Принципы, формы и организация социального обслуживания пожилых и старых людей

ТЕМА 8.

Общеизвестно, что каждому периоду времени, каждому государству на протяжении всего периода существования человеческой цивилизации и на разных этапах ее развития соответствует собственное понимание старости и старого человека, его места в обществе и его значение для этого общества, а также создание собственной формы ухода за людьми, достигшими преклонного возраста.

И действительно, обращаясь к истории Российского государства в различные периоды его развития, можно выделить основные традиции и положения, которые определяли национальную помощь и поддержку «сирым и убогим», в том числе и старым немощным людям. Уже в период язычества у славянских племен, проживавших на территории теперешней Российской Федерации, была заложена традиция помощи слабым и беззащитным соплеменникам.

Дальнейшее развитие человеческой цивилизации характеризовалось довольно скорым пониманием и осознанием большой полезности стариков как членов общины. Именно восприятие старых людей, особенно сохранивших физическую крепость и ясность ума, в качестве мудрых, опытных, знающих прошлые события, могущих передать умения и накопленный опыт молодым потомкам, способствовало возникновению «института старцев». В это время человек осознавал себя уже как личность, как историческую данность в пространстве, у него появилось понимание неразрывности связей с прошлым и будущим только при наличии в обществе старых людей.

Заслуживает внимания в этом отношении суждение, высказанное польским демографом Э. Россетом еще в 1961 г., о том, что «на ранних стадиях развития цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, толкователи мистерии, воспитатели детей, посредники между живыми и мертвыми, мастера церемоний, как живые свидетели прошлого, которое со всех точек зрения было выше дня сегодняшнего. Вероятно, тогда же утвердилось почитание старцев, стремление продлить им жизнь за счет оказания им всяческой помощи и поддержки».

Постепенно в соответствии с совершенствованием человеческого общества и человеческого разума заботы о старом человеке принимали на себя все члены общины, если по какой-либо причине семья не могла осуществлять уход за старым родственником. До сих пор глубокого уважения заслуживает призрение древней общиной немощных старых людей, несмотря на то, что формы этого призрения еще были несовершенны. Довольно часто старого человека определяли на постой по очереди к соседям, где тот получал ночлег и пропитание, и так до конца его жизни менялись «кормильцы». Интересно, что такой вид помощи, ставший общественной повинностью, в России просуществовал вплоть до XIX в. По мнению теоретиков социального обслуживания, Россия имеет собственную многовековую практику поддержки социально незащищенных слоев населения — убогих, нищих, престарелых, детей, вдов.

С момента принятия православия на Руси Церковь возложила на себя помощь и призрение немощных и одиноких стариков, предложив обществу новую концепцию отношения к старым людям, основанную на христианских канонах милосердия и любви к ближнему.

В царствование Ивана Грозного была сделана первая попытка возложить на государство оказание социальной помощи беззащитным членам общества, основную часть которых составляли обездоленные старики, был издан приказ «выявить во всех городах престарелых и прокаженных, построить для них богадельни, мужские и женские, содержать их там, обеспечивая питанием и одеждой за счет казны». Эта новая концепция государственного отношения к пожилым и старым людям, вне всякого сомнения, уже содержала в себе элементы стратегии, которая выражалась не столько в призрении выработавшихся и состарившихся членов общества, сколько в стремлении убедить активное и трудоспособное население, что в будущем государство и о них позаботится.

С реформаторской деятельностью Петра I связано возникновение концепции государственно-административного призрения «престарелых и здравия лишенных, кормиться не могущих». Призрение бедных, «престарелых и дряхлых граждан» возлагалось непосредственно на магистраты (муниципальные органы в современном понимании). Екатерина II еще более четко определила концепцию государственного призрения, обязав правительство оказывать «вспомоществование» старым, больным, сиротам в их нуждах.

В XIX в. сформировалось общественное и частное призрение, все большее значение стали приобретать частная и общественная благотворительность. В 30-е гг. XIX в. повсюду открывались «дома трудолюбия», где проживали нищие и старики; в 60-е гг. этого же века были созданы церковно-приходские попечительства, которые занимались строительством старческих приютов, куда принимались одинокие и немощные старые люди. В свою очередь, общество осознало необходимость обязывать родственников опекать своих престарелых родителей, и это уже был новый взгляд на отношение к старым людям. Государство признало, что не в состоянии оказывать социальную поддержку всем немощным старикам, поэтому оно взяло на себя роль принуждения потомков возвращать свой долг престарелым родителям.

Эпоха СССР создала совершенно новую концепцию социальной поддержки, основой которой являлось государственное социальное обеспечение пожилых и старых людей, включающее в себя пенсионное обеспечение по достижении определенного возрастного ценза и социальное обслуживание старых людей, неспособных к самообслуживанию и преимущественно одиноких, в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов).

Конституцией Российской Федерации (1993) не предусмотрено право граждан на социальное обслуживание, однако в соответствии с общетеоретическим положением социальное обслуживание является составным элементом социального обеспечения, право на которое закреплено в 39-й статье.

По своему содержанию право на социальное обеспечение складывается из:

— права на получение пенсии;

— права на социальные услуги, которые должны удовлетворять особые потребности граждан, обусловленные ограничением жизнедеятельности в силу причин, признаваемых государством социально значимыми, в том числе и по возрасту.

В статье 7 Конституции определяется развитие системы социальных служб как одной из гарантий, необходимых для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, законодательство и государственная политика ориентируются на внедрение негосударственных форм социального обеспечения. Такой подход свидетельствует о стремлении государства развивать многоуровневую систему социального обслуживания: государственную (федеральную и региональную), муниципальную и частную.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — это предоставление конкретных социальных услуг людям, не могущим позаботиться о себе и зависящим от других, для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития.

В современной Российской Федерации социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг:

— уход;

— организация питания;

— содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи;

— помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга;

— содействие в организации ритуальных услуг и других, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам в домашних условиях или в учреждениях социального обслуживания.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА — предприятие или учреждение, независимо от формы собственности, предоставляющее социальные услуги.

КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА — это услуга, которая предоставляется бесплатно или за ее неполную рыночную цену, то есть полностью или частично за счет средств общества. Услуга, которая продается как товар (материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств: сиротством, отсутствием работы, определенного места жительства, одиночеством и т. д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Основанием для бесплатного социального обслуживания граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, служит низкий среднедушевой доход, ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда (МОТ):

  • достоинство личности— право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;
  • свобода выбора— каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временном или постоянном;
  • координация помощи— помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельный, координированный и последовательный характер;
  • индивидуальный характер помощи —помощь оказывается самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;
  • ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом— при приоритетном характере состояния здоровья, уровень финансовой помощи не
    может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Функции системы социального обслуживания:

— сущностно-деятельные (профилактическая, социально-деятельно-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);

— нравственно-гуманистическая (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Реализация этих функций связана с оптимальным уровнем функционирования-всех подсистем и элементов социального обслуживания.

В широком понимании социальное обслуживание включает в себя социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку.

По данным Министерства труда и социального развития (2001), за последние 10 лет социальное обслуживание пожилых и инвалидов сложилось в целостную систему, в которую входят различные учреждения, службы, осуществляющие социальную помощь на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Социальное обслуживание включает в себя:

  • виды и типы методов;
  • организационные формы;
  • процедуры;
  • технологии;
  • субъекты и объекты социального обслуживания;
  • результат предоставления социальных услуг.

Критерии социального обслуживания:

  • степень сложности и продолжительности социальных услуг;
  • уровень их адекватности социальным потребностям и нуждам разных категорий населения.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются:

  • предоставление государственных гарантий;
  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • преемственность всех видов социального обслуживания;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;
  • приоритет мер по социальной адаптации;
  • ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц при обеспечении прав граждан пожилого возраста.

Социальное обслуживание имеет следующие характеристики:

  • адресность — оказание социальных услуг по принципу нуждаемости конкретного пожилого человека;
  • доступность — услуги должны быть максимально приближены территориально к человеку, нуждающемуся в них;
  • добровольность — услуги не могут оказываться вопреки воле гражданина, за исключением случаев, когда речь идет об угрозе жизни и безопасности пожилых и инвалидов;
  • гуманность — человек в трудной ситуации нуждается в заботливом и внимательном отношении к себе;
  • приоритет предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • конфиденциальность — неразглашение тайны клиента, бережное отношение к его чувствам;
  • профилактическая направленность — помощь должна оказываться не только, когда человек уже попал в трудное положение, но и должна предупредить его.
  • соблюдение прав человека и гражданина, преемственность всех видов социального обслуживания;
  • условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
  • соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможности ее реализации в обществе.

Все учреждения социального обслуживания населения являются учреждениями открытого типа. Помещение в эти учреждения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется с их добровольного согласия, на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов может быть:

— стационарным;

— полустационарным;

— нестационарным.

СТАЦИОНАРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ предоставляется людям пожилого и старческого возраста в:

  • домах-интернатах общего типа;
  • домах-интернатах малой вместимости;
  • домах милосердия;
  • геронтологических центрах;
  • социальных учреждениях для лиц без определенного места жительства;
  • специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

По данным Министерства труда и социального развития, на 1 января 2003 г. в системе социальной защиты населения Российской Федерации действовало 1207 стационарных учреждений социального обслуживания (для взрослых) на 235,7 тыс. мест, где проживало 219,3 тыс. человек.

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ОБЩЕГО ТИПА (пансионаты для ветеранов труда и инвалидов) в системе медико-социальной и социально-бытовой помощи пожилым гражданам, нуждающимся в поддержке и защите, занимают особое место. В России им всегда отводилась роль учреждений, где «сирые» и «убогие» могли найти приют. Вместе с тем по мере развития представлений о положении лиц, помещаемых в дома-интернаты, изменилось и направление деятельности этих учреждений. Об этом в первую очередь свидетельствуют Указ Президента Российской Федерации от 29 января 2000 г. № 115 «О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения» и Указ от 25 декабря 2000 г. № 2063 «О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения».

В настоящее время (данные на начало 2003 г.) существует 657 домов-интернатов общего типа на 94,8 тыс. мест с числом проживающих 86,4 тыс. человек. Потребность в данных стационарных учреждениях социального обслуживания остается достаточно высокой, о чем свидетельствует хотя и заметно снизившаяся, но, тем не менее, сохраняющаяся очередь — 16,2 тыс. человек. Особенно велика потребность в домах-интернатах для людей пожилого и старческого возраста, проживающих на Севере европейской части Российской Федерации, на Урале, в отдельных регионах Сибири.

Исторически сложилось так, что преобладающее большинство старых людей, поступающих на жительство в дома-интернаты для престарелых, было не способно из-за физической немощи, хронических заболеваний, одиночества поддерживать привычный образ жизни и самостоятельно справляться с самыми элементарными нуждами. Однако нередко и поступление старых людей, еще достаточно физически крепких, независимых в удовлетворении собственных жизненных потребностей, но одиноких. Как правило, эти пожилые люди избирают данные учреждения социального обслуживания как надежную защиту и помощь на тот период, когда они станут беспомощными.

Достаточно часто переход на жительство в дом-интернат общего типа мотивируется желанием старого человека разорвать гнетущую семейную ситуацию, напряженные отношения с детьми или другими родственниками, с которыми он проживает, а также из альтруистических мотивов, желания улучшить жилищные условия своих родственников. Интересно, что такой альтруизм был свойствен нашим предкам и в глубокой древности: «старые люди, не способные участвовать в добывании пропитания, добровольно избирали уход из общины, семьи, чтобы освободить от тяжкого ухода за ними. Они селились неподалеку от общего жилья, на погостах, строили себе хижины, кельи и жили за счет подаяния».

Стационарные учреждения (дома-интернаты общего типа) прошли сложный путь развития. В первые годы советской власти они являли собой жалкую картину, занимали помещения бывших богаделен, убежищ общественного призрения, здания монастырей, располагались в ветхих помещениях без каких-либо коммунальных удобств.

Со временем, и особенно в последние 40 лет (в Москве, столицах бывших советских республик, других крупных городах), большая часть этих учреждений стала располагаться в специальных зданиях. И все-таки при неуклонном увеличении общей численности пожилых и старых людей в стране сохранялось практически одно и то же количество домов-интернатов на протяжении длительного времени. Так, на начало 1975 г. в РСФСР функционировало 878 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тыс. человек, а на начало 1991 г. их было 877 и в них проживала 261 тыс. человек. Строительство новых домов-интернатов шло очень медленно из-за недостаточного выделения денежных средств.

В настоящее время в дома-интернаты для престарелых и инвалидов поступают преимущественно люди, нуждающиеся в постоянном уходе, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Дома-интернаты общего типа как сложившаяся традиционная форма социального обслуживания являются медико-социальными учреждениями, предназначенными для проживания пожилых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Проживание может быть постоянным или временным (от 2 до 6 месяцев), а также возможно недельное и дневное пребывание.

Медицинское обслуживание осуществляется по четырем основным направлениям:

  • профилактические осмотры;
  • консультативная помощь;
  • диспансерное наблюдение;
  • организация лечебного процесса.

При этом социальные задачи домов-интернатов заключаются в материально-бытовом обеспечении престарелых и инвалидов; создании благоприятных условий жизни, максимально приближенных к домашним; проведении культурно-массовой работы; осуществлении мероприятий, связанных с социально-трудовой реабилитацией пожилых людей и инвалидов.

Для домов-интернатов общего типа разработаны три режима социальной адаптации:

  • режим общественно-трудовой занятости направлен на поддержание личной активности, который способствует реализации интересов, знаний, установок, потребности в общении и рассчитан на социально активных пожилых людей, желающих непосредственно участвовать в жизни и деятельности учреждения;
  • лечебно-активирующий режим назначается для поддержания полезных навыков и умений, общения бытовой адаптации, реализацией которого занимаются культработники, библиотекари, инструкторы лечебной физкультуры и трудовой терапии;
  • лечебно-охранительный режим осуществляется медицинским персоналом для поддержания функциональных способностей и отправления физиологических функций индивидуально по отношению к каждому проживающему.

В данных учреждениях социального обслуживания созданы все условия для реабилитационных мероприятий: трудовая терапия, трудовая занятость, причем характер труда является щадяще-активирующим, а трудовая терапия представляет собой элементарную занятость с использованием ранее приобретенных навыков. Ценность ее в условиях дома-интерната состоит в том, что она способствует адаптации пожилых людей, поскольку направлена на поддержание активного образа жизни пожилых и старых людей, сохранение у них сознания своей общественно-полезной значимости.

Преобладающее большинство домов-интернатов общего типа представляет собой типовые благоустроенные здания, в которых проживающим предоставляются все современные коммунальные услуги, имеются библиотеки, читальные залы, концертные залы, комнаты на одного или двух-трех человек; медицинская часть оборудована всеми необходимыми кабинетами для оказания медицинской помощи, физиотерапия, тренажерные залы, помещения для трудотерапии.

В этом отношении заслуживает внимание сравнение с подобного рода социальными учреждениями в дореволюционной России.

Так, согласно литературным данным, к 1865г. в Москве было несколько десятков богаделен, а в 13 уездах Московской области — всего 10 на 133 коек, но уже на 1 января 1897 г. была открыта богадельня Фрола Ермакова (видного предпринимателя и благотворителя) для 983 крестьян, на организацию которой было затрачено 2 млн. руб., и просуществовала она до 1917г.

Интересно, что проведенный специально опрос о количестве престарелых в Московской губернии, не имеющих средств к существованию (1915 г.), и об участии различных обществ и частных благотворителей в их судьбе выявил, что только 23,9% не имели никакой помощи, все остальные пожилые и старые люди получали помощь: приходские, санитарные и благотворительные общества оказывали помощь 40,2% престарелым; сельское общество — 22,8%; частные лица — 10,9%; в богадельнях обслуживались 13,4%, а 28,9% пожилых людей старше 65 лет все-таки были вынуждены просить милостыню. Богадельни размещались как во дворцах Москвы, так и в крестьянских домах, они предоставляли кров каждому десятому престарелому из числа крайне бедных.

Как в далеком прошлом, так и сейчас условия, в которых осуществляется социальное обслуживание, крайне разнообразны по уровню комфорта, уюта, оснащенности техническими средствами, позволяющими пожилым и старым людям быть относительно независимыми в самообслуживании и активно передвигаться. «Из 3280 стационарных зданий требуют реконструкции 493, находятся в аварийном состоянии 179, ветхие — 205. До сих пор государство не может завершить строительство 99 стационарных социальных учреждений из-за отсутствия финансовых средств».

В последние годы довольно активно проводится разукрупнение существующих домов-интернатов, что характерно для многих регионов страны, а средняя мощность дома-интерната для престарелых уменьшилась с 280 до 160 мест.

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ (на 25-30 мест), располагающие всеми возможностями для создания комфортного пребывания пожилых и старых людей, приобретают все большее распространение, особенно в сельской местности. Как отмечают некоторые исследователи, такие дома-интернаты являются своеобразными центрами социокультурной работы, проводимой среди престарелых граждан, которые проживают в прилегающей сельской местности. В дни государственных и религиозных праздников сюда сходятся пенсионеры из данного населенного пункта и близлежащих деревень, а в гости приглашаются самодеятельные художественные коллективы из домов культуры, образовательных учреждений, священнослужители. Все больше старых людей предпочитают жить в таких маломестных домах-интернатах.

Можно по-разному воспринимать дома-интернаты для престарелых и инвалидов, но есть все основания с большой убежденностью утверждать, что наряду с пенсионным обеспечением эти стационарные учреждения социального обслуживания являются одним из лучших приобретений человеческой цивилизации в оказании помощи и ухода престарелым гражданам. Категорически нельзя согласиться с мнением некоторых социологов и психологов, что «государственная помощь пожилым и старым людям в виде специализированных учреждений не пользуется успехом у пожилых людей, какими бы благоустроенными они не были, что ими; гордятся сами государственные службы».

Для совершенствования социальной поддержки наиболее слабых пожилых и старых людей раскрываются ДОМА МИЛОСЕРДИЯ, а также ОТДЕЛЕНИЯ МИЛОСЕРДИЯ в домах-интернатах. В таких домах и отделениях значительно снижена физическая нагрузка на средний и младший медицинский персонал, что вне всякого сомнения благоприятно отражается на качестве обслуживания. К 1 января 2003 г. уже функционировали 72 дома милосердия на 2,3 тыс. мест с числом проживающих 2,0 тыс. человек.

По данным Госкомстата России (2003г.), на конец 2002 г. в стационарных учреждениях действовало 11 специальных, 51 реабилитационное, 35 геронтологических отделений и 779 отделений милосердия в целом на 48,1 тыс. мест. В них проживало 43,8 тыс. человек.

ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ — новая форма стационарных учреждений в системе социального обслуживания в современных условиях. Создание геронтологических центров было предусмотрено еще Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., на 01.01.2003 г. их уже было открыто 15 на 3,4 тыс. человек. По мнению новосибирских ученых, «на региональном уровне необходимо иметь специализированное учреждение, основной целью которого является научное и организационно-методическое обеспечение деятельности социальных служб региона, оказывающих социальные услуги людям пожилого возраста.

Наиболее полно этим требованиям отвечает ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, который во взаимодействии с социальными учреждениями способен обучить пожилого и старого человека методам и приемам выхода из состояния «социального сиротства» и вернуть его в пространство социальной, трудовой и семейной жизни». Другие исследователи считают, что «геронтологический центр призван обеспечивать уровень организации и качества лечебно-диагностического процесса, близкий к уровню медицинской помощи, предоставляемой в гериатрических стационарах системы здравоохранения».

В геронтологических центрах основное внимание уделяется реабилитационной деятельности, причем главное место в ней занимает медицинская реабилитация. Эти центры имеют самую современную материально-техническую и научно-практическую базу для проведения комплекса лечебно-профилактических, социально-реадаптационных, гигиенических и культурных мероприятий; на их территории открыты консультативные кабинеты узких специалистов, располагается современное медицинское оборудование. Геронтологические центры осуществляют научно-методическую деятельность, на их базе проводится разработка и внедрение новых методик, программ, проектов, связанных с геронтологической практикой, оказание методической помощи профильным учреждениям, ведение санитарно-просветительной работы среди населения по здоровому 222 образу жизни.

Для старых людей с психическими расстройствами геронтопсихиатрическая помощь и социальное обслуживание предоставляется в ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТАХ, которых в настоящее время имеется 441 на 131,1 тыс. мест с числом проживающих 125,1 тыс. человек. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре и ряде других городов имеются и ГЕРОНТОПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, оснащенные современной диагностической аппаратурой, техническими средствами для ухода за психически больными старыми людьми, необходимыми медикаментами и располагающие высококвалифицированными геронтопсихиатрами.

СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ для граждан пожилого возраста и инвалидов созданы совсем недавно, в 1999г., в целях проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий по здоровому образу жизни, укреплению здоровья пожилых и старых людей, сохранению способности обходиться как можно дольше без посторонней помощи. Для поступления в социально-оздоровительный центр пожилые люди должны иметь заключение поликлиники о состоянии здоровья, рекомендованных санитарно-реабилитационных мероприятиях и отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в заведении такого рода. Путевки в социально-оздоровительный центр выдаются пожилым людям на условиях частичной оплаты, размер которой не превышает 75% от размера пенсии с учетом надбавок и компенсационных выплат. Основная направленность социально-оздоровительных центров — реабилитация и психологическая поддержка, проведение санитарно-просветительной работы в целях ускорения личностной адаптации к новым условиям жизни. В этом процессе участвуют врачи, психологи, специалисты по социальной работе, культработники.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОМА-ИНТЕРНАТЫ для: — пожилых людей, находившихся в местах заключения и отбывших наказание, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор;

— пожилых людей, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

— пожилых людей, систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах интернатах общего типа.

Эти заведения были открыты в 1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 338 от 15 апреля 1995г. «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов». В 2001 г. таких стационарных учреждений социального обслуживания было уже 40 на 6568 мест, причем лиц, поступивших из мест лишения свободы, было всего 380, а без определенного места жительства — 2231 человек.

Общеизвестно, что многолетнее пребывание в местах заключения деформирует личность, способствует развитию стойкой социальной дезадаптации, преимущественно это психопатические личности с асоциальными установками, с тенденцией к алкоголизации, к нарушениям режима учреждения. Такие старые люди не могут проживать в домах-интернатах общего типа, обслуживание и наблюдение осуществляют работники министерства внутренних дел.

Основные цели специальных домов-интернатов:

  • социальная реабилитация;
  • решение вопросов правового статуса проживающих старых людей;
  • оказание медицинской, психологической, социальной помощи;
  • трудоустройство.

Социальное обслуживание на дому и другие проблемы пожилых людей обсудили в Правительстве региона

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector