Лекция № 7. общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности

Общение– это своеобразная форма сотрудничества индивида с другими индивидами, как участниками общества.

Процедура общения имеет несколько составляющих:

1) потребность в общении – индивиду нужно оказать влияние на собеседника, определить либо сказать некую данные, для этого ему нужно начать процесс общения;

2) ориентирование в ситуации и целях общения;

3) ориентирование в личности собеседника – для общения нужно осознавать кое-какие качества собеседника, хотя бы на интуитивном уровне;

4) планирование содержания сообщения – при общении собеседники обычно сознательно (либо бессознательно) продумывают предстоящие собственные высказывания;

5) выбор средств – как и планирование содержания, возможно сознательным и бессознательным – является обдумыванием конкретных семантических и стилистических структур построения сообщения;

6) анализ ответной реакции – оценка и восприятие реакции собеседника на высказанное сообщение. Анализ эффективности выбранного стиля и направления общения;

7) корректировка направления, стиля, способов общения – есть следствием анализа ответной реакции.

При общении главным носителем информации являются жесты и мимика – 60 %, исходя из этого обращение ребенка, не содержащая сложных семантических структур, но наполненная мимическим содержанием, воспринимается взрослыми и, как правило, адекватно распознается.

Ранний дошкольный возраст ребенка характеризуется обретением речи как личности развития ребёнка и средства самосознания в целом. При помощи речевого общения ребенок приобретает данные, нужную для развития его как личности. Обращение сама по себе содержит средства поощрения либо наказания, дисциплины и самоконтроля. Она кроме этого доносит до правила и ребёнка нормы, принятые в окружающем его обществе. В ходе усвоения речи у ребенка отмечается качественный прорыв в самореализации и возможности самоконтроля, подтверждаемый усиленным развитием личностных показателей. Исходя из этого не приводит к удивлению тот факт, что в раннем возрасте у ребенка наблюдаются качественные трансформации психологии мышления.

Общение складывается из двух составляющих: так именуемого «понимания»и говорения. Пониманиепозволяет усвоить требования и нормы, предъявляемые ребенку со стороны взрослых либо сверстников. Оно разрешает корректировать собственный поведение в зависимости от усвоенной информации. И чем более развит ребенок, т. е. чем более сложные структуры способен осознавать, тем более тонко он сможет реагировать на действия, оказываемые посредством общения. «Говорение»разрешает ребенку самому вносить корректировки в поведение окружающих, уточнять требования, предъявляемые к нему, и вырабатывать диалог в виде, соответствующем его личностному формированию.

Потребность в общении основывается на жажде ребенка познать себя и других людей. Успешное общение с взрослыми и детьми воздействует на его самооценку. В возрасте 3–5 лет у ребенка складывается внеситуативно-познавательная форма общения с окружающими, которая основывается на «теоретическом»сотрудничестве ребенка с взрослыми. Такое сотрудничество приходит на смену сотрудничеству «практическому».

«Теоретическое» сотрудничество– это совместное обсуждение с взрослыми событий, явлений, взаимоотношений окружающего мира. У ребенка деятельно проявляется познавательная деятельность, появляется желание определить больше нового. В возрасте 3–5 лет у ребенка появляется потребность в уважении взрослого.

В это время у детей появляется множество вопросов о предметах и их разнообразных связях. Изюминкой общения в дошкольном возрасте есть внеситуативность. Ребенок деятельно интересуется явлениями и предметами, даже если они не связаны с ним сейчас. На протяжении общения дети определят качества и собственные качества вторых людей. В соответствии с изучениям, дети младшего возраста знают вопросы о личностных качествах человека и смогут заметить собственные недочёты. Значительно чаще самооценка детей дошкольного возраста не есть устойчивой, но сейчас это есть хорошим причиной, по причине того, что критическое отношение к себе говорит об успешном становлении самосознания ребенка.

Потому, что ребенок начинает нуждаться в уважении со стороны взрослых, вероятно появление особенной обидчивости, выражающейся в прекращении той либо другой деятельности по окончании замечаний со стороны взрослых. И, напротив, похвала взрослого вызывает у ребенка особенный восхищение.

В дошкольном возрасте общение детей и взрослых особенно довольно часто носит познавательный темперамент. Взрослый человек чему-то учит ребенка, дает ему новую данные. Вследствие этого в представлении ребенка взрослый выглядит как источник особенных сведений.

По окончании 3 лет у ребенка появляется потребность в общении со сверстниками, которая носит избирательный темперамент. Р. А. Смирнова говорит о том, что дети в возрасте 3–7 лет предпочитают общаться с ровесниками, каковые относятся к ним доброжелательно. Исследователи выделяют пара комплексов проявления детей в адрес сверстников, что позволяет классифицировать их как типы либо варианты общения со сверстниками.

Первый комплекс. Ребенок пытается осуществить совместную деятельность со сверстниками. Он деятельно оказывает помощь сверстнику, дает ему рекомендации, делится собственными предложениями и т. д. Этот комплекс основывается на трех вариантах проявления :

1) ребенок обучается чему-либо у сверстника. В этом случае ребенок выступает как младший в общении;

2) ребенок сам предлагает сверстнику сценарий деятельности, выступает организатором, но наряду с этим принимает предложения сверстника. В этом случае дети являются равноправными партнерами;

3) ребенок выступает как старший, чему-либо учит партнера, направляет его деятельность. Первый комплекс показывает, как ребенок пытается к сотрудничеству и совместной деятельности с окружающими. Ребенок говорит о собственных действиях: «Мы сделали», «Мы выстроили», «У нас оказалось» и т. д.

Второй комплекс. Проявляется в том, что ребенок начинает отделять себя от своих сверстников. Ребенок всячески пытается демонстрировать собственные подлинные либо мнимые таланты. Ребенок заявляет: «Я сделал», «У меня оказалось» и т. д. К сверстникам ребенок относится критически, оценивая их умения и способности: «А ты можешь?». Исследователи определяют поведения ребенка как феномен соревновательного подражания. Ребенок проделывает то же самое, что и другие, но заявляет, что результаты как раз его деятельности – лучшие. В этом случае ребенок пытается перехватить инициативу у сверстников, не хочет соглашаться на предложения вторых. Распоряжения, данные сверстником, им игнорируются. Ребенок пытается руководить сам, не хочет, дабы его действия и слова обсуждались, но сам деятельно осуждает сверстников.

В случае если с ребенком сверстники не соглашаются, он прекращает с ними общаться, показывает обиду. Этот комплекс показывает потребность детей дошкольного возраста добиться уважения сверстников. В поведении детей проявляется рвение выделить собственную личность, высокая оценка и осознание собственных умений, постоянное сравнивание себя со сверстником, критика окружающих. Исследователи связывают такое поведение с потребностью в признании и тщеславием ребенка.

Третий комплекс. Основывается на том, что сверстники постоянно находятся в поле внимания. Ребенок пытается поделиться со сверстниками собственными впечатлениями, чувствами и т. д. Он пытается предугадать действия партнера. В то время, когда ребенок что-либо говорит, то следит за его реакцией и партнёром, желает заметить, какое чувство создаёт его рассказ. В третьем комплексе отражается потребность в сопереживании со стороны сверстников.

Четвертый комплекс. Основывается на том, что поведение ребенка переходит от важного к фантазированию. Ребенок придумывает небылицы, развивает фантазии и шутки сверстников. Одобрение собеседника вызывает у ребенка еще больший прилив воображения. Это отражает рвение ребенка к сотворчеству со сверстником.

Как раз в дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта ребенка, он овладевает своеобразными людскими формами мышления и восприятия. Деятельно начинается обращение, воображение, память.

897-1 SOS — A Quick Action to Stop Global Warming

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector