ||
раскачивание, | рукции. | ный темп в | ||
прыжки, по- | начале заня- | |||
стукивания) | тий, а к концу | |||
Или наоборот, | занятий темп | |||
проявляет им- | нормализу- | |||
пульсив- | ется. | |||
ность, несдер- | ||||
жанность, | ||||
хватает неце- | ||||
ленаправлен- | ||||
но предметы. | ||||
Переклю- | Слабая. | Наблюдается | Наблюдается | Выраженных |
чаемость и | Склонность | склонность к | застревание на | признаков |
устойчивость | к застреванию | застреванию на | предыдущих | инерции не |
внимания | при выполне- | предыдущих | действиях. | прослежива- |
нии аффек- | действиях, но | ется. | ||
тивно-значи- | способен к пе- | |||
мых заданий. | реключению | |||
внимания при | ||||
значимом за- | ||||
дании. | ||||
Познаватель- | ||||
ная | ||||
деятельность | ||||
Ориентиро- | Выраженная | Ослабленная | Проявляет | Активные це- |
вочная дея- | псевдоактив- | направлен- | интерес к объ- | ленаправлен- |
тельность | ность при пол- | ность на объ- | ектам, предва- | ные манипу- |
ном отсутст- | екты, прими- | рительно раз- | ляции | |
вии рацио- | тивные, | глядывает их, | с предметами. |
Параметры наблюдений | Оценки |
Кучинов Александр Иванович. Комплект аудиовизуальных психокоррекционных программ