Лекционные занятия № 16-17

Тема 2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Главные понятия темы: содержание педагогического процесса (образования), структура содержания образования, знание, умение, навык, творческая деятельность, отношение, неспециализированное образование, политехническое образование, профобразование, учебный предмет, учебный замысел, учебная программа, учебник, учебное пособие, содержание воспитания, базисная культура личности.

Обсуждаемые вопросы:

1. Содержание педагогического процесса, его исторический темперамент.

2.Структура содержания педагогического процесса.

3.Общее, политехническое, профобразование.

4.Источники, критерии и факторы отбора содержания образования.

5.Учебный предмет как уровень представления содержания образования.

6.Главные тенденции содержания современного образования.

7.Нормативные документы, отражающие содержание педагогического процесса.

8.Содержание воспитания как составная часть содержания образования.

Содержание педагогического процесса, его исторический темперамент

Неприятность содержания образования связана с ответом вопросов о том, «чему учить детей и молодежь в образовательных учреждениях?», «что возможно предметом самообразования человека?», «какие конкретно отношения и соответствующие им качества личности нужно воспитывать у ребенка?». Содержание образования один из главных компонентов педагогического процесса, и главное средство формирования личности. Содержание образования интегрирует в себе содержание воспитания и содержание обучения.

Содержание как философская категория – упорядоченная совокупность процессов и элементов, образующих предмет либо явление. Общепризнанным в педагогике считается следующее определение содержания образования. Содержание образования — это педагогическая адаптация совокупности знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых снабжает развитие личности (И.Я. Лернер). Разглядим, как в истории педагогики решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Как отбирать данный материал? Какими правилами нужно руководствоваться наряду с этим?

Довольно часто в ответе этих вопросов ученые-педагоги шли от здравого смысла: что потребуется человеку в жизни, что понадобится, а что и просто нужно. С этих позиций в истории педагогики выдвигались теории формального и материального образования.

Приверженцы «формального образования» (Дж. Локк, И.Г Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт и др.) думали, что у обучающихся нужно развивать мышление (гибкость и силу ума), память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, поскольку источником знаний есть разум. «Формальное образование – это такое развитие свойств человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (П.Ф. Каптерев). Исходя из этого самые ценными являются такие учебные предметы, каковые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают всевозможный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). Согласно точки зрения, приверженцев формального образования, знание само по себе, вне отношения к формированию ума, имеет малое значение.

Приверженцы «материального образования» (Г.Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни обучающихся, для их яркой практической деятельности. В частности, они считали, что обучать нужно в основном естественнонаучным дисциплинам. Так, приверженцы данной точки зрения вычисляли главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений.

К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев доказали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. Согласно их точке зрения, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны между собой. Формальное развитие возможно купить только методом изучения наук, языков, искусств, ремесел. Иначе, любая наука, любой язык, мастерство либо ремесло собственными свойствами и особенными приёмами собственного материала, собственной методикой воздействуют на развитие ума, умений и интеллектуальных способностей.

Узнаваемый представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859-1952) в базу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. Он утверждал, что «материал обучения необходимо брать из опыта ребенка». На протяжении практической деятельности обучающиеся овладевали знаниями по различным предметам.

Содержание образования изучили многие ученые (М.Н. Скаткин, В.С. Леднев, Ю.К Бабанский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и др.). Наряду с этим они исходили из того, что главная функция образования – это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Разбирая явление культуры с педагогической точки зрения, исследователи (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) продемонстрировали, что культура – это в первую очередь опыт материальной и духовной деятельности, выработанный прошлыми поколениями, что возможно усвоен личностью.

Неспециализированными элементами для разнообразных видов деятельности являются: знания, опыт осуществления известных способов деятельности, что воплощается в навыках и умениях личности; опыт творческой, поисковой деятельности согласно решению появляющихся перед обществом неприятностей; опыт взаимоотношений к миру и самим себе, определяющий культурность личности.

Любой элемент социального опыта делает собственную своеобразную функцию в развитии личности. Все элементы взаимосвязаны между собой, усвоение каждого из них воздействует на качество и уровень усвоения вторых элементов.

Биология поведения человека: Лекция #4. Молекулярная генетика, I [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector