Проблемный дискурс печатных сми

Наличие трэш-дискурса на телевидении и таблодиного дискурса в печати с особой остротой ставит проблему общественного и личного пространства потребителя информации в текстах СМИ. Доминирование первого закономерно, однако к тенденциям современного развития (или трансформации?) следует отнести их смешение или пограничное взаимопроникновение друг в друга, когда частная жизнь отдельных лиц попадает в выпуски федеральных новостей под видом светской хроники или уголовная хроника перерастает в медиаявление общественной значимости. Тем не менее, среди тем, которые отражаются в СМИ, основными и определяющими воздействие являются те, что находятся в поле общественной проблематики.

Современная региональная газета формирует ее, прибегая к созданию проблемных материалов, которые в своей совокупности и формируют проблемный печатный дискурс.

Понятие проблемного дискурса нами определяется через коммуникативные задачи, которые ставит перед собой автор. В центре должна находиться общественная проблема, а содержанием публикации будет являться ее исследование. Результат такого исследования зависит от коммуникативных целей: это может быть выход из ситуации, обвинение одной из сторон, ожидание (если событийный потенциал проблемы не исчерпан), оценка, прогноз и т.д.

Первопричиной любой проблемы является конфликт. Это либо конфликт института с личностью, либо института с институтом, либо личности с личностью. Поэтому проблемный дискурс в печати имеет немало общего с конфликтным дискурсом:

«В качестве конфликтного дискурса выступает такое амбивалентное речевое воздействие в виде целостного конструктивного образования, иллокутивная доминанта которого представляет собой столкновение коммуникативных целей, а консеквент характеризуется изменением знаний и эмоциональных состояний оппонентов благодаря их вербальному воздействию друг на друга».

(Белоус Н.А. Конфликтный дискурс в коммуникативном

пространстве: семантические и прагматические аспекты:

автореферат дис.… доктора филол.н., с. 6)

На первый взгляд, все перечисленные условия встречаются в проблемных материалах региональной прессы. Тем не менее, ситуация имеет существенные ограничения. Массовая коммуникация представляет собой опосредованный процесс взаимодействия коммуникантов, за которым следит аудитория. Конфликтная коммуникация, которая предполагает столкновение противоположных сторон, в итоге перерастает в единого агента, создающего текст для реципиента. Конфликт фактически сам является посланием автора своему читателю. Однако это вовсе не нивелирует полностью конфликтный дискурс. Аудитория выбирает сторону, которой она отдает предпочтение, и тем самым включается в коммуникацию. В этом случае большую роль играет автор, от позиции которого зависит, на чьей стороне будут симпатии аудитории. Его работа заключается в изучении проблемы, после чего он должен вынести свой приговор, который, кстати говоря, может быть выражен самым разным способом: от иронии до открытого обвинения.

Таким образом, конфликт может быть предметом исследования автора, но сам дискурс формируется в совершенно ином пространстве – пространстве газеты и определяется иными закономерностями и функционирует по иным законам. Решающее значение здесь начинают играть методы и приемы авторского исследования. Когда в основе лежит анализ, мы имеем дело с аналитическим произведением. Чаще всего, такие материалы и расцениваются как аналитические, но поскольку они зависят от конкретных коммуникативных условий, мы не можем утверждать, что любой проблемный материал является аналитическим. Так, нередко предпринимаются попытки исследовать проблему с заданной коммуникативной целью достижения определенного результата. Подобные проблемные материалы могут обладать элементами манипулирования общественным сознанием, что, конечно, не является чертами аналитического дискурса. Кроме того, переход личной проблемы в общественную через механизмы персонификации также не всегда является аналитическим: он в большей степени публицистичен.

С другой стороны, проблема как информационный повод обладает воздействием и эмоциями, которые нередко и формирует авторское отношение. Иначе говоря, конфликт – основа и повод для анализа практически любой проблемы. Как воздействует проблема (конфликт) на автора, так он и исследует ее. Точней не проблема, а ее контекст, основанный на ценностях данного общества, предыдущих событиях каким-либо образом с ней связанных и т.д. Эти установки порой идут вразрез с анализом ситуации, формируя необъективный итог материала.

Таким образом, исследование проблемного дискурса разных общественно-политических газет мы будем проводить, опираясь на коммуникативные тактики, реализуемые в текстах. Они и являются способом выражения авторской позиции и проявления дискурса. В результате многократного повторения общих условий и типичных участников таких конфликтов можно выявить типичные проблемные ситуации. Безусловно, важнейшим фактором реализации проблемной ситуации является завершенность коммуникативной ситуации. Однако в СМИ проблемный текст нередко предполагает развитие событий в будущем. Такое комплексное изучение многотекстового коммуникативного феномена, связанного с одним информационным поводом, будет нами рассмотрено в следующем параграфе.

Кроме того, нетрудно видеть, что проблемный дискурс на медиаполе Бурятии находится под воздействием таблоидного и новостного дискурса. Поскольку отбор тем для информирования населения в коммерческом издании, как мы уже видели в предыдущем параграфе, находится под воздействием этих двух медиафеноменов.

Часто проблемный дискурс действует в жанровом поле практико-аналитической статьи, но, строго говоря, не совпадает с ней. Общетеоретическая статья, конечно, здесь не может играть слишком большой роли. Рассказ о проблемах глобального характера мало способствуют успеху региональной газеты. Восприятие массовой информации зависит, как мы уже отмечали, от общего воздействия масс-медиа, согласно которому аудитория делит информацию на «близкие» и «новости развлечения» (Б.Б. Сибиданов, Э.Л. Борхонов, А.К. Тармаханов. Воздействие электронных СМИ в Бурятии: анализ контента). Глобальность проблемы в глазах региональной аудитории переведет ее из разряда значимых в разряд развлекательных. И хотя такой эффект также является достаточно привлекательным, соперничать с федеральными изданиями, телевидением и Интернетом региональная газета в данном компоненте не в состоянии. Да и ее назначение – в постановке и решении местных проблем, а не в теоретизировании.

Итак, рассмотрим проблемный дискурс в наиболее влиятельных газетах региона за 2011 год. В центре нашего внимания – следующие издания: «Номер один», «Новая Бурятия», «Информ полис» и «“МК” в Бурятии». Каждое из этих изданий обладает неповторимыми методом и стилистикой, своим собственным «способом трансформирования конкретных событий в итоговое газетное сообщение» (Хилханова, 1999, с. 8). Однако, конечно, дискурс отдельной газеты не изолированное явление, это результат определенных заимствований в совокупности с выработкой собственных методов и авторской стилистики. Наш выбор печати для анализа во многом обусловлен ролью этих изданий в общественно-политической жизни Бурятии. В некотором смысле это «газеты влияния», газеты, которые устанавливают моду и определяют направления развития печати в регионе.

Коллекторский кошмар от любимого мужа. От 24.05.16


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: