Проиллюстрировать фрагмент проблемной лекции с элементами эвристической беседы.

Проблемная лекция (ПЛ) начинается там, где преподаватель, учитывая объективно выявленные в науке противоречия (тенденции, подходы, позиции), обращается к опыту аудитории для того, чтобы выявить, актуализировать, соотнести подходы, позиции, существующие у студентов, с имеющимися в науке тенденциями в анализе проблемы. Эвристическая беседа (ЭБ) является той разновидностью ПЛ, которая позволяет наиболее полно продемонстрировать различные аспекты управления процессом формирования у студентов всех cструктурных компонентов анализа и решения проблемы. ЭБ – система логически взаимосвязанных вопросов учителя и большей части ответов учащихся, конечной целью которой является решение целой проблемы или ее части.

Тема лекции: «Развитие ранних форм памяти у дошкольников».

План лекции: 1. Формирование представления о ранних формах памяти в детской психологии начала 20-го века.

2. Проблема раннего онтогенеза памяти.

3. Специфика методов исследования ранних форм памяти, основные принципы их исследования, конкретная методика исследования.

4. Условия формирования, феномены ранних форм памяти и стадии развития.

5. Структура непроизвольных форм ранних форм памяти.

6. Функции ранних форм памяти.

7. Задачи для самостоятельного изучения

Проблем онтогенеза памяти и ее ранних форм прямо связана с теми вопросами, которые будут нас непосредственно интересовать с точки зрения возможности управления ситуацией, обеспечивающей развитие памяти ребенка. Мы должны разобраться в онтогенезе настолько, чтобы расширить представление о путях управления различными генетическими формами памяти в условиях современного обучения….Начнем с того, что вообще интерес к онтогенезу возник на базе общебиологического эволюционного подхода к развитию. Однако первые исследования онтогенеза памяти не пошли в направлении того, что определяет особенности, свойственные разным этапам развития памяти ребенка. В. Штерн дает представление об особенностях и периодах возникновения памяти у ребенка в ходе индивидуального развития, но совсем не затрагивает вопроса о природе и механизмах их появления, об изменчивости тех форм, тех этапов, которые им выявлены… К более позднему времени относятся описания развития памяти ребенка, предложенные П.Жане…Подытожим анализ аспектов изучения проблемы раннего онтогенеза памяти. Какие аспекты можно выделить в виде самостоятельных проблем?

1.Прежде всего это особая проблема структурной и функциональной специфики ранних образований.

2.Вторая проблема, составляющая ядро понимания природы и механизмов ранних форм памяти, — проблема движущих сил их развития. Здесь необходимо построить такие основания исследования, которые позволяют различать условия и причины, движущие силы развития ранних форм памяти…

3.Третья проблема – это проблема методов изучения ранних неосознаваемых, предсознательных образований, которые вплетены в жизнедеятельность субъекта, неотделимы от нее и для которых, по-видимому, нужно рассматривать целостность всего поведения, а не абстрактные ситуации запоминания и воспроизведения. Мы с вами будем пытаться ответить на этот вопрос, исходя из концепции опосредованности развития психики системой деятельности и взаимодействий субъекта. Четвертая проблема – это проблема взаимосвязи разных уровней и слоев функционирования памяти…Еще П. Жане призывал к тому, чтобы изучать память ребенка особыми методами. Какими же? Он подчеркивал, во-первых, необходимость анализа всей внешней ситуации, в которой осуществляется поведение ребенка…С помощью отсроченных действий вводились задержки и стимулы, создавались пробелы в актуальном плане поведения, которые ребенок восполнял тем успешнее, чем более полным становился образ его собственного действия.

Вопрос из аудитории: Можно ли сказать, что под образом собственного действия вы понимаете особую категорию образа? Правильно ли будет понимать этот образ как идеальный план самого выполняемого действия и внешних условий его осуществления?

Лектор: Совершенно верно, и именно такого рода образ, или предидеальный план, или внутренняя схема, — называйте это как угодно – составляет сущность ранних форм памяти, досознательный невербализуемый, архаический слой человеческой памяти…

Резюмируем кратко основные методические задачи сценария приведенной лекции в следующих пунктах:

1.Экспозиция проблемы. Теоретический смысл анализа изучаемой проблемы в системе целей и задач курса лекций.

2.Введение в проблему. Выявление и фиксация состава противоречий, возможных подходов к их разрешению. Сопоставление разных подходов к решению проблемы. Выделение меры решения проблемы и дифференциации ее аспектов. Резюме анализа продуктивности научного решения проблемы и выделение центрального пункта современного научного подхода к решению проблемы.

3.Введение внешнего диалога как условие актуализации позиций слушателей в отношении к рассматриваемой проблеме. Типологизация выявленных подходов и оценка меры адекватности предложенных решений.

4.Перестройка функций внешнего диалога. Переход к решению рефлексивных задач: анализ оснований и предпосылок собственного понимания проблемы у слушателей. Введение ситуаций, провоцирующих интеллектуальный конфликт между исходными позициями слушателей и предлагаемыми лектором позициями в решении проблемы.

5.Резюме продуктивности решения проблемы в контексте предлагаемого подхода, выявление нерешенных аспектов проблемы

Типы эвристических занятий

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector