Тест – это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека.
Работа над составлением тестов начинается со структурирования учебного курса, выделения в нем таких содержательных блоков, которые более или менее подходят для проверки знаний. Затем разрабатываются вопросы по каждой структурной единице и на этой основе составляется план теста.
4 вида тестовых вопросов:
1. Закрытые вопросы: испытуемому предлагают выбрать ответ из нескольких вариантов. Один из них – полный и правильный, другие – либо неполные, либо представляют типичные ошибки.
2. Открытые вопросы: в предложенном утверждении имеется пропуск для заполнения его испытуемым.
3. Вопросы на соответствие: начало и окончание фраз располагаются в двух столбцах (например, слева помещаются понятия, справа – их определения).
4. Вопросы на установление правильной последовательности: предполагают восстановление хронологической последовательности событий, алгоритмической последовательности действий и т. п.
Итогом тестирования группы учащихся является матрица результатов. За каждое правильно выполненное задание ставится единица, а за невыполненное – ноль. Таким образом, уровень знаний учащегося выражается в определенной сумме баллов.
Типы тестов в психолого-педагогической диагностике:
1. Личностные тесты – это методы психодиагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.
2. Проективные тесты – это совокупность методик целостного изучения личности, которое основано на психологической интерпретации результатов проекции. Составители проективных тестов полагают, что человек всегда преобразует ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия обусловливается следами прошлых впечатлений. К проективным тестам можно отнести, например, тест чернильных пятен Роршаха.
3. Тесты интеллекта – методики психодиагностики, ориентированные на выявление умственного потенциала индивида.
4. Тесты креативности – это методики для изучения и оценки творческих способностей личности.
5. Критериально-ориентированные тесты направлены на выявление уровня владения знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний.
Требования к тесту:
1. Стандартизация;
2. Репрезентативность – адекватность заданий выборке испытуемых;
3. Надёжность – согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании;
4. Валидность – соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям;
5. Объективность – заданное процентное соотношение степени трудности – лёгкости для большинства испытуемых.
Основными этапами любого тестирования являются:
1. Целеполагание т.е. постановка конкретных целей перед тестированием и понятных учащимся.
2. Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
3. Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
— надежность, точность, лаконичность;
— недопустимость применения двусмысленных вопросов;
— использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
4. Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и тренинге.
5. Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной деятельности учащихся.
6. После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с помощью ключа
7. Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
8. Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с результатами тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных работ и имеют право на апелляцию.
Психологические тесты