Логика взаимосвязи процессов эволюции и развития личности

Первая операция логического раздвоения содержания активности личности пребывает в том, что выделяется активность успехи (сознание) и активность отношения (самосознание). Наряду с этим активность успехи представляет собой «сходное», в частности объектное, другими словами личность в этом случае рассматривается как объект. Активность отношения, соответственно, — это «хорошее», в частности субъектное, другими словами личность рассматривается тут как субъект.

Собственной активностью успехи, другими словами сознанием, люди объединены. Наряду с этим не все их отношения являются осознанными в один момент, кое-какие отношения по большому счету смогут быть не поняты в течение долгого времени, время от времени в течение всей жизни. В этом случае содержание таких неосознанных взаимоотношений воображает собою так именуемое «бессознательное» либо «архетипическое» содержание, в особенности выделяемое психоанализом. В противном случае говоря, люди смогут быть объединены активностью успехи не только в плане сознания, но и в плане бессознательного: активность успехи, так, больше по количеству, чем сознание, не смотря на то, что довольно часто и отождествляется с ним.

В собственной активности отношения, другими словами в их самосознании, люди независимы, довольно свободны друг от друга. Активность отношения воображает сложную структуру «самости» человека, в которой возможно выделено содержание «образа Я» и содержание самоидентификации личности. Тут кроме этого не все содержание активности отношения есть тождественным самосознанию, часть этого содержания, составляющая «образ Я», понята, а вторая часть, воображающая самоидентификацию, в большинстве случаев, не осознается субъектом без особого анализа. Психоанализ, например, возможно направлен на выяснение изюминок самоидентификации личности и на установление видов и специфики психотерапевтической защиты «Я». Так, самосознание личности воображает собою отдельную совокупность взаимоотношений, принадлежащую более большой по собственному содержанию совокупности активности отношения.

Следующая логическая операция раздвоения активности успехи осуществляется по тем же самым показателям «сходного» и «хорошего». В следствии активность успехи будет представлена в следующих двух формах:

1) индивидная форма активности успехи («сходное»);

2) форма личной активности успехи («хорошее»).

Совершенно верно так же, активность отношения имеет две формы:

1) объектная форма активности отношения («сходное»);

2) субъектная форма активности отношения («хорошее»).

Это указывает, что в содержании активности отношения осуществляется то же самое раздвоение на объектные и субъектные особенности, другими словами осуществляется повторение прошлого раздвоения всей активности в целом на объектную и субъектную ее стороны. В будущем эта операция разделения на объектное и субъектное содержание будет так же повторяться с позиций формальной, но, само собой разумеется, не смысловой. Это формальное повторение свидетельствует, что субъектные особенности личности в действительности развиваются, создавая тем самым базу социализации человека, либо, иначе говоря неспешно усиливая функцию его личного опыта. Данный персональный опыт имеется единство индивидного и личного содержания активности человека, пополняемого за счет опыта социального. Таковой опыт приобретается благодаря активной, независимой и творческой деятельности человека, управляемой его активностью отношения.

Мерой индивидной активности человека есть его темперамент. Понятие темперамента — общее для всех людей обозначение либо определение их индивидной активности, необычной «мелодии» данной активности, пока еще без конкретного психотерапевтического ее наполнения.

Мерой личной активности человека есть темперамент. Понятие характера — это неспециализированное определение единства всех особенностей индивидуальности, в то время, когда «мелодия» активности получает первичное психотерапевтическое содержание.

Соответственно, мерой объектной активности являются свойстве, а мерой субъектной активности — мотивация.

Индивидные свойства человека, определяемые как темперамент, кроме этого подразделяются на «сходное» и «хорошее». «Сходное» тут — это реактивная машинообразная сторона деятельности индивида, в том смысле реактивности, в котором осознаёт это слово И. М. Сеченов. Машинообразность — это одинаковость, тождественность, предсказуемость, алгоритмичность поведения индивида. «Сходное», наконец, — это, говоря современным языком, экстраверсия, другими словами зависимость поведения от внешних условий. В крайнем выражении свойства экстравертности мы имеем проявление того, что воображает собою внушаемость, конформность, подражательность поведения.

Более либо менее вынуждаемые извне реакции — по изучениям Г. Ю. Айзенка и других — имеют, быть может, кроме того генетические предпосылки. Но нельзя, само собой разумеется, сказать прямо о «врожденности» экстравертного поведения. Противоположным полюсом по отношению к экстравертности есть интровертность. Экстравертность представляет собой постоянную последовательность (континуум значений) от минимального до большого ее проявления. Тут, кстати, кроме этого направляться уточнить, что «континуум» — это не синоним континуальности, являющейся сообщение, переход от нормы к патологии. Интровертность — не патология, это минимизированная экстравертность. Потому, что, к примеру, внушаемость немыслима вне экстравертности, то это свойство внушаемости, либо суггестивности, есть общим свойством людей. Минимальная внушаемость предполагает значительно чаще и минимальные значения экстравертности, не смотря на то, что нет для того чтобы психотерапевтического свойства человека, которое не имело возможности бы быть им скорректировано либо компенсировано.

В данном контексте, с позиций личности, а не с позиций социальной психологии, интровертное выясняется независимым началом в поведении человека, т. е. в содержании его индивидных особенностей «сходное», — это реактивное и экстравертное, а «хорошее» — это активное и интровертное. Разглядев индивидные свойства человека, направляться перейти потом к особенностям, воображающим его индивидуальность.

Тут снова мы должны выяснить содержание понятий «cxoдное» и «хорошее» в пределах ранее выделенного «хорошего», принадлежащего сознанию в пределах индивидуальности. Значит, нам не -обходимо выделить в характере человека сходную и хорошую стороны. Тут сходное либо уподобляющее нас всех друг другу — это логическое, поскольку людям всем одинаково противолежит одинаковый мир, что познается посредством одних и тех же логических операции В следствии этих операций достигается общеизвестное, логически упорядоченное человеческое знание. Логическое — это познавательная сторона характера, другими словами познавательная активность людей.

Иначе, конечно, что люди вычисляют собственными неповторимыми изюминками личные эмоции, состояния и эмоции. Эта уникальность человека — то, что образовывает «хорошее» в содержании его характера. Итак, «хорошее» — это чувственная сторона характера, противолежащая логической его стороне. Единство ума (логики), воли и чувств — вот что собою воображает темперамент. Потому, что это единство чувств и помыслов есть постоянной проблемой в плане развития и сохранения людской индивидуальности, то эта неприятность единства имеет независимое определение: воля. Как подчеркивает Е. П. Ильин: «…функции воли не сводятся лишь к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении появляющихся по ходу деятельности затруднений» [43,6|.

Волевой человек — это броская индивидуальность, а человек, не владеющий сильно выраженной индивидуальностью, — это бесхарактерный, слабохарактерный человек. С позиций внешней, другими словами с позиций общества, напротив, волевой человек — это человек, подавляющий собственную индивидуальность, потому, что понижение собственной значения и самооценки волевых ее компонентов — это благо для общества. К примеру, задача социального педагога состоит в работе с характером человека методом организации образовательной среды, другими словами внешних условий, но наряду с этим нужно выяснить лично необычную меру активности человека. Иными словами, в социализации человека направляться стремиться к воспитанию определенной умеренности характера. По словам А. Н. Леонтьева, не темперамент обязан обладать личностью, а личность — характером. Не должно быть так, как время от времени говорится: «Мой темперамент — это ваши неприятности». С данной точки зрения, воля — выражение умеренности, культурности, социализированности, а лучше сообщить, — культурности человека. Владение характером по большому счету нужно чтобы быть талантливым что-либо делать, иметь способности функционировать.

Способности в логической структуре находятся правее довольно графического отражения типов характера, в сфере самосознания. В целом свойства подразделяются на две многочисленные группы:

1) Регулятивные свойства, а также саморегулятивные, и, помимо этого, способности к регуляции поведения, не только собственного, но и группового. В этом смысле регулятивные свойства обнаруживаются как фактически «организаторские». В общей логической структуре развивающейся личности регулятивные свойства воображают собою «сходное».

2) Коммуникативные свойства — это «хорошее», потому, что коммуникация не столько механически объединяет, сколько в первую очередь строится, конструируется на базе личных и субъектных отличий людей друг от друга. Так, в коммуникации люди выступают в первую очередь как разные; и коммуникация по большому счету выступает как сложная социально-психотерапевтическая и социально-педагогическая неприятность общения. Если бы коммуникация строилась на «сходном», то неприятность общения в целом не появлялась бы, ее легко в принципе не имело возможности бы существовать. Развитие коммуникативных свойств есть нужным основанием в ответе неприятности согласия людей с разными характерами.

В современный период человечество лишь еще вступает в стадию «третьей волны развития», в то время, когда появляются всепланетные, глобальные средства массовой коммуникации. В начале данной стадии развития до тех пор пока еще действует синдром «Вавилонской башни», пребывающий в том, что люди не смогут, кроме того искренно этого хотя, нормально общаться на базе единого, универсального языка, а также языка психотерапевтического.

Организаторские свойства — это способности цивилизационные, тогда как способности коммуникативные — это культурные. Коммуникативные свойства — это способности, основывающиеся на самоактуализации личности, на ее самоопределении, в итоге, — на ее «самости». Люди по большому счету, по определению, должны быть неповторимы, не похожи, и одновременно с этим они должны мочь обнаружить неспециализированный язык. Домашние неприятности, неприятности любви и дружбы относятся к сфере коммуникативных свойств.

Потом по содержанию логической структуры развивающейся личности находится ее мотивация. Структура мотивации воображает собою соединение «хорошего» и «сходного», другими словами единство мотивации отношения (МО) и мотивации успехи (МД):

1) Мотивация отношения — это самая яркая черта активности личности, в частности активности отношения, лежащей в базе определения содержания самосознания человека. Главными элементами этого содержания являются сокровище, высказывающие собою духовный потенциал личности. Этот потенциал предопределяет то, какими смогут быть главные направления социальной и опытной ориентации человека, с какими мотивационными стратегиями человек пытается актуализировать главные личностные сокровища. С мотивацией отношения связаны вопросы этического самоопределения человека. Неслучайно Э. Фромм одну из наиболее значимых собственных работ посвятил проблемам этики и психоанализа, в ответе которых главные направления коррекции личностного развития определяются главными социальными ориентациями и соответствующими мотивационными стратегиями.

2) Мотивация успехи воображает в структуре самосознания сферу сознания личности. В данной мотивации представлены индивидные и личные особенности личности, переосмысленные благодаря напряженной, творческой активности самосознания. Так, в мотивации успехи человек раскрывает для себя то, как он конкретно себя видит. Исходя из этого, он ставит перед собою в полной мере определенные, конкретные цели достигнуть каких-либо результатов. В случае если человек видит себя неадекватно, искаженно, то и цели им выбираются другие, не те, что ему личностно нужны, а те, что предполагаются вторыми людьми. Вакуум собственной мотивации человека срочно заполняется извне.

Вывод состоит, например, в том, что в случае если некто манипулирует вторыми людьми, то он старается в первую очередь выработать самоё выгодное для манипуляций представление о себе. Другими словами он обязан со всей вероятной убедительностью представить внешние, чуждые для людей цели как их личные и для них значимые. Манипулятор, так, выясняется «хорошим», «милейшим» человеком, наилучшим ассистентом в достижении целей, для него лично как бы совсем необязательных.

Мотивация успехи в целом снабжает социализацию человека в смысле его цивилизованности, саморегуляции его поведения. Недостатки мотивации успехи являются главной причиной того, что человек не имеет возможности реализовать им же самим поставленные цели.

Эти цели выдвигаются в сфере мотивации отношения, которая есть вершиной всех психотерапевтических образований человека. Она формируется в онтогенезе человека, начиная с его индивидных особенностей, в частности в плане экстравертности—интровертности. С данной точки зрения онтогенез и социализация определяются в первую очередь опережающим развитием мотивации отношения. На базе мотивации отношения человек выстраивает собственные отношения к миру, в следствии чего он производит собственное познание мира, включая познание самого себя. Осознавая мир и осознавая собственное место в нем, человек овладевает собою и миром. Для для того чтобы существа, как человек, основное состоит не в том, дабы владеть чем-либо в конечном итоге, а в том, дабы понимать сущность данной действительности.

Познание предполагает неспешно развивающийся процесс разделения знаний и, основное, — процесс разделения взаимоотношений. Исходя из этого в целом социализация человека как развивающейся личности — это разделение его активности. С данной точки зрения социализация и онтогенез человека представлены не только по горизонталям логической структуры личности, но и по ее вертикалям, другими словами во всем содержании данной структуры. Начиная «сверху», от недифференцированной еще активности (в то время, когда ребенок не различает внутреннего и внешнего, сна и бодрствования) и потом «вниз» по ступеням ее логической структуры, развитие личности воображает собою последовательную разделение активности (см. рис. 6.4).

Часть 103* Логика нарцисса

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector